Критические заметки. 4

Светлана Каплун
   Признаюсь, я не сразу сообразила, чем являлась Каптара. Смотрите: египетский город Хикупта был как резиденцией фараона Менеса, так и религиозным центром демиурга Птаха (обителью души (ка) Птаха). Т.е. он был столицей! В английском языке мы и находим:  столица-capital. В США термин «Капитолий» употребляется для здания, где проводят свои заседания законодательные органы государства, штата или территории. Их Капитолий — это здание Конгресса США в Вашингтоне. Свой Капитолий есть и на острове Куба, что расположен поблизости от США. И я решила поискать ещё.

    Кейптаун — столица Западно-Капской провинции, законодательная столица ЮАР. Первоначально голландский Капстад (от нидерландского Kaap-накидка, шапка, капор).

    Капернаум (ивр. Кфар-Нахум) — древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), в Галилее. Известен проповедями Иисуса Христа и совершёнными им чудесами. В сторогом смысле слова, столицей он не был, а вот резиденцией Христа — фактически, да. Говорят, Кфар-Нахум означает «Деревня Наума». Но Блаженный Феофилакт переводит название как «Дом утешения» (нахум в иврите означает утешенный). Арабы называют город Талум — составное слово от Телль — «курган» и Hum — возможное обозначение имени Наум.

    Не знаю, кем был Наум для евреев, а вот шумеры с аккадцами его не любили. Для них Хумбаба (Хувава) — чудовищный гигант, оставленный богом Эллилем стражем кедровых лесов в горах Ливана. Напоминаю про индоевропейцев лувийцев, про санскритское «баба»-отец, про ванара Ханумана (друга Рамы и Ситы), про египетского Хнума. Хнум — бог-творец с головой барана, хранитель разливов Нила.  Центры культа — Элефантина и Леонтополь. Элефантина (греч.) — египетский город Абу (Белый), располагавшийся на острове посреди Нила, столица нома Та-сети (земля богини Сети). Сети, Сатис, Сопдет — покровительница звезды Сириус и жена Хнума. Одна из богинь Дуата, омывающая тело умершего фараона из четырёх сосудов. И ещё, была у них дочь Анукет. И буквально пара слов про Леонтополь: египетское название Тарему («Земля рыбы»).

    Кстати, есть одно интересное исконно минойское слово. Этеокритская глосса sitos: хлеб.  Интересно также, что слово s3-t, если оно означает «хлеб», имеет параллель в греческом языке: sitos. Я, как культурный русский человек, укажу ещё на одну параллель. Это праславянское жито. Хлеб и любой злак в зерне и на корню. И полабская богиня Жива, она же Сва.

    Поскольку не совсем бараноголовый Рим (ибо не от Рема-барана, а от Ромула) был некогда столицей великой империи, а латынь до сих пор является языком науки, логично предположить, что именно оттуда и пошла столица-capital. И то верно! Поскольку есть в Риме Капитолийский холм.

    Капитолий — один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, где происходили заседания сената и народные собрания. Храм этот был возведен для поклонения языческим богам Юпитеру, Юноне и дочери их Минерве. При храме Юпитера трудились древнеримские цензоры – жрецы-экономисты, которые среди прочих обязанностей занимались определением налогооблагаемой базы, то есть оценкой основного капитала каждого налогоплательщика. Но что ещё интересно…

    В Риме также был старый Капитолий (Capitolium vetus), по преданию — древнее святилище сабинов, находившееся на холме Квиринале; отсюда уже оно перенесено на Капитолийский холм, раньше — по преданию — называвшийся Сатурнийским или Тарпейским. Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов.  Напомню: праслаянские «сеять» и «жито».

    Сабины, они, конечно, италики. И язык у них отдалённо схож с латинским. Но земля их, Сабина, напомнила мне о египетском холме Бен-бен. Правда, едва ли Са Бину можно считать островом. Зато по ней проходила Соляная дорога. А Соль для римлян – это бог-Солнце. А в Египте обитала сказочная птица Бенну — аналог феникса. По легенде она является душой бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять». Наиболее важные города исторической Сабины располагаются в современном Риети. Не искала пока связи с ретами, тусками и руянами. Но географический центр Италии находится именно там.

    Закончу эту часть упоминанием ещё об одной суше, поднявшейся из воды. Есть в Азербайджане посёлок Бина, в 20 км к востоку от центра Баку на Апшеронском полуострове. Первые сведения о самом Баку появляются в раннем средневековье. Очевидно, потому, что ещё в начале нашей эры (как предполагают) современный Апшеронский полуостров находился на дне моря, так как из-за трансгрессии Каспия уровень моря был гораздо выше, и низменность нынешнего нижнего течения реки Кура находилась под водой (как то показывают античные карты).

    Нет, закончу я чуть иначе. Возможно, Рим и есть первая «кэпитал», но ещё аккадцы говорили «капту», что означало «почтенный, значительный». И называли два таких места. Это Аратта и Дильмун (который многие связывают сейчас с островным государством Бахрейн). Бахрейн напоминает Баку? А всё потому, что от бога Ра. От Рамхата, кстати, ещё и капища. Не пойму только, почему «капище» считают заимствованием из тюркского, если наша «копоть» родственна др.-инд. kарi- "благовоние"?

    Так что Каптару столицей провозгласили, конечно, не римляне. Да их и не было ещё тогда.

    О! А вы знаете, кто такой Хубилай? Это внук  Чингисхана, основавший Их Юан Улс, империю Юань, основной частью территории которой был Китай (1271—1368). А началось всё с того, что курултай в Каракоруме провозгласил его брата Ариг-Бугу великим ханом. А Хубилай назвал его узурпатором и созвал свой курултай в городе Кайпин, ставшем его летней резиденцией.

    Впоследствии Кайпин переименовали в Шанду (буквально «верхняя столица»). Я предлагаю задуматься: Шанду... Анды...

    Кстати, Андэ (Утиный остр.) — остров в Северной Норвегии, самый северный из большой группы Лофоденских о-вов, одна из суровейших местностей Нордландского округа. Почему-то в английском under означает "под, ниже". А сверху будет on-на, либо onto, into. Сверху бог Ану или Инти-Солнце инков.

    Ах, да! Были ещё славяне анты. Вот только по отношению к кому они могли быть "северными"? Разве что к скифам да булгарам с иранцами. Поэтому либо от "венды" (англичане до сих пор, например, начальную W не очень выговаривают), либо от древнеиранского  antas («конец, край»), antyas («что находится на краю»). Но это относительно славян-антов.

    Странно, что их с Антальей никак не связывают... Из древнейших цивилизаций над регионом Анталия дольше всего господствовало Хеттское царство (хетты - индоевропейцы, но не славяне). В 159 году до н. э. по приказу пергамского царя Аттала II был основан город Атталия. Ата (тюркские языки): отец, предок. А сам Пергам назван так в честь павшей Трои, которая тоже была не только Илион, но и Пергам. Поэтому тюрки из числа монголов так и стремились в свою Тюрцию. Думаю, ничего, что Тюр (Тиу, также Ziu) был одноруким богом скандинавов и германцев. А. И. Попов и В. В. Мавродин возводили этноним анты к тюркскому слову ант, которое означает «клятва», в монгольском языке оно имело форму anda — 'побратим', 'побратимство'.
 
    Так что монголы в те времена вовсе не были дремучими кочевниками. Вот мама Хубилая даже была кереиткой-христианкой. Кереиты, они, конечно монголы, но монгольское хэрээ означает "ворон". Крк мне в свидетели! Или Краков!

    Бывший Кайпин, исторический Шанду находится в 28 км к северо-западу от современного города Долунь. Похоже на дёле? На самом деле это  «Долоо нур» («Семь озёр» — когда-то здесь было семь водоёмов, которые к настоящему времени пересохли). Я просмотрела целый ряд алфавитов, и только в третьем атте скандинавских рун седьмой идёт руна "дагаз" (буква d, день).

    А вот санскрит тоже преподнёс мне сюр-приз. Шанти (санскр. «покой») — в философии индуизма и буддизма означает мир, покой, гармонию. В адвайта-веданте шанти обозначает состояние, не входящее в дуализм. В других ведийских текстах упоминается «богиня Шанти» — богиня спокойствия, умиротворения. В буддийских текстах Шанти иногда является синонимом Нирваны.

    Сюр-приз преподнёс мне и Китай. Обозначу только вкратце. В китайской провинции Шаньдун находится священная-священная гора Тайшань (Tаi shаn, буквально гора восхода, то есть Восточная гора). В XII веке эти земли захватили чжурчжэни. Они основали государство Великая Ци, столицей которого стал Сюйчэн. Напрашивается аналогия с Тиу и особенно с Ziu. Но всё, что связано с Китаем, на самом деле, очень запутано. Значение слова «чжурчжэнь» неизвестно. В маньчжурском языке слово jusen встречается во многих лексических единицах со значением «раб», «крепостной» (сравните с русским "узник"). Родственны чжурчжэням нынешние эвенки, относящиеся к монголоидной расе. Этноним «чжурчжэни» появляется в источниках с X века, после того, как тунгусо-маньчжурское царство Бохай было захвачено киданями. В средневековой китайской историографии киданей называли потомками Дун-ху, и родственными сяньби, а также каракитаями. Кстати, в 233—237 годах вождём киданей был некто Бинэн. Искажённый в китайской транскрипции этноним «сяньби» — условность. В различных китайских источниках упоминались под именами «Sirbi», «Sirvi», «Sarbi». Говорят, монголы (не сербы же! этноним которых тоже некоторые переводят как "раб"). В VI в. кидани стали частью степной империи тюрков и, вследствие захвата, они также частично попали в Корею. Однако, не чжурчжэнь,  так Сушэнь, были известны ещё до нашей эры: они упоминаются в «Книге государства Вэй» и «Книге гор и морей». Поэтому и сам город Сюйчэн существовал задолго до прихода чжурчженей. И существовал он задолго до того, как в конце VI века в противовес Тюркскому каганату китайскими и китаизированными тюркскими аристократами во главе с Ян Цзянем была создана империя Суй.

    А вот «Книга гор и морей» была написана в течение последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры (период Сражающихся царств — династия Хань). Основатель династии Хань, некто Лю Бан, происходил из крестьян (как тут не вспомнишь про тот самый "плебс"!). А до этого правила династия Цинь, первоначальной столицей которого был  Лиян. Но почему-то было принято решение сделать столицей Сяньян («Полностью ян»; напрашивается аналогия с Берлином, который умные головы предлагали "смягчить" хотя бы до Берлинь). Так вот этот Сиань является одним из самых знаменательных исторических и культурных центров Китая и был столицей 13 государств — в частности, в периоды Чжоу, Цинь, Хань, Суй и Тан (столицы этих государств располагались обычно в разных местах на небольшом удалении от центра современного Сианя). Старое название города — Чанъань («долгий мир», не путать с санскритским Чандра, означающем буквально «сверкающий», а также «луна»). Отсюда и Китай, который Чайна.

    Давайте вернёмся в Тюрцию к хеттам. В 1915 году Бедржих Грозный доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Поэтому заявление "У двух хеттов была обнаружена гаплогруппа J2a1, у одного G2a2b1, в геноме хеттов не найдено степного генетического компонента, свойственного населению ямной культуры..." не следует принимать слишком серьёзно. На троих только сообразить можно, а вот Хеттское царство состояло вовсе не из трёх человек. Давайте обратимся к истокам Хеттского царства.
   
    Ещё в 3-м тысячелетии до н. э. в центральных и восточных частях Малой Азии появилось несколько городов-государств (Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти, Каниш, Цальпува, Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Кстати, "пур" - это санскритское "город".  Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар. В первой половине XVIII века до н. э. царь Куссара Анитта основал обширную державу: он осуществлял гегемонию от озера Туз до перевалов через Малоазийский Тавр, включая сюда большую территорию внутри излучины реки Галис.

    На городище Алишар (возможно древнем городе Амкува) был найден документ, упоминающий «великого правителя» Аниттаса и его «начальника лестницы» (то есть соправителя-престолонаследника) Пирувы (Пэрву). Своей главной резиденцией Анитта сделал город Несу. В Несе он построил храмы богам Сиусумме и Халмасуитте. Некоторые историки хотели бы видеть в Питхане, Анитте и его сыне Пируве неиндоевропейцев. В качестве доказательства этого указывалось, что бог Сиусумма (Сиу[на]суммис) является лишь неситским устойчивым словосочетанием «бог мой» (сиунас-мис). Как аргумент приводился и факт, что бог Халмасуитта, который в надписи Анитты фигурирует в качестве божества самого царя и, вероятно, бога покровителя города Куссара — являлся по происхождению божеством Хатти. Его имя, очевидно, образовано от хаттского ха-нуасу-ит — «царский трон» — то есть «божество царского трона». Думаю, Сиу[на]суммис и есть легендарный Усой (Усоос, не путать со славянским Усиньшем), основавший финикийский Тир. А Халмасуитту прошу не путать с алмасты (так на Кавказе называют снежного человека).

    Как уже отмечалось, рядом с правителем — рубаум — всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница — рабатум, отождествляющаяся с шумеро-аккадской жрицей — энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя. В Древнем Египте, кстати, власть тоже переходила к дочери Фараона...

    Пока что мы говорили о Куссарском царстве. Основателем  же непосредственно Хеттского царства считают всё-таки царя Лабарну.

    Имя Лабарна, как кажется, было взято последующими хеттскими царями в качестве титула — «табарна» (подобно антич. «кесарь» — производное от Цезарь). При Лабарне большим влиянием пользовалась царица Тавананна, упоминаемая царскими списками поминальных жертвоприношений как родоначальница династии, и, вероятно, сестра Лабарны. Подобно Лабарне, Тавананна также передала своё имя в качестве титула будущим хеттским царицам, являвшимся верховными жрицами. Причём не всякая жена царя становилась таваннанной, так как этот титул был пожизненным и его могла носить и вдовствующая царица; правящая царица-жрица таваннанна имела свой двор, доходы и играла важную культовую и политическую роль, на какую не могла полностью претендовать молодая царица (что-то общее просматривается с гораздо более поздним турецким институтом "валидэ").

    Надеюсь, вы тоже уловили что-то общее в приведённых мной примерах и простите всю эту "длинноту". Осталось совсем чуть-чуть. Давайте обратимся к инкам!

    Империя инков (XI—XVI века) носила название Тауантинсуйу (кечуа Tawantin Suyu). Название страны можно перевести как четыре объединённых провинции (Tawantin — «группа из четырёх предметов», где tawa «четыре» с суффиксом -ntin, означающим «совокупность» и suyu — «страна», «область» или «провинция»). Почему-то припомнилась мне египтянка Изида (от  егип. js.t "трон"), которая собрала своего мужа по кусочкам в единое целое... Интересно, перекликается ли инкское ntin «совокупность» с монгольским anda "побратим"? А инкский Инти с монгольским Тенгри?

    Продолжение следует.