Отрадное мечтанье

Нина Изюмова
В «минуту жизни трудную» мы пытаемся молиться, но это удается  не всегда. И тогда, во многообразии образов, идей, звуков, запахов, чувств и концептов,  мы желаем  отыскать те, которые  пробуждают в  нас «отрадное мечтанье», способное  смягчить нашу боль и тревогу.

Мы «вперяем взор» в города и веси разных эпох и народов, отыскивая образ своей мечты. В юности таким городом была для меня Александрия времен своего расцвета. Разнообразие  языков, мраморные залы величайшей в мире библиотеки, открытость миру и включенность в него – что имеет для молодого человека большую притягательность? Но с годами сердце начинает тянуться к Фиваидам, где странник попадает в атмосферу искренней любви и тепла, ощущая себя в раю уже здесь, на земле.

Но самый больший простор для поиска дает нам мир идей и смыслов. Тут нас ждет множество ловушек, особенно, если нашей целью является  лишь смягчение боли.
На роль главного «бальзама от боли» претендует  буддизм, который, по существу, объявляет гильотину  лучшим средством  от перхоти, при этом речь идет о такой хитрой гильотине, действие которой распространяется на Вечность. Называется это красиво – «Выход из колеса Сансары».

Не меньшую ловушку представляет собой так называемый поиск истины,  любимое занятие интеллигента. Беда в том, что он вовсе и не желает обретения истины. Дело сводится к захватывающим умственным упражнениям, где один симулякр сменяется другим, еще более увлекательным. Вспоминается эпизод из жития ап.Павла, когда он проповедует  в афинском ареопаге. В «Деяниях» это описано так:  «Афиняне же и все живущие в них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить и слушать что-нибудь новое». Но как только ап. Павел начинает говорить об истине, они быстренько его прерывают, говоря с ухмылкой: «Об этом мы послушаем в другое время». К сожалению, для многих это время так и не наступает.  Именно поэтому получается, что «много званых, мало избранных». Среди последних в ареопаге оказался великий Дионисий Ареопагит, так как настоящая проповедь не может остаться бесплодной.

Поиск истины  будет успешным, если мы найдем нужные Догматы ( не путать с догмами!). В мире духа они играют ту же роль, которую в мире науки играют постулаты. И те, и другие ставят предел хаосу, организовывая его в космос.  Подобно тому, как разные наборы постулатов дают разные геометрии – от геометрии Лобачевского до геометрии Евклида, так и выбор догматов определяет основной вектор нашего движения (стратегия),при всей вариабельности траекторий (тактика).

На этой основе можно обрести мировоззрение, которое дает возможность стать  свидетелем истины, а не вечным ее искателем. Положение свидетеля истины есть уже положение творца, а не потребителя.  Я здесь имею в виду не Истину с большой буквы, а ту выношенную нами и только нами промежуточную форму, о которой каждый из нас свидетельствует на своем языке и своими средствами выражения.

И тогда «отрадные мечтанья» сольются с молитвой в которой отразятся  наш собственный опыт и плоды  нашей души, а их  Господь не оставит без ответа.
 
Начали с Лермонтова, им и завершим:

Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.