С баяном на урок литературы

Анатолий Бородин
Кто  бы  мог  тогда  подумать,  что  я  открыл  новый  тип  урока, который
сегодня считается одним из самых ценных и современных, -интегрированный.
Работал  я тогда  учителем  русского  языка  и  литературы в  Прослаушинской
неполной средней школе.  Мальчишкой  восемнадцатилетним  пришёл
в свой первый  7-а класс. С  трепетом  вспоминаю  этих  своих весёлых ,
трудолюбивых и  озорных . но  очень  чувствительных и преданных детей.
Вот  Ваня   Горбоносов , ему  восемнадцать,   и мне  тоже.  Но никогда ни одного
конфликта.
Володя   Охременко , которого  убило  током  через  месяц  после  того, как
я пришёл  в школу. Помню , как плакал над его могилой , а женщины жалостливо
приговаривали : -Это  кто же такой  молоденький  убивается по  Володьке
убивается? Они тогда  ещё плохо знали меня. Не забуду , как не послушался их
совета не оглядываться , уходя с кладбища, чтобы потом плохо  не  было.
действительно, дней  7-10 ,  вернее  ночей не мог уснуть , почему- то было
неспокойно на душе.
Вообще, ребята были замечательные.  Прихожу как-то из  школы  домой
и сначала не понимаю , что происходит. Берёзовые  хлысты , привезённые
сельским советом к моей квартире , распилены , чурки  расколоты и сложены
в поленницу. Что  за чудеса? А довольная  моя  хозяйка , незабвенная тётя
Феша, улыбаясь  говорит : -Твои архаровцы , Лександрыч ,прибежали всем
классом и всё  сделали , пришлось конфетами  угощать.
  Вот такие они были , и я старался платить  им  тем же. Даже  спасал однажды
жизнь 30 ученикам , что  жили в интернате. Часа  в четыре утра , а это было
зимой, слышу кто-то  скребётся  в  дверь. Проснулся , к дверям, спрашиваю:
 Кто? Молчание. Дверь  открываю – никого , только внизу какое-то сопение.
Наклонился, Боже  мой, да это шестиклассник  Генка из  интерната.
В одной рубашке, трикушках  и  валенках. Губы трясутся и едва выдавливают :
 -Угорели мы.
Бегу в интернат, благо он недалеко от моей квартиры был. Дверь тугая ,
с пружиной , потому – то  она закрытой оказалась. Забегаю в первую комнату,
запах  тяжёлый , не продохнуть . Не могу сразу сообразить что делать.
Наконец, озарило. В руках лыжная  палка—по окошку –хрясь , по другому-
хрясь. Потом в другую  комнату  , в третью. Слышу голос моей
квартирной хозяйки : Лександрыч, держись , если что, я не переживу.
   Ну раз пришла  помощь , надо  врача звать. Опять метров сто пятьдесят,
и стучу в окно: -Анна  Петровна,  помогайте , в интернате  беда.
Возвращаюсь. Ч еловек десять взрослых вытаскивают ребят на  улицу.
И  вот что  здорово: отходили всех.
  Жалко тогда с наградами  плохо было, да и не удосужился никто написать,
куда следует. А то носил бы сейчас в  праздники  на пиджаке медаль
«За спасение школьников от угара». Но ,оказывается, таких и медалей нет
Жаль. Зато дети  отплатили мне за спасение на  уроке  литературы.
   А получилось  это  так. Прасковья  Ивановна, завуч нашей  школы,
где я тогда работал , неожиданно говорит:- Хочу сходить к вам на урок
литературы в  7-а класс.  Это сейчас директора  или  завуча не очень
боятся, тогда –попробуй.
---Что же делать , мучительно соображаю я , как же сделать , чтобы и волки
сыты , и овцы целы. Глаза мечутся по  учительской  , и вдруг видят спасение:
на стуле  стоит  баян.  Беру его, прихватываю тетрадь с планами уроков
и шагаю в класс. Сзади  торжественно  шествует  завучиха. Глаза вытаращеенные,
почему это на литературу  и с  баяном?   Ну ладно  пение , тут…
  Такие же  выпученные глаза были  и у ребят , когда  мы  вошли в класс
   Ну дальше я  им  всем  выдал ,  особенно  Праскуше  , то есть завучу.
--  Ребята , торжественно , так  проникновенно , аж самому  плакать захотелось, -
мы заканчиваем  изучать  творчество  Т.Г. Шевченко. И я хочу с вами попеть
замечательную песню на его стихи. Вот послушайте.
  Голос  у  меня  не  сильный , говорят, когда захочу , то  даже приятный.
 - И я….запел:
                Реве , тай  стогне  Днипр  широкий,
                Горами   хвилю   пиднима,
                До  долу  верби    гне   высоки….
    А потом  мы  пели  с ребятами  вместе. А к концу  второго  куплета
смотрю, а  Праскуша поёт  тоже , а в глазах  слезинки : песня –то её  родная,
украинская , или. как у нас в деревне говорили, хохлятская.
  После урока Прасковья  Ивановна , где я вычитал , что так интересно можно
проводить уроки. Когда я сказал, что  сам  придумал , долго не верила.
И только когда  несколько  раз  увидела , как я  рано  утром или  вечером
гуляю около  соснового  леса и пою , пою , часто во всю глотку, она
поняла, что я говорю правду. Но это она тогда  понимала , как моё
очередное чудачество, сегодня оказывается хорошим методом обучения.
         Школьники всегда дают своим  учителям  прозвища. Было оно
и у меня: учитель , который поёт на уроках 
И оно осталось по сей день. Только жалко , тогда это  новшество с
использованием баяна на уроках литературы официально не зарегестрировали.
                Глядишь, сейчас в почёте и  уважении ходил  бы. Да-а-а…
  С испугу каких  только методов  не  наоткрываешь!