Книга о тактике футбола. Для кого она написана

Алексей Морозов 3
     Я написал книгу "Тактика футбола - как побеждать. Размышления старого болельщика" и опубликовал её здесь, на Проза.ру.
     Не стал бы об этом даже упоминать, но меня поразила рецензия на книгу одного из авторов, публикующихся на этом портале.
     Он разнёс меня в пух и прах! Главное его обвинение в мой адрес - как я посмел давать советы и рекомендации по тактике игры в футбол специалистам! И даже привёл некоторые примеры подобной глупости. Вот, например, пишет он, ты, не будучи специалистом в строительстве, даёшь советы прорабу, как строить дом. Это же безобразие! Что ты можешь тут советовать! Ты же ничего не соображаешь в строительстве! Ну и ещё несколько подобного рода разоблачений в мой адрес он выдал.
     Ну что тут можно сказать. Во-первых, футбол и строительство дома - это немного различные вещи. Строительство дома - серьёзнейшее дело: дом просто рухнет, если его будет стоить дилетант в строительстве. Хотя мы все с вами не раз были свидетелями сообщений в прессе о том, как рушатся не только дома, но и мосты, хотя их строили вроде бы специалисты...
     Во-вторых, футбол, если кто забыл, это всего лишь игра. Обыкновенная игра, не требующая специальных знаний в области строительных технологий или в области химии и физики. Это всего-навсего игра.
     В-третьих, позволительно спросить, каких особых успехов добились наши футбольные клубы и наша сборная на международной арене, чтобы можно было согласиться с тем, что наши тренеры действительно супер-спецы в своём деле, что им непозволительно хоть что-нибудь советовать. 
     Да, у нас были супертренеры, это Константин Бесков и Валерий Лобановский, о чём я писал в своей книге. А сейчас чем могут похвастаться наши тренеры? Можно сказать: побеждали же довольно недавно в еврокубках наши ЦСКА и Зенит! Да, побеждали. И о Газзаеве в своей книге я написал как о выдающемся специалисте футбола, у которого есть чему поучиться.
     Но тут надо сделать одно замечание. До некоторых пор крупнейшие футбольные державы относились ко второму по силе еврокубку, а именно, к кубку Лиги Европы несерьёзно, выставляя на него свои вторые составы и предпочитая сосредоточить усилия на своих национальных первенствах. И в этот период наши клубы как раз и побеждали там или выходили из групп.
     Теперь всё круто изменилось, потому что теперь  UEFA приняла решение о том, что победители Лиги Европы получают право в следующем сезоне играть сразу в групповом турнире Лиги чемпионов! Это настолько серьёзно изменило отношение владельцев клубов сильнейших футбольных держав к этому соревнованию, что мы сразу же заметили это по значительно упавшим вниз успехам наших команд в Лиге Европы. О Лиге чемпионов я вообще молчу: наши команды теперь там - мальчики для битья! Вы помните, как беспомощно выглядели наши клубы в прошлом её розыгрыше?
     А в Лиге Европы восемнадцатая команда Испании выиграла оба матча, и дома и в гостях у первой команды России, а именно - у Зенита, выиграла безоговорочно! А ведь это была всего лишь одна восьмая Лиги Европы! Не Лиги чемпионов, а Лиги Европы!
     И могу смело утверждать, что теперь лучшими достижениями российских команд в Лиге Европы будут попадания в одну восьмую финала, в самом наилучшем случае - в одну четвёртую. Потому что теперь победитель Лиги Европы автоматически попадает в групповой турнир очередного розыгрыша Лиги чемпионов. И английские команды теперь не будут посылать на матчи Лиги Европы вторые составы, они будут рубиться теперь насмерть в каждом матче Лиги Европы, потому что это теперь вопрос больших денег, потому что только за попадание в групповой турнир Лиги чемпионов UEFA платит более двадцати миллионов евро!
     А как же тогда быть нам, бедным крестьянам? Нас же теперь, получается, англичане просто поубивают на футбольном поле?
     А вот тут-то на первый план и выходит тактика игры! У нас иногда говорят: организация бьёт класс. Так говорят, когда, казалось бы, слабая команда вдруг выигрывает и более сильной. Почему выигрывает? Случайно?
     Случайностей в жизни не бывает вообще: всё ну просто невероятно закономерно! Просто то, что мы часто принимаем за случайность, это незамеченная и непонятая нами закономерность!
   В своей книге я неоднократно ссылался на полководческую мудрость Александра Васильевича Суворова, за что один из моих критиков заявил, что я амбициозен в своих высказываниях. Мне почти семьдесят лет, и я очень серьёзно болен. В чём же тут моя амбициозность? Чего я, кроме желания увидеть успехи наших команд, ещё добиваюсь? Он хоть приблизительно понимает, что такое амбициозность?..
     А теперь о ранее обозначенной закономерности. Почему я ссылался в книге на Суворова? Известно, что за пятьдесят лет своей полководческой деятельности Суворов провёл более шестидесяти сражений, и все их, до единой, выиграл! Но самое главное здесь, что во всех этих битвах у Суворова численность войск была меньше, чем у его противников, нередко - в разы меньше! Во всех, повторяю, сражениях у Суворова солдат было меньше, чем у тех, у кого он блестяще выигрывал свои битвы!  Формально можно сказать, что в сражениях у реки Адда и у города Нови в Италии у Суворова войск было больше. Но это только формально, потому что его австрийский союзник избежал этих сражений. Так что и там Суворов побил своих врагов с меньшим, чем у них количеством солдат!
     К чему это я всё тут про Суворова? Мы же вроде о футболе речь ведём? Догадливые люди давным-давно уже всё поняли. А некоторым иным нужно разжёвывать. А то опять, кроме моей амбициозности ничего не заметят...
     Так вот, о Суворове здесь и в своей книге я веду речь в связи с тактикой и в связи с рассуждениями о закономерностях.
     Ну вы вот подумайте, как это можно было за 50 лет полководческой деятельности выиграть все из более чем шестидесяти сражений и при том всегда с меньшей численностью солдат, чем у противников? Ну как, скажите! Как! Случайно? Более шестидесяти случайностей подряд за целых пятьдесят лет?..
     Да тут, извините, просто глупцом надо быть, чтобы посчитать, что все его победы были случайностями! Да ещё и при меньшинстве в численности солдат! И попытку всё это объяснить счесть ещё и амбициозностью? Ну извините уж меня, я могу долго и терпеливо разжёвывать простую истину, но ещё и проглотить её вас сподобить я уже не в силах...
     Суворов одержал все свои победы только благодаря умнейшей тактике и подготовке к сражениям. "Тяжело в ученье - легко в бою" - рискуя опять показаться амбициозным, напомню о важнейшей составляющей суворовской науки побеждать. Я не буду здесь повторять всё, что написал в своей книге о Суворове и о тактике футбола. Почитайте книгу, она опубликована здесь же, в портале Проза.ру. Скажу только, что о Суворове в этой книге я писал не по причине своей амбициозности, а чтобы показать, что только с помощью умной тактики игры можно добиваться больших побед в футболе.
     И англичане отличаются от наших футболистов не физической силой, не какой-то особой технической подготовкой, они отличаются от нас только умной рациональной тактикой. Только тактикой, и ничем более!
     Но наши тренеры этого совершенно не понимают, а малейшие попытки объяснить им их заблуждения у нас объявляются амбициозностью незнаек, пытающихся учить знатоков своего дела.
     Но тогда я обращаюсь к этим знатокам: предъявите нам список своих европейских достижений! Покажите, где вас не лупцевали как сидоровых коз!
     Подумайте же наконец, почему Суворов всегда только выигрывал! Разве солдаты Суворова были какими-то сверхчеловеками с гигантскими физическими кондициями как у Шварцнеггера? Они были точно такими же, какими были и их противники! Физически противники суворовцев были ничуть не слабее, чем они! Ну что, совсем уж разжевать, в чём тут дело? Разжёвываю: дело только в тактике, и только в тактике!
     Один из моих критиков заявил, что сборная Исландии на чемпионате Европы добилась серьёзного успеха для страны с численностью населения в 350 тысяч человек не из-за умной тактики, а потому что в этой стране нет длительных переездов между городами, где проводятся матчи! В переездах, оказывается, только всё дело! А как длительны переезды у четырёх московских команд, когда они играют между собой? Как длительны их переезды в Тулу, в Санкт-Петербург? Почему "Краснодар", приехав в Ростов-на-Дону, проиграл кубковый матч "Ростову", притомился за три часа езды? Или потому что у "Ростова" тактика игры была умнее?
     Я надеялся, что мою книгу будут читать думающие люди, способные искать и находить истину. Но нет, ещё один критик говорит: у тебя в книге есть стихи, которые отвлекают... Видите ли, если человек сел читать книгу для развлечения, то ему лучше было бы пойти в кино или в театр, а я писал для тех, кого волнует футбол, кто ищет причины наших европейских неудач в нём, кто искренне хочет найти способ побеждать, а не позорно проигрывать даже довольно средненьким командам Европы.
     Я не буду здесь повторять свои мысли, высказанные мной в книге о тактике игры в футбол: кому интересно, прочитайте книгу. Я хотел здесь лишь выразить сожаление о том, что мою книгу иногда читают люди, которым нужно шоу, концерт, цирк, а не поиск причин наших неудач в Европе, не поиск путей к победам.
     Надеюсь, что найдётся хоть один читатель, которому моя книга поможет стать успешным тренером. И ради этого я её и написал. Ну хоть один!..