Наша Чайка

Анатолий Бородин
               

                Время к обеду. Мы наконец-то  подъезжаем  к  городу. Таких по Сибири  немало.
 Камень-на –Оби. Он не очень велик , но красив. Есть аэропорт,
железнодорожный вокзал, речная пристань. А ещё я учусь в этом городе
на учителя. Едем, глазеем на городские улицы, авось кто-нибудь из
знакомых попадётся. А на улицах творится чёрт те что. Толпы народа-
это понятно: двенадцатое апреля, весна. Но почему люди обнимаются,смеются,
целуются ? За дорогу натрясло в автобусе изрядно, и отец недовольно бурчит:
 --Толи они посдурели тут все , гля . как скаженные , бис бы их забрав.
            Наконец вываливаемся из автобуса на привокзальную площадь ,начинаем
спрашивать , что случилось, люди удивлённо смотрят на нас: --Та вы что, с луны
мабуть свалились? Наш же чоловик у космоси. Гля , воны не знают!
  --Как в космосе , в каком космосе?—Не унимается отец.
-В таком,-орёт толпа.  –Юра  Гагарин наш в космосе летает, а они чудики
не знают.
      -Так мы с автобуса только что, -виновато и растеряно оправдывается
отец , но толпа уже переключилась на меня.
    --Гляньте. гляньте на пацана, у него же челюсть от удивления об дорогу
разобьётся.  Мужики меня на руки, и давай весело подбрасывать в воздух,
смеясь и крича «ура».
Так я узнал о полёте первого человека в космос – Юрия Алексеевича Гагарина.
   Сибирские мальчики 60-х годов очень гордилтсь тем, что космонавт№ 2
Герман  Титов наш , из села Полковниково  из- под Барнаула.
    А вот первую женщину-космонавтку Валентину Терешкову я встречал
прямо из космоса. Думаете , загибаю? Мамой клянусь и речкой Кулундой,
чтоб мне провалиться.
    Вот сейчас как расскажу , так сразу скажете , что правда. И произошло это
вот каким образом.
  …Лето. Один студент , вы уже поняли , кто это, работал тогда в пионерском
лагере, Ух. И место было классное, Можете представить три озера рядом-
щелочное , пресное и солёное. Прямо как в сказке. Не верите? Зря.
Это Завьяловском районе , одном из лучших в Алтайском крае, Ага.
  Вы думаете , почему я всегда весёлый и не старею? Всё они ,озёра.
Кто ухмыльнулся, съездите, там сейчас не так  , как раньше – бесплатно,
а за деньги и здоровья можно купить сколько хочешь. Да. Надумаете,
обращайтесь- расскажу как доехать. Вот что за натура такая? Чуть что –
и отвлекусь. Так о чём же это я ? А….., о Валентине Терешковой. Короче,
лежу как-то раз в пионерском лагере после вкусного обеда, дремлю.
Хорошо –то как. Еды вволю, девчонок – пионервожатых-море, купальни
с пляжем рядом. Чем не коммунизм, о котором мечтали Маркс с Лениным.
Вдруг крик : -Толян, к телефону , мать зовёт. Соскакиваю и бегу. А как же,
маман зовёт. Я до сих пор побаиваюсь её , ох и попадало в детстве от неё.
Правда, за дело. Ладно, о мокрых тряпках , бельевых верёвках и крепких
материнских ладошках, которые нещадное количество раз познала часть
моего тела,что пониже  спины , в другой раз. Хватаю трубку, слышу материн
захлёбывающийся голос:
  -Толя, сынок, радость –то какая великая свалилась на наш район. По радио
сообщили , что скоро космический корабль приземлится недалеко от Баево.
Приезжай скорей, с отцом на мотоцикле сгоняете.
  Смотрю на кипящую телефонную трубку и думаю , верить или нет?
Мать уже насчёт космоса уже один раз отчебучила. Часа в два ночи зимой
будит как-то раз нас с отцом:
  -Вставайте , то ли спутник , то ли корабль в небе.
Соскочили и на улицу. Действительно, в небе два ярких столба света.
Ёжимся от холода , смотрим. Наконец , отец ,чертыхаясь , а потом , громко
хохоча, еоворит:
  -Мать, чтоб тебе пусто было. Глаза разуй , это трактор из Ситников идёт,
поднимается на взгорок .вот фары в небо и смотрят. Отсюда и столбы света
в небе. Спутники , корабли….Весь сон разогнала.
Вот об этом подумаля после телефонного разговора. Но звонили не только
оказывается мне , весь лагерь уже взбудоражился. В деревушке около лагеря
быстро нашли легковушку , и айда на Баево. Благо , асфальт.
Несёмся на сколько позволяет мотор ,кто на мотоциклах , кто на конях , кто
кто на велосипедах –все рвутся туда , где должен опуститься космонавт.
К тому же это даже женщина. Только бы успеть. Вот и он , родимый дом.
Батя уже с мотоциклом у калитки. Падаю в люльку , и аллюр три креста дальше,
оставляя .подвёзший  меня «Москвич» далеко позади.
  Наконец , деревня Нижняя Чуманка. Народу как на ярмарке. Кажется , пол – России
съехалось. И все спешат куда –то в поле. Посредине какой – то диковинный
аппарат и возле него женщина в скафандре , но без головного убора. Мы успели
почти вовремя. Над полем , от куда ни возьмись , появились вертолёты.
А мы в это время бежим к космонавтке , и давай фотографироваться.
И всё равно происходящее кажется не реальным : люди из безвестных
сибирских деревень – человек из космоса ! ? И этот человек реальный ,
с ним можно разговаривать , подержать за руку . пощупать костюм. Ну не
чудеса ли? А в это  время два или три вертолёта садятся . появляются люди,
которые накидывают на космический аппарат  спецпарашют . вытаскивают
фотоплёнки , государственные секреты , блин, хранить надо. А вот фотоплёнки
жалко. Представляете , захожу с фотографией  к любому начальнику и бух
её на стол:
  -Смотрите, с кем я рядом стою, с самой Валентиной Владимировной
Терешковой!  И он , бац , все мои желания выполняет. То-то . Хотя , по правде,
сегодняшних начальников этим не проймёшь , не та закваска.
Ну да ладно , дальше было следующее. Терешкова , смеясь ,рассказывает,
как она приземлялась.
      -Опускаюсь , и чувствительный удар о землю. Синяк на лбу обеспечен,
но не это главное. Не могу из аппарата вылезти. Смотрю , пастух на лошади
стоит, от удивления лицо растерянное и испуганное. Я ему –помоги, дорогой
мой человек . А он не помогать , а удирать. Я опять кричу ему: не бойся ,
я из космоса.своя , советская, Валей зовут. Остановился всё-таки, подъехал
и помог
И она, видимо, в который раз  с благодарностью жмёт руку смущённому мужику
в сапогах , кепке – пастуху.
  Районное начальство с милицией потихоньку оттесняет народ от героини.
Но не тут-то было , и оно, начальство , сдаётся.Вот такой шумной толпой
прибываем совхозной конторе. Местные бабульки , боязливо и непрестанно
крестясь, подходят к Валентине ,тогда её все так звали.
        -Дочка ,а Бога ты там видала , чи ни?
   -Да нет , бабушки ,чего не было , того не было.
 -А тож тоби щас треба , чого бильше всего ты бы хотила?
--Ой , бабульки , как-то чисто по-деревенски всплёскивает Терешкова руками, -
хлеба я чёрного хочу , кваса и лука с салом.
Через несколько минут всё это подносится на рушнике с поклоном и восторгом
лучшей женщине Земли.
                И вдруг из конторы слышится:
-«Чайку» к телефону Никита Сергеевич Хрущов зовёт. Толпа так и ахнула:
      -Вот  это да! В какую-то Нижнюю Чуманку сам Хрущов ,1 секретарь Цк КПСС .
Тут не хочешь .коленки затрясутся. А Валюша-молодец. Взволнованно ,но смело
доложила о завершении полёта , о выполнении задания.
  И опять всё быстро закрутилось , завертелось. Чайка после телефонного
разговора быстро расцеловалась со всеми , кто стоял близко .села в «Волгу»,
и только мы её и видели.
  Говорят, специальный самолёт прилетал , вот на нём и улетела. А может ,
вертолёт был, откуда кто сильно знает. А место , куда меня Валентина-Чайка
поцеловала .я\ я нет-нет да и посмотрю в зеркало , аккурат ниже правого
глаза. И до чего же , скажу , приятно становится: кого ещё в Горном Алтае
первая космонавтка после приземления целовала? То – то!
   А в моём родном степном районе , что в сторону  Кулундинских степей
гордо возвышается стела в честь того исторического события –успешного
приземления первой женщины-космонавтки , нашей Чайки-Валентины
Терешковой. Многие , проезжая мимо , останавливаются. Останавливаюсь и я.
Глаза закрою и вижу , как вновь бегу по полю навстречу своей юности ,
которая свела меня с чудом –женщиной из космоса , имя которой навсегда
              ЧАЙКА!