Былинные земли. Путешествие в Бели, часть 6

Василий Азоронок
(Продолжение)

ВЗОШЛИ ПРЕДКИ НА КУРГАН

О том, что территория имела большое значение, свидетельствуют также другие околичности. В лесном массиве, что тянется отсюда по высокогорью (Великий бор) в сторону Святого озера, есть еще один достопамятный знак – Курган: неприметный внешне холм-бугор.

Археологи связывают его происхождение с обрядовыми традициями, однако историки высказывают и другие предположения: что подобные точки указывали на границы частных владений. Еще один схожий объект зафиксирован на бывшей Пелице – по дороге к Свяде.

Конечно, часть большого водного пути не могла не волновать влиятельных особ, которые извлекали пользу, подчиняя наиболее выгодные анклавы. И какой-то владыка, безусловно, распоряжался прибыльной землей вдоль доходной трассы.

Кто это мог быть конкретно, еще предстоит узнать. На сегодня известно точно, что российское государство после строительства искусственного «коллектора» - системы образовало имперскую волость, которая охватывала часть Лепельского побережья и распространялась на юг, называясь Франопольской. В состав волости входили также деревни, примыкавшие к Береще. Практически все они были казенными.

Почему "Франопольская", кто и как дал название, сказать трудно: слово явно не местное, привнесенное извне. Можно только догадываться.

И есть один примечательный факт. Основная часть волости лежала при "большаке" - старинном тракте на Полоцк, который вел из Лепеля на север, вдоль западного побережья, и охватывала Старый город. Землевладельцами были в основном "государственные" крестьяне, обладавшие наделами по "люстрационным актам". Их владения - это деревни, расположенные в границах бывших церковных территорий, общим количеством порядка двадцати. Все они управлялись из Юрковой Стены - волостного центра.

А в трех верстах от правления, при дороге, в девяти верстах от уездного центра, располагалось отчасти отдельное, можно сказать, нехарактерное землевладение - ферма. Ферма Франополь. Уникальность заключалась в том, что обладали ею "пять домохозяев". Так записано в архивном документе - статистическом отчете за 1891 год. Им принадлежало чуть более 87 десятин земли, состав которой делился примерно пополам на пахотную и "под лесом, зарослями и кустарником" (так в тексте). Пара десятин была "под болотами", и чуть более - сенокосной. Зато выделялась огородная: четыре десятины, и небольшую долю составлял надел приусадебной земли.

Что-то большее сказать о необычном разряде собственности невозможно - статистика не распространялась на описание имущества. Но состав "пяти домохозяев" обозначен. В их числе были как "бывшие государственные крестьяне", так и "отставные солдаты". Наличие бывших воинов в числе частных землепользователей наводит на мысль, что именно их присутствие дало повод назвать волость "франопольской". Не исключено, что "отставные солдаты" были царскими гвардейцами, побывавшими в заграничном вояже - во Франции, при  разгроме и преследовании наполеоновских войск, и решившие применить зарубежный опыт в форме фермерского хозяйства. Резонно, чтобы правитель вознаградил победителей землей, и кусок был предоставлен из собственности, реквизированной у монашеского ордена.

В великокняжескую эпоху волости предшествовала гмина, и теми же землями управлял Виленский бернардинский монастырь. А если «копнуть» глубже, то есть – заглянуть в более отдаленный период, то узнаем, что этими землями распоряжался королевский отпрыск, сын великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича, младшего брата Витовта: «Михайлушка». Это с его великодушной руки княжеское поместье, пишут историки, перешло в подчинение римско-католического церковного прихода.

Шаг Михайлушки можно назвать «перестроечным», преобразовательным, так как религиозная основа сохранялась, но хозяевами становились другие лица. Вся довеликокняжеская эпоха – это православные течения и традиции. Землями владели полоцкие богадельни, монастыри и храмы.

История не прошла бесследно: территория впитала различные духовные ценности - как родоначальные, исконные, так и занесенные извне.

Например, бернардинское движение возникло в период упадка нравственности, и Ватикан искал пути выхода из кризиса. Вот почему средневековый период в этом крае связан с деятельностью виленского капитула. 

Но почему именно сюда были обращены исповедальные взоры, почему богословские лидеры определили эти земли на роль благочинного предпринимательства?

(Продолжение следует).

На снимке: берещинские пейзажи; правда, есть в них признаки традиционной белорусской обрядности?
08.09/19