Рождённая на стыке веков 87 глава

Баширова Шаира
     Приехав к дому, который указала Даша, мы все вышли из машины. Калитка спряталась за густыми зарослями живой изгороди, её с улицы и видно не было, она была открыта, дорожка, выложенная из гладких камней, вела к беседке, а от неё к дому. Небольшой дом тоже утопал в зелени, под окном рос виноградник, который по сори(приспособление для виноградника из тонких труб) перерос на крышу, закрывая окна. Во дворе росли плодовые деревья, несмотря на занятость, Гриша, кажется, любил копаться в огороде, правда овощей, как у Анны в огороде, не было, больше были посажены цветы, от чего дворик, с беседкой возле дома, казался райским уголком.
     - Как же здесь красиво, Даша... - оборачиваясь к подруге, сказала я.
     - Хороший двор и дом, спокойно тут, - сказал Абдулла.
     В беседке, в середине которой стоял стол и вокруг него скамьи, сидел Гриша, напротив него сидела Наргиза. Увидев нас, они вышли из беседки и подошли к нам.
     - Приехали? А мы вот в беседке фрукты ели. Наргизе мой виноград понравился, это особый сорт, зелёный, без косточек. - сказал Гриша, показывая на виноградник за беседкой.
     - Здравствуйте. Абдулла, - протягивая руку, сказал мой сын.
     - Здравствуйте, Гриша. Очень приятно, - пожимая руку Абдуллы, ответил Гриша.
     - Гриша, на улице машина ждёт, ты хотел на базар поехать. Мы рано утром едем на отдых, - сказала Даша.
     - А, да... я сейчас, только переоденусь, - сказал Гриша, смущённо показывая на трико и майку.
     Он быстро ушёл в дом и через несколько минут вернулся, надев брюки и рубашку. Они с Абдуллой ушли, а мы прошли в беседку. Олежек, со знанием дела, быстро уселся на скамью и принялся есть виноград. Наргиза, в качестве старшей сестры, подавала ему по одной виноградинке.
     - Пошли, я тебе дом покажу, - сказала Даша.
     Кивнув головой, я пошла за ней.
     Небольшая, светлая веранда, с большими окнами, выходила в сад, дальше был зал, с диваном, креслами, буфетом, столом, стульями и в углу стоял книжный шкаф, полный книг, на полу лежал красивый ковёр. Две двери вели в отдельные спальни, в одной стояла никелированная кровать, с красивой, резной спинкой, с нежно голубым покрывалом и подушками, светлого цвета шифонер с большим зеркалом на двери, ковровая дорожка, у окна письменный стол с креслом. Во второй спальне стояли две кровати поменьше, плательный шкаф, этажерка, украшенная разными статуэтками и торшер между кроватями.
     - Я вчера тут везде убрала, такой беспорядок был. Конечно, одинокий мужчина, столько лет жил один. Гриша говорит, что хочет расписаться со мной и прописать меня в своём доме. А я вот думаю, у него дочь, вдруг она будет с претензиями ко мне, как думаешь? - спросила Даша.
     - Дочь далеко, у неё своя семья, раз Гриша так хочет, значит знает, что делает. А ты не думай о ней, живи настоящим и будь счастлива, подруга. Ты это заслужила, - ответила я.
     - Я очень счастлива, после стольких переживаний, он и к внучке относится, словно она его дочь. Я как представлю, что если бы ты и в этом году не приехала или не повела меня в парикмахерскую и вообще, мы не пошли бы в зоопарк, мы бы с Гришей и не встретились, - сказала Даша.
     - Поверь, дорогая, чему быть, того не миновать. Значит тебе это было судьбой предназначено, а я лишь была толчком ко всему. Я так рада за тебя, Дашуня, словно это я такая счастливая, - улыбаясь, сказала я.
     Даша вдруг крепко меня обняла.
     - Я так люблю тебя, Халида, так тебе благодарна за всё. Ведь эти два года, я и не жила вовсе, словно пребывала в страшном сне, а теперь вдруг проснулась и оказалась в сказке. Даже и не чувствую, что мне уже много лет, представляешь? Особенно, когда мы с Гришей в постели. Он такой... такой нежный и ласковый. Говорю ему, если бы мы поженились сразу после школы, сколько лет были бы счастливы. А он сказал, что за все эти годы отлюбит меня. Даже страшно становится, боюсь проснуться и всё потерять. И Наргизу считает не внучкой, а дочерью. Успеть бы вырастить её, увидеть и её счастье, - сказала Даша.
     - Вот и живи ради своих любимых, с мыслью о них. Всё будет хорошо, дорогая, - ответила я.
     - Ладно, пошли во двор, там дети одни. Я вчера пирог испекла, с яблоками из нашего сада, попробуешь, - сказала Даша.
     Когда она сказала "из нашего", у меня на душе потеплело, значит, за Дашу я могла быть спокойна.
     Мужчины приехали, когда мы уже поели пирог, попили горячего чаю и тихо разговаривая, сидели в беседке,.
     - Ну что, мы вроде всё купили, арбузы и дыни купим утром, по дороге. Их на трассе продают. А так, мы вроде всё купили, - сказал Гриша.
     Я заметила, что и он словно помолодел, оживился и с Абдуллой подружился.
     - Тогда может поедем к нам? Утром пораньше выедем в дорогу, - сказал Абдулла.
     Гриша посмотрел на Дашу, ожидая, что скажет она. Даша пожала плечами 
     - А мы не стесним Вас? - спросил Гриша.
     - Григорий Викторович, о чём Вы? Какое стеснение? Просто я экономлю время, чем раньше выедем, тем лучше. Да и Валере две ходки придётся сделать. Собирайтесь, поехали, - сказал Абдулла.
     Даша с Гришей ушли в дом, мы прождали их минут двадцать, они вышли с двумя небольшими сумками. Даша закрыла дверь на замок и ключ передала Грише.
     - Пусть у тебя будет, я могу потерять. Ну что, мы готовы, можем ехать, - сказал Гриша.
     Мы все вышли со двора, Гриша закрыл калитку на ключ, отдал его Даше, сев в машину, мы поехали домой к Абдулле.
     Катя была уже дома, она вместе с матерью готовила на кухне.
     - Приехали? А мы вот решили икру пожарить и взять с собой. Яйца отвариваем, сатэ из баклажан делаем и вот две курицы пожарили, - сказала Анна.
     - Очень хорошо. Ну что, купальник купила? Где так долго была? - спросила я.
     - Ой, еле достала. В универмаге не было купальников, пришлось поехать в центр Луначарского, в общем, из-под полы достала. Правда, пришлось немного переплатить, но зато купила шикарный купальник, немецкий, представляете, какая удача? Хотела и маме купить, но мне сказали, что этот был последним. Как же, последним... наверное, ещё дороже продали. Сама не знаю, как это продавщица вдруг дала его мне, - радостно сообщила Даша.
     - Ужас какой. Из-под полы... да ещё немецкий, ещё недавно мы с ними воевали, а теперь их купальники расхваливаем. А если увидит кто? ОБХСС, например. Это же подсудное дело, Катя. И ты могла пострадать, и фамилию бы не спросили, - сказала я.
     - Ну никто же не увидел. Думаете, продавщица дура? Она осторожная. Что делать, если на прилавках нет хороших вещей, а хочется? - сказала Катя.
     - Ну как ты выражаешься, Катя? - спросила я, не зная, то ли смеяться над ней, то ли сердиться.
     Но она была так рада, что я уж простила ей слово "дура".
     - Ой не буду, простите, баба Халида, скоро Отабек придёт, он ведь тоже хочет поехать с нами. А это не будет неловко? Ведь мы его толком и не знаем, - спросила Катя.
     - Парень хороший, это видно. Вот получше и узнаем его за эти десять дней. Ведь, он тебе нравится, верно? - спросила я.
     Катя испуганно на всех посмотрела.
     - Вот ещё. С чего бы это он мне нравился, - покраснев, ответила Катя.
     - Лёгок на помине, а вот и Отабек пришёл - сказала я, увидев, как парень вошёл во двор, держа в руках лепёшки патыр.
     Он поздоровался с мужчинами, но к нам подойти не решился. Катя, смутившись, ушла в дом.
     - Анна, а нас кормить будешь? Или всё в поездку готовишь? - спросила я.
     - У меня мастава кипит, скоро будет готова. Где Катя, пусть бы на стол накрывала, - сказала Анна.
     - Ничего, мы с Дашей можем накрыть, - сказала я, посмотрев на подругу, которая всё оглядывалась на Гришу.
     - Даша? Ты что, не слышишь? Стол нужно поставить и стулья вынести, все мы не поместимся на топчане, да ещё с детьми, - сказала я, тронув Дашу за плечо.
     - Что? А, я сейчас. Абдулла? Вынеси с террасы стол и стулья, мы вам вот здесь накроем, - громко сказала Даша.
     Вскоре, все женщины с детьми сидели на топчане, а мужчины внизу, за столом.
     - Спасибо, очень вкусно. Я пожалуй пойду, приду в пять часов утра, - поев и встав из-за стола, сказал Отабек.
     - Что же ты в такую даль на несколько часов поедешь? Оставайся, сынок, да и поздно уже, - сказала я.
     - Мне право неловко... - посмотрев на всех, сказал Отабек.
     - А чего неловко-то? Ляжешь с нами на топчане, чем добираться через весь город до Чорсу, - сказал Абдулла.
     - Ладно и правда поздно, нужно пораньше лечь спать и утром рано встать, - сказала я, спускаясь с топчана.
     - Мы с Наргизой на террасе ляжем, там прохладнее, окна все откроем, чтобы ветерок гулял, - сказала Даша.
     - Катюш, нам с Олежиком тоже на террасе постели, в комнате душно, - сказала я.
     Через час, все легли, мужчины спали на топчане, Абдулла и Андрюшу положил рядом с собой, Катя легла с нами, только Анна с Гульбахор ушла в свою спальню.
     Ранним утром, первым проснулся Гриша, он подошёл к арыку в одних трико и умылся по пояс холодной водой. Потом сделал несколько физических упражнений и переоделся, встав за кухню, чтобы его не было видно.
     - Даша? Катя? Подъём. Вставать пора, - сказала я, дотронувшись до них.
     Из дома вышла Анна и умывшись, пошла на кухню. Последними, проснулись Абдулла и Отабек. Вещи и продукты были собраны и сложены возле калитки, мы позавтракали, тут вошёл и Валера.
     - Ну что, мне придётся ехать первым, встретимся у Бочки, а там можно и машину взять, чтобы доехать до места. Может местные и посоветуют, где лучше остановиться на отдых. Отабек? Выноси вещи и продукты, Валера, багажник открой, - сказал Абдулла.
     Всё было сложено, Катя и Даша с Наргизой сели на заднее сидение.
     - Дядя Гриша, может и Вы поедете? - спросил Абдулла.
     - Да нет, вещи, продукты - тяжесть. Я второй ходкой поеду, - сказал Гриша.
     - Тогда и я с тобой поеду, - сказала Даша, выходя из машины.
     - Детский сад... Мама? Садитесь Вы и детей заберём, - сказал Абдулла.
     - Анна? Смотри, запри все комнаты, выключи везде свет и плиту не забудь. Калитку закрой хорошенько, всё-таки на десять дней едем, - сказала я, усаживая Андрюшу и Гульбахор в салон машины.
     - Не волнуйтесь, мамочка. Отабек мне поможет, - ответила Анна.
     Я села рядом с детьми и взяла на колени сына.
     - Поехали, Валера, тебе ещё вернуться нужно, - сказал Абдулла, захлопывая дверцу автомобиля.
     Красоту своего края, я могла бы описывать до бесконечности. Мы выехали на дорогу и поехали в сторону Луначарского шоссе. Через ТТЗ и Дорман, мы доехали до Кибрая. Дальше Чирчик, поля и вдоль дороги, тополя, провожали нас до Газалкента, а там начались и горы, до самого Чарвака. Доехав до Бочки, так это место назвали из-за родника, что пробивался между скалами, там к роднику и приспособили бочку. Мы, конечно, напились холодной, чистейшей, родниковой воды, внизу местные жители продавали курт и семечки, айран и гужа. Гужа - это холодный суп из пшеницы и кукурузы, с добавлением пряностей, кислого молока и райхона. Абдулла попросил Валеру вернуться в Ташкент и привезти остальных. Он тут же уехал, а мы подошли к маленькому базарчику. Поели гужа, купили курт и семечки. Прождали часа три, любуясь красотой озера, что лежало перед нами, а вокруг возвышались горы.
     - Эх, жаль фотоаппарата нет, такие бы снимки получились! - сказала Катя, с сожалением.
     - Ничего, дочка, ты в памяти сохрани, похвастаешься перед братом и Гульнарой, - сказала я.
     Олежек сначала игрался, бегая вокруг, а я всё переживала, что он свалится с обрыва, потом Абдулла поднял его и посадил себе на плечи. Малыш, радостно визжа, размахивал ручонками.
     - Абдулла, держи его крепче, не урони, - говорила я, беспокойно улыбаясь, глядя на них.
     - Не волнуйтесь, я его крепко держу за ноги. Такой неугомонный! - засмеялся Абдулла.
      Наконец, за мостом, вдалеке показалась наша Победа.
     - Наши едут! - радостно воскликнула Катя.
     Абдулла опустил на землю брата и подошёл к местным жителям. Кажется, он договаривался с ними, спрашивая, куда лучше поехать на десятидневный отдых и искал машину, чтобы мы могли уехать все вместе. Подъехал Валера, из машины вышли Даша с внучкой, Гриша, Отабек и Анна со своими детьми.
     - Мамочки мои... красота-то какая! Что же мы раньше сюда не приезжали? - воскликнула Анна.
     - Вот и будем теперь каждое лето приезжать. Может здесь можно и дачу купить? Надо поспрашивать тут у местных, - сказал Гриша.
     - Всё, я договорился, поехали. Мы едем в Сиджак, это выше, двадцать восемь километров отсюда. Валера? Ты заправил машину? - спросил Абдулла.
     - Да, Абдулла Махсудович, залил полный бак, - ответил Валера.
     - Абдулла, пусть и Анна с Дашей попробуют гужа, Гриша? Идите, поешьте, мы немного подождём, - сказала я.
     - А что это, гужа? - спросила Анна.
     - Это холодный суп из кукурузы и пшеницы, очень вкусно. Айран попейте. Мы вот семечки и курт купили, - сказала я.
     - Некогда, мама, можно в банки налить и на месте поесть. Поехали, - сказал Абдулла.
     Даша и Анна пошли к базарчику, они вернулись с банками и кульками. К нам подъехал Запорожец и мы, разместившись на двух машинах, поехали по дороге, ведущей между гор в посёлок Сиджак. Как же красива была местность! Внизу синело озеро, вокруг горы, деревья и кусты, поля подсолнуха и кукурузы, вдоль дороги цвели лечебные травы, с жёлтыми и белыми цветами, вроде шапочек. Как сказал водитель Запорожца, который вёз нас к себе домой, что эти травы очень помогают при головных болях, при несварении желудка, болезней почек и печени.
     - Но следует знать норму, иначе, мгновенная смерть, - сказал молодой мужчина, в старенькой тюбетейке, в рубашке, посеревшей от времени и льняных штанах.
     - Ой, тогда лучше и не рисковать. Но красивые цветочки, - сказала Анна.
     Мы поднимались по склону выше, потом небольшой спуск, маленькие мостики и мы въехали в посёлок. Не останавливаясь, мы поехали по пыльной дороге вдоль дворов и домов, на берегу озера. Наконец, наш водитель завернул с дороги и поехал по меньшей дороге, заворачивая в бесформенные улицы. Дом, у которого мы остановились, был довольно большой, ворота для въезда машины, были настежь открыты. Запорожец заехал во двор, следом и Валера проехал почти до самого огорода. Мы все вышли из машин и огляделись. У стены стоял тандыр, где хозяйка пекла лепёшки, издалека поздоровавшись с нами. Большой огород, где росло кажется всё, что продаётся на базаре, спелые яблоки и груши валялись на земле, слива и айва поспевали. Деревья черешни и вишни, сезон которых уже закончился,  зеленели без плодов, перед домом с виноградника свисали гроздья красного, крупного винограда.
     - Как же здесь хорошо! Покой и тишина, - сказала Даша, с удовольствием потягиваясь.
     В конце двора игрались дети, бегала собака.
     - Пойдёмте вниз, там топчаны для отдыхающих, есть очаги и казаны, посуду вам принесут, рядом озеро. Сурайё, дочка, принесите с сестрой на топчаны посуду, - сказал хозяин дома.
     Мы спустились по тропке, выложенной из камней, вниз. Там оказалось ровное место, с топчанами и к озеру шел небольшой спуск.
     - Как мне здесь нравится, я уже купаться хочу! - воскликнула Катя.
     Отабек смотрел на неё с улыбкой и каким-то восхищением.
     - Я тоже купаться хочу, - подбежав к Кате, сказал Андрюша.
     - И я хочу, Катя и меня с собой возьми, - закричала Гульбахор.
     К ним подбежал и Олежек.
     - Одни Вы к воде не пойдёте, это опасно. Давайте сначала приготовим топчаны для отдыха. Катя, расстели курпачи и хантахту поставь в середину. Есть будем тут, на большом топчане. Мужчины, ночью вы ляжете на том тапчане, он чуть меньше, вам хватит. Нам с детьми больше места нужно, - сказала я.
     Все занялись делом, мужчины сложили продукты под топчан, Катя подмела циновки и постелила курпачи вокруг хантахты. Потом подмела и двор, правда, трава мешала и дети бегали вокруг, но всё преобразилось, стало уютно и чисто.
     - Теперь пойдём купаться, ну пожалуйста... - взмолилась Катя.
     - Хорошо, пошли купаться, - согласилась я.
     Мужчины ушли в сторону от места, куда спустились мы с детьми. Катя была в купальнике, надев сверху халат, правда, я так и не поняла, когда она успела его надеть, видимо, сделала это ещё дома. Даша и Анна прошли за беседку с кустами и там переоделись. С озера были видны соседние дворы, где отдыхали люди. Переодевшись, Даша и Анна вышли в купальниках, обернувшись полотенцами. Я вошла в воду в платье, никогда не надевала купальник, хотя Даша и говорила мне, что с моей фигурой, вполне можно купаться и в купальнике. А я, кажется, стеснялась даже детей. Хорошо, у берега было неглубоко и дети радостно плескались, Катя плавала так себе, поэтому от берега не отплывала. Мы купались часа два, детей из воды вытащить было невозможно. Голоса со дворов ясно доходили до нас, словно люди говорили в микрофон. Мы слышали голоса и наших мужчин.
     - Всё, пошли назад, нужно обед готовить, позже ещё придём, - сказала я.
     Когда мы поднялись во двор, Абдулла и Отабек готовили обед, под казаном горел огонь, Абдулла уже обжаривал лук с мясом.
     - Какие молодцы, значит скоро обедать будем, - потирая руки, сказала Анна, с нежностью глядя на мужа.
     Вскоре, мы все сидели вокруг хантахты и ели жареное мясо с картошкой, вместе с салатом ачукчук.
     - Ммм... как же хорошо... всю жизнь вот так бы и сидела, - произнесла Даша, вызвав наши улыбки.