Как победить грех?

Свет Софии
КАК ПОБЕДИТЬ ГРЕХ?

Мы все знаем Закон, хотим исполнять его, все хотим лишь доброго и не хотим плохого. Почему же на деле все это выходит с трудом?

Стремясь к Богу, соединяясь с Ним, мы наполняемся Божьей благодатью. Мы ощущаем чудо – преображение нашего существа – мы будто парим над миром, нам в этом состоянии чужды все соблазны мира и его дела. Благодать вкладывает в сердце желание измениться, очиститься, проявить все полученное нами на Земле. Ведь благодать пробуждает в нас зерно духа, память о Небесном Доме. Это  чувства и восприятие нашей пробужденной души. Душа несет зажженный факел, чтобы осветить им свою жизнь. Полные благодати и желания все изменить, мы входим в тот же привычный мир, где те же ситуации, те же люди, те же проблемы. Наше же земное естество – мысли, желания и само тело – очень инертный материал. Для них этот мир – естественная среда, они имеют в нем свои корни, свое восприятие, свое воздействие.

Большую роль на нижние структуры оказывает родовая информация. Наше вековое наследство – это целый склад, библиотека и одновременно – мусорка. Также здесь отпечатывается информация народа, в котором ты родился. Из всего этого материала душа и создала для себя гнездо, которое мы называем нижним "я". Создала, вложив в замес и свои качества, свои недоработки, победы и долги. Нижнее "я" непосредственно касается мира, потому ему кажется, что на него прежде всего оказывает воздействие именно мир, потому что оно его чувствует явно и ощутимо. Высшие же сферы далеки и эфемерны для него. Поэтому, при ослаблении воли души, ее некоторой пассивности, при недостатке устремления к Небу – преобладает импульс не сверху вниз, а наоборот. Это подобно тому как отсутствует тяга в печи – дым не вытягивается в трубу, а весь валит в дом. И тогда нижнее "я" воздействует на душу, наполняя ее, как смогом, своими ощущениями, страхами, страстями.

Как горшечник ваяет свое изделие – так меняются и нижние наши структуры. Живая вода молитвы, огонь веры и огонь испытаний, бережные, но твердые движения Господа, круг за кругом, поворот за поворотом – и медленно замешивается глина и постепенно формируется в новую гармоничную форму. Чаще же нам не хватает терпения – хочется достичь всего сразу. Иногда кажется, что изменить себя невозможно – материя сопротивляется, что-то толкает на прежние модели поведения. Иногда земное захлестывает с головой, так что факел, зажженный в душе почти гаснет. Но «Царство Небесное усилием берется» – говорил Христос.

«Я все понимаю, – говорит человек, – почему же никак не могу применить это на практике?» Понять что-либо разумом – это прекрасно, но на наше физическое тело непосредственно воздействует не ментальное тело, а астральное. Желания, страсти, эмоции – множество информации находится в астральном теле (теле желаний). Для того, чтобы изменился физический план – необходимо, чтобы произошли необходимые изменения в теле желаний.

Божье Слово входит в человека, который принимает его, оно несет в себе благодать как семя новой жизни.

«Вы уже очищены через Слово» – говорил Христос Своим ученикам.

Но как в притче о сеятеле – зерно должно взойти, попасть на добрую почву и дать плод. Лишь тогда оно станет внутренним достоянием человека, пока же оно только внешнее. Оно дает импульс, но плода пока нет. По-сути, именно нижние структуры являются той самой почвой, дающей возможность зерну вырасти. Как уже говорилось, у человека до прихода к Богу были свои способы реагирования, обусловленные уже перечисленными причинами. Конечно, первой реакцией человека на происходящие с ним ситуации является та, к которой он привык. Астральное тело срабатывает мгновенно – ведь ранее в него были заложены ментальным телом (земным разумом) свои программы, которые, в свете Благодати Божьей теперь открываются как несовершенные, порочные, греховные, не соответствующие Божьему Закону. Первый шаг – все это нужно суметь увидеть. А для того, чтобы увидеть – нужно этого очень сильно захотеть. Нужно разомкнуть привычное виденье и постараться все увидеть с новой стороны. Воля души при этом должна быть сильнее воли низшего тварного "я".

«Видящий свои грехи выше воскрешающих мертвых» – говорили старцы.

Потом человек должен очень сильно захотеть от этого избавиться, изменить свое поведение, убрать грех, искажающий и разрушающий его жизнь. Он должен осознать, что ему крайне необходимо это сделать, что без этого ему дальше жить невозможно, и потому направить все свои усилия для отторжения греховного поведения. Пока такое острое желание не появляется – борьба с грехом успеха не принесет. Да, человек понимает, что это, в общем-то, плохо, он хотел бы, чтобы все это изменилось, но у него есть море причин почему он пока этого сделать не может. Лишь тогда, когда человек начинает искать освобождения от греха, как задыхающийся жаждет воздуха – только тогда возможно достичь желаемой цели.

Следующий шаг – человеку открывается путь правильного реагирования. Он вдруг видит ситуацию глазами своих более высших структур и понимает почему его поведение было ошибочным. Теперь, подходя к моменту, где ранее неотступно проявлялся грех и сознание его не фиксировало, ему открываются, как минимум, уже два пути и он видит, что у него есть выбор – среагировать как обычно или, проявив усилие, совершить правильное движение. Вначале это движение дается с трудом, каждый раз требуя больших усилий. Но с течением времени, правильное поведение становится привычным. На этом этапе очень важно не спешить. Новое действие должно созреть, сформироваться, ему нужно время. Старое же спешит вырваться наружу. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» – говорит народная мудрость, а также говорит и другое: «Тише едешь – дальше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь!». Посмотри – за первой бурной реакцией, если ты не дашь ей силу – следом откроется спокойное и гармоничное действие, которое позволит тебе правильно решить ситуацию.

«Человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? И какую пользу получит он оттого, что смирялся?» (Сир 34:26).

Часто возникает вопрос – человек вроде бы очень хочет избавиться от греха, понимает, что это плохо, хочет сделать все правильно, но каждый раз, когда подходит ситуация – он вновь совершает тот же самый грех. Разум-то понимает, но для того, чтобы эта информация полностью перешла на астральное тело – должно быть не просто желание, в ментальном теле это намерение должно быть сформировано полностью. Для того, чтобы в конкретной ситуации победило высшее намерение – это событие должно быть подготовлено раньше.

Например, у человека часто проявляется гнев, особенно с ближними. Он срывается, потом ругает себя, но когда ситуация повторяется – все происходит без изменений. Астральное тело реагирует вспышками раздражения и злости, потому что ранее в него была вложена эта программа. Это, во-первых, недостаток любви, и при том, желание достичь своих целей, при которых чувства и жизни ближних не учитываются. Это – тщеславие и высокомерие, эгоизм и желание стяжания для себя. Пока человек не разобрался со всеми причинами и не принял волевого решения изменить все это – бесполезно пытаться остановить прорывающуюся вновь плотину гнева. Т.е. нужно смириться перед Богом, отказаться от целей, которые Ему не угодны и приносят кому-то из ближних вред, принять ценность других жизней также как свою, научиться жертвовать своими желаниями, не искать своего. И, конечно, как итог – научиться любить! Возникают более мелкие ситуации, где человек выносит какое-то свое мнение, принимает или не принимает чуждые Богу мысли, жертвует чем-то или нет. И если одно намерение человека о том, чтобы не гневаться, не грешить, то другие намерения часто говорят о прямо противоположном.

Например, где-то он решает, что его воля приоритетна над другими, где-то выносит мнение свысока и осуждает, еще где-то наплевал на то, что причинил кому-то боль, найдя себе множество оправданий для этого. Если, к примеру, в большей части из связанных с этим грехом ситуаций он позволил проявится низшему естеству – то и в более глобальной ситуации победы он над собой не одержит. Даже если результат будет 50 на 50 – этого недостаточно. То же и с грехом обиды, осуждения, зависти, блуда, алкоголизма и прочих. В каждом грехе надо искать корень и бороться можно только с ним. Если проследить все грехи – то они сводятся к гордыне и тщеславию, к помещению центра всего в себе. Далее обычно следует страх. Ведь гордыня перекрывает основную связь с Богом и человек остается незащищенным, слепым, открытым миру тьмы и потому возникает страх. И еще – для того, чтобы полностью искоренить какой-либо грех, нужно не просто выталкивать его от себя – необходимо заменять его на противоположную ему добродетель.

«Не сказано только: уклонись от зла, но и: сотвори благо (Пс 33:15). Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержанным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться» (Преп. Дорофей Палестинский).

Св. Феофан, затворник Вышенский советовал: «Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось».

Любая страсть, любой грех, как говорили старцы, больше всего побеждаются славословием Богу: «Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, – вводятся помыслы святые, божественные» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Каждый грех искажает реальность. Чем больше процент греха – тем глубже душа погружается в материю. Чем глубже опускается в грех, тем слабее ее связь со Светом, с высшими структурами, слабее чувствительность. Она часто совсем не видит и не понимает – что же плохого она делает. Хорошее видится плохим, плохое хорошим. Наваждение, яд, будто кислота все больше проникают внутрь ее, разъедая все духовные органы и структуры. Но порок обычно овладевает какой-то частью души, и потому через имеющиеся добродетели, через прошлые заслуги, через молитвы тех, кого слышит Господь – в душу проникает Свет, дается помощь, чтобы увидеть Истину, увидеть, что душа находится во власти смерти. Чтобы она закричала к Богу и через молитву покаяния ее можно было спасти, вытащить из пропасти. Чем больше в душу входит Дух Святой, Дух Истины – тем больше она видит Истину, тем яснее ей отличие добродетели от порока. Живущему лишь земным в этом нет различия.

Духовный путь – очень сложный и кропотливый процесс. Множество людей во все времена пытались постичь его, взойти на вершину праведности. Для нас они оставили большое наследие духовных советов, наставлений. Большую часть этих советов составляет борьба с помыслами, способы различения мыслей, приходящих от Божьей благодати и от нечистого.

«Когда человек безусловно верит своим мыслям, с ним происходит то же, что нередко происходит с людьми, которые верят своим снам. Вначале сатана влагает в его ум тонкие рассуждения, остроумные сравнения, блестящие идеи, а затем, когда убедит его в превосходстве над другими, то начинает нашептывать свои пагубные мысли, но скрытые, тайно, как бы перемешивая яд с медом» (Арх. Рафаил (Карелин));

«Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное, оно из падшего естества нашего и познается по тому, что порывисто, горячо нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир. Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к утешительной надежде на Бога. Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределенности, переменчивости, развлечению, мечтательности...» (Свт. Игнатий (Брянчанинов));

«Когда заметишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, знай наверно, что он готовит тебе пристыжение» (преп. Марк Подвижник);

«Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце какому-либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений» (Св. Иоанн Кронштадский).

Главное же оружие в борьбе с грехом – это полное, безоговорочное доверие Богу и искренняя любовь к Нему, желание познать Премудрость. Тогда человек идет по пути Благодати и любой грех отступает.