Покаяние - дорога к совершенству

Свет Софии
Некоторые верующие в борьбе с всевозможными страстями забывают, что цель христианства не есть только избавление от страстей. Избавление от страстей – это способ очищения души, он не должен становится самоцелью, настолько, чтобы терялась основная цель, а с нею радость и простота. Цель христианства все же – это восстановление связи с Богом, спасение души, восстановление Божьего Образа в нас, наработка его подобия.

А через это, как говорил Серафим Саровский – и спасение множества других душ: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

Страсти, грехи бурным цветом растут в этом мире, потому что он для них благодатная почва. Здесь все пропитано самостью, искажено гордыней, наполнено иллюзией, мало света и мало чистого воздуха, что благотворно для порождений тьмы. Потому, каждый день нужно пропалывать поле нашей души, нашего сердца, чтобы не дать им укорениться и разрастись, тем заглушив добрые растения. Но при том, знать, что основная наша цель – это возвращение домой.

Возвращение к Богу – это возвращение к Жизни, к Гармонии. Это возможно только через покаяние, а оно начинается с желания увидеть себя и свои поступки с точки зрения Божьего Закона. Увидеть свой грех – одна из самых сложных задач духовного пути, научиться жить без него – задача не менее трудная и такая же необходимая.

ПОКАЯНИЕ – ДОРОГА К СОВЕРШЕНСТВУ

Любой совершенный нами грех – прежде всего, совершен против Бога.

В известном покаянном псалме говорится: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс.50:6).

Любой грех это вирус – вирус, что вносит разрушение в жизнь самого человека, в окружающий мир, искажая Гармонию, которая заложена во всем, что сотворено Творцом. Грех – подобен ржавчине, что разъедает душу. Он лишает целостности, свободы, перекрывает связь с Богом, делает слепым, слабым, беззащитным. И есть только один способ освобождение от грехов – это путь осознания своих ошибок и покаяния. Без покаяния невозможен путь к Богу. Лишь тогда, когда человек поймет, что причины его проблем в нем самом. Когда у него хватит силы посмотреть честно на себя и свои поступки. Когда он вымолит у Бога дар видеть свои грехи и эти грехи станут ему отвратительны. И он ни одного мгновения больше не захочет пребывать в рабстве своих страстей. Тогда душа в крике помощи к Богу, любви к Нему, смирении и вере в Его Милость входит в одно из самых сокровенных таинств Церкви – таинство покаяния. И тогда рождаются слезы души, пробуждающейся и видящей то, во что она превратила свой храм. И эти горячие слезы сжигают тот груз, что тянул вниз и не давал дышать.

Феофан Затворник говорил: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Невозможно побороть и искоренить грехи, если не понять насколько присутствие их в человеке опасно! Пока это не станет вопросом жизни и смерти – человек не будет совершать усилия по их искоренению. Если бы люди поняли, что наличие в них любого из грехов куда хуже самого страшного из физических вирусов и паразитов, приводящих к смертельному исходу!

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4:23)  – говорит Писание.

Что может быть важнее души? За нее надо бороться, прилагая все усилия, чтобы понять, увидеть, найти силы – и провести ее путями Божьими ко спасению. Для этого и дана нам эта жизнь!

 «Сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания» (Свт. Феофан Затворник).

Очень часто люди неправильно понимают, что означает «бороться с грехом». Вместо того, чтобы извлечь свою болезнь на поверхность, открыть ее Богу – многие прячут ее даже от себя. Заботясь о внешнем, они не беспокоятся о внутреннем. В результате, вирус порока тайно развивается и в один из моментов прорывает наружу, неся за собой серьезные разрушения. В книге «Аксиомы религиозного опыта» православный богослов

Иван Ильин говорит о том, что такое очищение души: «Преодоление страстей должно состоять не в насильственном подавлении их, а в переуклонении их на путь духовного созерцания. Страсть должна не угаснуть, не исчезнуть, не подвергнуться узилищу наподобие заключенного в тюрьме каторжного злодея или наподобие посаженного в клетку дикого зверя, ибо заключенная в подземелье бессознательного, она будет жить крадучись, глядеть из глаз и прорываться в словах или оттенках словесных, в поступках или в способах их совершения; а запертая в клетку, она будет ждать того мига, когда сторож забудет запереть дверь и она сможет вырваться на волю. (…) Очищение требует, прежде всего, чтобы сердце человека разлюбило ничтожное, пошлое, грех и зло: «отлепилось» от него, охладело к нему, не мечтало о нем, не «вожделело» его; угасло бы для него. (…) Вторая, высшая, заключительная стадия состоит в обращении души к божественным, духовным, священным содержаниям жизни и в выработке соответственных этому актов. Духовное око человека должно раскрыться и увидеть; оно должно изведать свет и радость божественного; воля должна свободно, и сильно захотеть этой радости; сердце должно прилепиться к этим священным содержаниям; а душа – выработать и усвоить акты духовного строения» (И. Ильин «Аксиомы религиозного опыта»).

Говорят, что для Неба нет слова «не могу», есть – «не хочу». Убрать греховное порождение из наших структур возможно только, если начать беспощадную войну против каждого греха, при любом его количестве, даже и малом, ибо и малый корень возможет дать прирост и стать деревом. При любом грехе в человеке обязательно присутствует корень древа греха – гордыня.

Обращаясь к Богу и считая себя верующими, осознаем ли мы в полной мере, что продолжая лелеять в себе грехи, не избавляясь от них, мы вместе со славословием к Господу, каждый раз будто говорим Ему: «Слава Тебе, Боже! Но на процент присутствия во мне гордыни и самости – это я бог, а не Ты! И на процент тщеславия во мне я отбираю у Тебя Твою Славу. А на процент всех вместе взятых грехов буду помогать силам тьмы и исполнять их волю». Как бы выглядел офицер, который докладывает генералу, что у него все в порядке, но он всего лишь чуток, всего на 20-30% работает на армию противника?! Нам нужно так затянуть пояс, так обуздать свое эго, чтобы не позволить себе ни шага в сторону от Божьего Закона. Как если бы проявление даже малейшего из грехов было прикосновением к оголенным проводам с высоким напряжением. А иначе – можем ли мы называться Божьими детьми!

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно:

«А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

Покаяние – это поворот сознания на 180 градусов. И если раньше человек был повернут к Богу спиной, а лицом – ко своим грехам, то покаяние оборачивает его обратно – всей душой к Богу.

Дар истинного покаяния и видения своих грехов – всегда считался одним из самых важных. Очень сложно увидеть свой грех, очень непросто осознать свои ошибки. Но Господь по Милости Своей дарует нам такую способность, если мы этого всей душой жаждем.

Простить обиды, выдернуть из своего сердца корень зла, разорвать путы рабства греху – таковым должно быть покаяние. Это дарует драгоценную свободу душе. И тогда она выходит из опьяняющего наваждения мира и начинает понимать суть происходящего, и тогда становится в состоянии свободно совершать свой выбор.

Тогда Божья Благодать входит в нее и очищает от всех духовных болезней. А освобождаясь от болезней духовных, т.е. грехов – человек исцеляется и физически.

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:5-14). 

Непросто изменить привычные взгляды, укоренившиеся привычки. Но когда осознаешь, что они ведут к смерти души, что даже маленький грех разрушает нашу жизнь – тогда рождается тот импульс, тот крик души, который способен выдернуть нас из греховной топи.

Тогда Господь протягивает Свой луч и в нашей жизни вспыхивает Свет. Свет освобождения от рабства.

«Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои» (Пс.50:9-11).