Рождённая на стыке веков 88 глава

Баширова Шаира
     Сытно пообедав, мы уложили детей спать. Катя опять изъявила желание искупаться.
     - Сразу, после еды? Может просто отдохнёшь часик? Вот, убери со стола, помой посуду, приберись тут, - сказала Анна.
     Катя была разочарована, но молча встала и начала убирать со стола. Мужчины ушли на свой топчан и легли отдыхать. Отабек, поглядывая на Катю, лечь, кажется, постеснялся, он ушёл к озеру. Катя постаралась справиться с работой быстрее, а потом побежала вниз.
     - Нельзя ей одной к воде идти, она не очень хорошо плавает, - сказала Анна и хотела позвать дочь.
     - Оставь её, Анна, она не одна. Твоя дочь выросла, не переживай за неё, да и Отабек, мне кажется, серьёзный парень, - сказала я.
     - Ну давайте и мы пойдём, вода нагрелась на солнце, купаться, одно удовольствие, - сказала Даша, собирая свои волосы на затылке.
     - Вы идите, я немного отдохну, - сказала я.
     - Анна, пошли, дорогая, Халида за детьми присмотрит, - сказала Даша.
Они ушли к озеру, а я легла рядом с детьми и кажется уснула. К вечеру, Абдулла сам приготовил плов, Анна сделала салат, тут Гриша вытащил из сумки бутылку водки.
     - Ну что, пригубим по маленькой, - сказал он Абдулле.
     - Ну если по маленькой, наливайте, Григорий Викторович. Грех на отдыхе не выпить, - ответил Абдулла.
     Гриша налил нам с Дашей и Анне совсем немного, чуть меньше половины пиалки. Водку я не любила, да и вообще, пила очень редко, но настроение, что ли, было хорошее, я сделала пару глотков. Отабек, посматривая на нас, поморщился.
     - Плов очень вкусный получился, - сказал Гриша, с удовольствием отправляя ложку в рот.
     - А Вы попробуйте есть плов руками, Григорий Викторович, вкус совсем другой, - сказал Абдулла, улыбаясь и отправляя в рот горсть плова.
     - Эээ... я пробовал, у меня не получается, - засмеялся Гриша.
     Катя ела немного, кажется, они договорились с Отабеком, потому что вместе пошли вниз к озеру. Этого никто и не заметил, только я проводила их взглядом. Тревоги за Катю в душе не было, то ли я доверяла ей и парню, то ли интуиция была. Их долго не было, плов мы поели и пили чай со сладостями.
     - А где Катя? И Отабека не видно, - оглядываясь по сторонам, спросила Анна.
     - Они к озеру спустились, скоро вернутся, - ответила я.
     - Я пойду, позову её, - спускаясь с тапчана, сказала Анна.
     - Ты оставайся, я сама их позову, - сказала я.
     - Там темно, мамочка, упасть можно. Может я с Вами пойду? - спросила Анна.
     Внизу и правда было темно, только с другого берега отовсюду мигал свет,  днём я видела, что на противоположном берегу тоже находился посёлок.
     - Хорошо, пошли, - ответила я.
     Мы с Анной спустились вниз, к озеру, я держалась за её руку, чтобы и правда не упасть. Вода внизу едва поблескивала, от света полной Луны, освещающей всё вокруг. Даже поздним вечером, здесь было очень красиво. Мы спустились ниже и тут я увидела два силуэта. Катя и Отабек сидели у самой воды, опустив ноги в воду. Да, они сидели совсем рядом, но парень даже не обнимал Катю. Я подумала, что интуиция меня не подвела.
     - Катя? Отабек? Поздно уже, поднимайтесь, - громко позвала Анна.
     Отабек тут же вскочил на ноги и подал руку Кате. Они быстро подошли к нам.
     - Мы просто разговаривали, - сказала Катя, смущённо опуская голову.
     - Тут так темно, да и вода, не страшно вам? - спросила я.
     - Так я же была не одна, - подняв голову, сказала Катя.
     - Конечно. Ладно, пошли, - ответила я, вновь поднимаясь наверх.
     Рассказывать о каждом дне отдыха, думаю не стоит. Но отдых был потрясающим, даже для нас, людей в возрасте. Дети были в восторге, они загорели, купаясь и загорая на берегу, Катя с Отабеком очень подружились и я видела, что смотрят они друг на друга, вовсе не по-дружески. Я лишь жалела, что рядом не было Саши, всё чаще думая о нём. Десять дней прошли и мы стали собираться домой, должен был приехать Валера. С хозяином дачи мы расплатились и попросили его за отдельную плату довезти нас до Бочки. Он сказал, что и так поедет туда, чтобы привезти новых клиентов.
     Валера приехал на десятый день, часа в три и мы, разместившись на двух машинах, поехали к Бочке. На этот раз, Катя и Отабек ехали в одной машине, а накануне, мне Катя сказала, что Отабек хочет рассказать о ней матери.
     - Но он не знает, что я... Я не смогла ему рассказать. Это же неправильно, да? Баба Халида? Что мне делать? Он ведь узбек со старого города, такое он мне ни за что не простит, - сказала Катя, едва не плача.
     - Ну что ты, родная? Сейчас об этом не думай. Просто скажи, что должна закончить институт. А там видно будет. Если любит, парень поймёт и простит, - обняв Катю, ответила я.
     Любуясь местной красотой, мы словно хотели запечатлеть её в памяти. Величественные горы, внизу озеро, поля и извилистые дороги меж гор. У Бочки, Абдулла стал искать машины с городскими номерами, надеясь договориться, чтобы нас довезли до Ташкента, правда, искать пришлось довольно долго. И наконец, подъехал Запорожец с ташкентским номером, водитель которого привёз семью для отдыха. К нему и подошёл Абдулла, потом позвал нас.
     - Всё, поехали. Одной ходкой доедем домой, - сказал Абдулла.
     Ехали мы часа полтора, решили все поехать к Абдулле. Приехав домой, Валера спросил, может ли он ехать домой.
     - Абдулла? Мы тоже уже поедем. Дом десять дней без присмотра. Халида? Вы ещё не скоро уезжаете? - спросила Даша.
     - Неделю ещё побудем здесь. Приезжай завтра, поговорим, - сказала я.
     - Валера? Отвези Григория Викторовича с семьёй домой и можешь ехать. Жду тебя, как обычно, утром. Завтра нужно на работу поехать, - сказал Абдулла.
     Я проводила Дашу и Гришу, попросив, чтобы Наргиза осталась у нас.
     - Ты же утром всё равно приедешь, пусть с детьми поиграет, - сказала я, подумав, что ей, наверное, хочется остаться с Гришей наедине.
     - Хорошо, дорогая. А Наргиза захочет остаться? - с благодарностью посмотрев на меня, сказала Даша.
     - Да, я хочу. Я с Адрюшкой поиграю и с Гульбахор, - ответила Наргиза.
     Олежек, кажется, в их компанию не вписывался, был пока мал. 
Попрощавшись, Гриша поблагодарил Абдуллу за организацию такого чудесного отдыха и они с Дашей, сев в машину Валеры, уехали. Отабек тоже собрался домой. Катя пошла его проводить. Парень пообещал приехать дня через два. Кажется, Катя была счастлива, но грусть в глазах не проходила, появилось и беспокойство. Причину этого я понимала, как никто другой. Она полюбила, парень, видать, тоже был к ней неравнодушен, но тревога её не покидала.
     - Ну что тебя беспокоит, милая? Почему такая грусть в твоих глазах? Всё же хорошо, Отабек очень хороший парень и кажется, влюблён в тебя. И ты, я вижу, к нему неравнодушна, - спросила я, когда Отабек ушёл.
     - Он хороший, баба Халида, даже очень. Я понимаю, что ему нужна другая, я точно не для него. Вы же всё знаете, - ответила Катя, положив голову мне на плечо.
     - Ну что же ты так принижаешь себя, Катюша? Ведь ты ни в чём не виновата. Я думаю, нужно честно ему обо всём рассказать, чем так мучиться, - сказала я.
     - Нет! Ни за что! Я знаю, он тут же откажется от меня, - подняв голову, воскликнула Катя.
     - А знаешь, дорогая, я думаю, это хорошая проверка его любви к тебе. Если любит по-настоящему - никогда не откажется, - ответила я.
     - Мне страшно. Я и терять его не хочу, и боюсь, что всю жизнь будут упрёки, - сказала Катя.
     - Всю жизнь? Он что, предложение тебе сделал? - спросила я.
     - Нет. Не делал, - испугавшись, быстро ответила Катя.
     - Доверься мне, Катюша, иначе я не смогу тебе помочь, - попросила я.
     - Да нет, он просто сказал, что я ему очень нравлюсь и он хотел бы всю жизнь быть со мной рядом. Вот и всё, - ответила Катя, успокаиваясь.
     - Ладно, ужинать пора. Поздно уже, мы устали, нужно пораньше лечь, - сказала я.
     Анна уже накрыла хантахту на топчане, поставив на стол то, что мы привезли с собой, а мы напоследок опять делали плов. Я положила в отдельную чашку и для Даши, остальное себе. Поев, мы ушли спать на террасу, Анна и Абдулла легли во дворе. На следующий день, пришла Даша, сказав, что проводила Гришу на работу.
     - Вернусь в Ленинград, устрою сына в садик, сама тоже уже выйду на работу. Наверное, мы не будем здесь сидеть неделю, волнуюсь я за Сашу. Как он там, совсем один? Что ест, что пьёт. Что здесь сидеть? - сказала я.
     - Ты права, дорогая, мужчина не должен оставаться один, тем более, такой видный, как Саша или мой Гриша, - ответила Даша.
     - Скажешь тоже. Им что, по двадцать лет, чтобы их ещё ревновать. Нет, я не о том волнуюсь, на душе за него неспокойно. Скажу Абдулле, чтобы купил нам билеты и мы уже поедем. За тебя я спокойна, за сына и Анну тоже. Дай Бог, у вас всё теперь будет хорошо, - ответила я.
     Вечером пришёл Отабек, я проводила Дашу с Наргизой и решила сама поговорить с парнем. Подумала, что будет лучше, если он от меня всё узнает. А как решит поступить - это его дело. Зачем тянуть и обнадёживать и Катю, и его. Катю я попросила собирать вещи, сказав, что мы послезавтра уезжаем. Как я и просила, Абдулла принёс билеты, я готова была уехать.
     - Отабек, сядь, сынок, мне нужно с тобой поговорить, - сказала я, сама сев на топчане.
     Парень послушно сел напротив меня, он залез на топчан и собрав под себя ноги, в ожидании посмотрев на меня. Мы говорили на узбекском языке, я право и не знала, с чего начать разговор.
     - Скажи, что у вас с Катей? - спросила я.
     Отабек с удивлением поднял свои красивые, густые брови, потом смутился и опустил голову.
     - Почему Вы спрашиваете, аяжон? - произнёс он.
     - Ты просто скажи мне, как матери, у тебя это серьёзно или так, как говорится, дружите и всё, - сказала я.
     - Мне неловко это говорить, но если Вы настаиваете... я сказал матери о Кате. Просто, пока я не могу жениться, сами понимаете, я студент, а семью содержать надо. Но Катя... она удивительная, я таких не встречал. Но думаю, когда и она, и я закончим учёбу, устроимся работать, мы бы поженились, если конечно и Вы, и родители Кати согласитесь, - сказал Отабек.
     Видимо, парень думал, что Абдулла является отцом Кати.
     - Позволь, я расскажу тебе одну историю, а ты пока просто слушай. Жила одна девушка, скромная, добрая, красивая. Училась в институте на отлично. Однажды, их курс и ещё несколько курсов отправили на месяц летних каникул в деревню, так сказать, на картошку. Так вот, как-то им дали выходной, вокруг красота, лес, речка, небо голубое, солнце светит. Парень, которому эта девушка нравилась, предложил пойти на речку, искупаться и отдохнуть. Наивная девушка доверяла парню и согласилась. Но там случилась беда. Откуда ни возьмись, к ним подошли трое местных парней, наглых, самоуверенных. Стали придираться к парочке, парень пытался защитить девушку, но его избили и бросили в реку, а над девушкой просто поиздевались и оставили. Она хотела утопиться, но река не приняла её. Приехав домой, она пыталась покончить с собой, но врачи спасли её, видимо, её время не пришло. Только-только девушка стала отходить от боли и шока. И вот, она встретила хорошего парня, но как сказать ему о том, что с ней произошло, она не знает, боится, парень, которого она кажется полюбила, её не поймёт. Но я думаю, если парень и правда искренне любит её, для него будет неважно, девственница она или нет. А ты что думаешь, Отабек? Сможет парень понять и простить девушку? - спросила я, досказав историю Кати.
     Отабек внимательно, не перебивая, выслушал меня, потом, после долгого молчания, посмотрел на меня.
     - Это ведь Вы про Катю мне рассказали, верно? - спросил Отабек.
     - Пока это неважно, сынок, я просто хочу знать, как бы ты поступил, - ответила я.
     - Мне нужно подумать. Вы застали меня врасплох. Я пожалуй пойду, - сказал парень, спускаясь с топчана.
     - Да, иди конечно. Но ты должен знать, что мы послезавтра уезжаем. И ты с Катей можешь больше никогда не увидеться, - поднимаясь следом за ним, сказала я.
     Отабек кивнул головой и быстро пошёл к выходу. Я не стала его задерживать, зачем? Пусть сам решает, как ему поступить. Когда он ушёл, из дома вышла Катя. Кажется, она видела в окно, что мы с Отабеком разговариваем. Она даже не спросила у меня, что он ответил и почему ушёл, видно, догадалась, что я ему всё рассказала. Я лишь видела, как она украдкой вытерала слёзы.    
     Через день, мы улетели в Ленинград, Отабек так и не пришёл, Катя, кажется, проплакала всю ночь, выйдя утром с покрасневшими глазами. Я попросила Анну ни о чём её не спрашивать. Мы попрощались, Абдулла накануне принёс нам фрукты, дыни и арбузы, виноград и персики. Купил на базаре лепёшки патыр и каймак для Саши и сестры с Пашей, набрал сухофрукты и сунул мне деньги.
     - Это Вам на первое время, мамочка. В следующем месяце, я вышлю Вам ещё, - сказал мне сын.
     - Спасибо тебе, сынок, думаю, не стоит. Я решила выйти на работу, Саша работает, так что мы справимся, - ответила я.
     - Я в этом не сомневаюсь, мамочка, зная, какая Вы сильная и мудрая. Но я Ваш сын и свой сыновний долг знаю, - сказал Абдулла.
     С Мухаббат мы так больше и не увиделись, я к ней не пошла, не потому, что была на неё в обиде, просто виновной себя не считала и знала, сколько мне лет, была всё-таки старше её. Поминальную молитву по её мужу, я прочитала, да и дома, каждый четверг, я читала молитву всем усопших родным, не забывая о матери, об отце и братьях. Даже имя Турсун бая упоминала, ведь как никак, я ела его хлеб. Да и кто бы вспоминал о нём? А усопшие так нуждаются в молитвах о них и памяти.
      Прилетев в Ленинград, мы сели в такси, простояв немного в очереди и наконец доехали до дома. Но когда я вошла в квартиру, то поняла, в ней давно никого не было. На кухне лежал заплесневелый хлеб и в тарелке, посеревшие от времени жареные макароны. Как я поняла, Паша и Гульнара ещё не вернулись с отдыха, но а Саша? Где же может быть он? Может оставался в училище, в казарме? Я не знала, что и думать...