Приключения шалопая. 1. Школьные годы чудесные

Юрий Рязанцев
1. «ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ...»

     В далёком послевоенном детстве один смышлёный ребёнок сразу же понял, что в школе можно не учиться вовсе! Действительно, зачем сидеть в душном классе и слушать мудрые, но непонятные речи тех, кто не испытал ни голода, ни бомбёжек?
 
     Ему предстояло жить в удивительном городе - Москве, среди высоких зданий, бронзовых памятников, в центре коловращения событий в разных съёмных квартирах. Вместе с родителями. И каждый год - на новом месте.
 
     Поэтому пацану хотелось с тяжёлым школьным портфелем в руке просто бродить по улицам, скверам и площадям и глазеть по сторонам. Или целыми часами играть в «пристенок» и «ножички» с такими же ребятами, как он, наслаждаясь полной свободой.

     Но «голод – не тётка»! Приходилось подчиняться обстоятельствам.

Говорил директор в школе:
«Ты, Рязанцев, отмочил:
Можешь быть собой доволен –
Восемь двоек получил!

Восемь двоек за неделю!
Я бы умер со стыда…
В нашей школе нет глупее
И не будет никогда!»

А пацан подумал: «Точно:
Самый глупый – это, он».
И ничуть не озабочен,
Аппетита не лишён.

Да, внимание приятно,
Не грызёт печаль-тоска.
Он сидит за чёрной партой,
Ждёт последнего звонка.

Потому что на дорожку
Все получат, наконец,
Две пшеничные лепёшки
И с вареньем леденец.

Наслаждался понемножку…
Как ему хватало сил? –
Леденцовую ладошку
Аж до дома доносил!

     Так было в пятом классе, в шестом – ничего нового вплоть до девятого, где он превзошёл самого себя – стал второгодником. И наконец-то понял, что пора в корне видоизмениться.

     Это произошло на уроке истории в одной из подмосковных школ, куда он с родителями перебрался на некоторое время.

     Историк Михаил Петрович кувалдой вбивал в неокрепшие детские мозги «Апрельские тезисы» великого Ленина, а шалопай решил отыграться на другом великом - Сталине, которого историк боготворил. Для лентяя оказалось пустяком сочинить фразу: «Фронт без крепкого тыла, как рыба без воды» и подарить её авторство «отцу всех народов и корифею всех наук» Иосифу Виссарионовичу.
 
     Хулиган апробировал свой опус в девятом классе при устном опросе. Михаил Петрович знал всё, что сказал мудрый вождь, и даже то, о чём тот только что подумал. Поэтому учитель оторопел, напрягся, учащенно дыша, и сразу же оценил всю масштабность и глубину «сталинской» мысли.

     «Рязанцев, - наконец, произнёс он, - где ты нашёл это изречение нашего Сталина – в газетных статьях, в иных публикациях? Словом, где и когда?» Недоучка ответил, что у него плохая память, о чём ярко свидетельствует его общая неуспеваемость.
 
     Раздосадованный Михаил Петрович всё же дал распоряжение школьной редколлегии написать гениальное изречение на плакате и растянуть его под портретом вождя в коридоре. Это была первая публикация будущего поэта, правда, с чужим псевдонимом, написанная печатными буквами и выученная всей школой.

     В то время он, действительно, уже пробовал писать стихи. Но это не улучшало его успеваемость, а совсем наоборот.
 
     Особенно невзлюбил лентяя директор школы по фамилии Золотой. Он преподавал химию. Однажды на его уроке при написании реакции «серебряного зеркала» поэт-двоечник допустил ошибку, и у него образовалось чистое золото, выпадающее в осадок. Директор почему-то решил, что негодник издевается над его фамилией.

     Шёл 1953 год. В марте «величайший гений всех времён и народов» умер, и ситуация сразу же изменилась. Из официально изданных экзаменационных билетов внезапно исчезли «Великие Сталинские Стройки Коммунизма». Они были вычеркнуты чёрной тушью безжалостной рукой Михаила Петровича.

     Мало того, историк по собственной инициативе уничтожил портрет вождя и, главное, - плакат под ним со знаменитой фразой ученика про тыл и фронт. Это сопровождалось хохотом и насмешками всей школы. Не смеялся только один человек - автор. Он пообещал отомстить обидчику за первую уничтоженную публикацию.
 
     Михаил Петрович неожиданно осмелел, начал поносить последними словами не только Сталина, но и его учителя Ленина, считая, что и тому пришёл «каюк». Но историк поторопился! Сразу же после школьных экзаменов всё возвратилось «на круги своя» по указанию партии.
 
     Михаил Петрович с горя стал закладывать за воротник и на следующий учебный год являлся в школу в таком состоянии. На уроках каялся в своих ошибках вместо того, чтобы держать язык за зубами, по совету коллег.

     Вскоре во время жесточайшей грозы с громом и молниями он, пьяный, свалился в канаву, наполненную дождевой водой, и захлебнулся.

     По слухам, директор остался доволен таким финалом.

     А второгодник одолел десятилетку и всё-таки получил аттестат зрелости, а не справку, как ему постоянно угрожали в школе.
 
     На выпускном вечере при вручении долгожданного документа Золотой торжественно произнёс: «Рязанцев, послушай меня внимательно. Такого ученика, как ты, ещё не видела и, надеюсь, не увидит наша образцовая Клязьминская средняя школа. Вот тебе аттестат. Но не вздумай поступать с ним ни в какой вуз или техникум. Ты опозоришь всех нас, своих учителей. Понятно? Твоё место, в лучшем случае, - на заводе, у станка, и не более того! В общем, поздравляю тебя и нас всех. Тьфу…»

     Так закончилась школьная юность шалопая, которого уже ничто не страшило в жизни.

     Знал бы тогда опытный педагог и директор школы, что его нерадивый ученик успешно окончит два вуза и будет всю жизнь преподавать органическую и неорганическую химию в различных учебных заведениях Москвы и даже за рубежом!



Следующая: http://www.proza.ru/2019/09/13/1028