Моменты

Георгий Жаркой
У каждого человека бывают моменты наивысшей радости.  Их немного, к сожалению, но они бывают.
   В июне мы сдавали выпускные экзамены –  на аттестат зрелости. Помню, как меня вымотали математика с физикой. Приятель, сосед по парте, решал за меня задачи.  А я за него писал сочинение. Остальное – туман. Хоровод безумия.   Далее -  вступительные испытания.  Это чтобы получить высшее образование. Подготовка, подготовка и подготовка. Когда все закончилось, мы ждали списков счастливчиков.  Перед этим – бессонная ночь. Приехал. Первый этаж, доска напротив деканата. Мы толпимся, некоторые знакомы по экзаменам.  Вот вывесили листки. Меня оттеснили –  на обочину. Кое-как подошел. Моя фамилия в списке. Первый курс! И радость пронзила тело. Подняла до потолка. Я шел по городу пешком, несколько километров. Не видел ни улиц, ни машин, ни людей. Такие моменты Мамардашвили называет «привилегированными». Они способны изменить сознание  в лучшую сторону. Потому что дурная повторяемость событий, то есть обыденность, отупляет. И вдруг – всплеск!
   Второй привилегированный момент – диплом. Два последних курса провел на заочном.  Дочь родилась – работать надо было. Учитель в школе и студент – одновременно.  Горы ученических тетрадей были выше гор из вузовских учебников. Горизонт узок и тесен. Ни свободы, ни воздуха. И вот – диплом. Приехал домой, положил его на грудь и лежал в оцепенении. Не осознавал, что свобода у входа – встретила.
   Первую статью отправил в издательство «Посев» - в Германию. И забыл. Компьютеров не было.  И вдруг – гранки получаю по почте. До сих пор помню головокружение от радости. И от гордости – что же греха таить! Есть еще несколько таких воспоминаний.
   Такие моменты как островки на болоте. Прыгаешь с одного на другой – вперед передвигаешься, на месте не стоишь. Главное – это вперед идти. Иначе духовная кончина. Тупик.
    Такие моменты возможны, если ты сам стремишься к ним. Не получаешь на блюдечке с каемочкой.  Мне кажется, что когда родители платят за обучение, покупают квартиры, дают деньги на отдых и на машины, дарят банковские карточки, то лишают своих детей привилегированных моментов. Лишают радости, настоящей радости.  И у молодых людей одно и то же, одно и то же – дурная повторяемость событий.  А, может быть, они были талантливыми и отважными.  Были.