Комментарий к пьесе Когда закрывается дверь

Марина Рузант
Комментарий к пьесе «Когда закрывается дверь»

                Решением написать Комментарий послужили мои размышления относительно восприятия и оценки читателем тех героев и событий, которые представлены и действуют в пьесе «Когда закрывается дверь». Я, безусловно, не открою тайны, если скажу, что каждый из нас это огромная индивидуальная Вселенная, где намешано много всего хорошего и плохого. Именно в силу своего индивидуального мировосприятия эта Вселенная судит об окружающих ее людях и событиях. Каждый читатель по-своему расценивает убеждения и поведение героев пьесы. Я, как автор, никому ничего не навязываю и отношусь уважительно к мнению каждого читателя. На самом деле, чем больше разных мнений, тем более емко выполнена моя работа. Однако, мне бы тоже хотелось высказаться относительно задумки. Другой разговор: удалось ли мне в конечном итоге донести до читателя свой замысел? Честное слово, я старалась!
                С другой стороны, меня «вдохновила» некогда сложившаяся ситуация между очень любимым мною А.П.Чеховым и великим Станиславским. Когда Чехов направил только что написанную им пьесу «Вишневый сад» знаменитому режиссеру, тот, выразив восхищение произведением, поставил его на сцене Московского Художественного театра. После премьеры Чехов гневно возмущался прочтением и пониманием сюжета пьесы. По мнению автора, он написал комедию, а «не слезливую драму». Вот так бывает. Каждый из великих классиков одно и то же произведение понимал и принимал в силу своей индивидуальности.
                Так позвольте и мне в этом Комментарии порассуждать на вечные темы, поделиться мыслями, которые легли в фундамент некоей стартовой площадки для написания пьесы. Пусть вас, дорогой читатель, не смущает, на первый взгляд, отстраненность размышлений. Все размышления исключительно мои и именно они сподвигли тем или иным образом к написанию «Когда закрывается дверь». Не судите строго!
                Сразу обращу внимание на то, что героями пьесы являются не богатые и успешные, разъезжающие на дорогущих авто, проживающих в шикарных особняках и позволяющих себе роскошный отдых. О них много чего написано, поставлено и снято. Мы уже давно поняли, что богатые тоже плачут. Ну и пусть себе плачут на здоровье. Их в нашей стране совсем не так много, как простых, обычных, выживающих граждан. Но не будем впадать в крайности. Здесь не о спившихся, опустившихся на «дно современной жизни» бомжах, которые волею судьбы вынуждены влачить жалкое существование. Нет.
                Это повествование о простых, обычных людях, что живут с нами в одном подъезде или на одной лестничной площадке в городах и городках. Это о тех, кто выживает в деревнях и поселках, в облезлых, разваливающихся и перекошенных домах с «удобствами» на улице, мимо которых мы вихрем проносимся на своих иномарках. И о тех далеких многомиллионных гражданах нашей огромной страны, которые и составляют само понимание – РОССИЯНЕ. Все мы разные и тем самым интересные, вместе с тем, проживая в одном государстве, в одной исторической действительности, имеем общие характеристики под названием – менталитет. Мои герои - россияне с общим менталитетом и собственной индивидуальностью. Каждый проживает свою жизнь в соответствии с генокодом, полученным от предков.
                Продолжительное время было принято считать, что человек рождается, приходит в мир людей «чистым листом», что сознание его ничем не наполнено и только от обстановки и воспитания зависит каковым ребенок вырастет, то есть,  от родителей, школы, окружающей среды. На самом деле ситуация куда более сложная, впрочем, как и сам человек. Мы с вами, можно смело считать, оказались в самом начале изучения человеческого генома. Благодаря возможности заглянуть в геном, мы получили больше сведений о наших истоках, эволюции, природе. Теперь тайны жизни, хранившиеся за семью печатями, медленно начинают открываться. Я слышу резонный вопрос: «С какой стороны общее изучение генетики относится к моей пьесе?» Со всех сторон. Да-да, со всех сторон потому, что она помогает разобраться с духовной, моральной, физической и физиологической сущностью главных героев. Но не будем торопиться с характеристиками. Еще немного рассуждений о науке и научности.
                В каждой семье присутствует свой семейный код – свод семейных законов, который обусловливает поведение всех членов семьи. Семейный код определяется конкретными индивидуальными сознаниями: сознанием матери, отца, бабушек, дедушек и т.д. Какие бы модели поведения не присутствовали в семье, в том числе и модели деградирующего поведения, они в той или иной степени будут характерны для всех членов рода. Каждый из нас, безусловно, вписался в ту закономерность, которую унаследовал от своих предков через полный набор генов, определяющих наш внешний вид, внутреннее строение. Весь набор генов численностью от 60000 до 80000 добросовестно упакован в двадцати трех парах хромосом, переданных от отца и матери.
                Сознание ребенка формируется и является продолжением родительского сознания. История родителей повторяется в жизни детей, но уже в новых, современных обстоятельствах и ситуациях. Все наши предки жили не зря, именно они создали предпосылки для нашей нынешней жизни. И свои нерешенные проблемы предоставили решать нам. А ведь у каждой проблемы, каждой трудности существует своя цель. Генетический код, определяющий физическую внешность человека еще до рождения, определяет также его основные психологические черты, поведенческие модели и даже основную направленность мировоззрения, во многом определяет его жизненный опыт.
                «Невидимая лояльность» независимо от нашего желания, независимо от нашего осознания подталкивает нас к повторению приятного опыта или травмирующих событий, или несправедливой и даже трагической смерти, или ее отголоскам». (Ницца-Иер)
                «Эти сложные связи поколений можно увидеть, почувствовать или предвосхитить по крайней мере частично. Но чаще всего мы не говорим о них: они проживают, как неуловимые, несознаваемые, невысказанные или тайные». (Анн Анселин)
                Как вы совершенно справедливо понимаете, повествование о пьесе я начала издалека. Вместе с тем, смею вас заверить: пусть не сразу, а с чувством, с толком, с расстановкой будем продвигаться к пониманию представленных событий. Следующее рассуждение на пути к цели - двоякое понимание брака и семьи, которое, в конечном счете, очень часто становится камнем преткновения в семейных конфликтах. В данном случае нашим героям тоже пришлось столкнуться с этой непростой проблемой. Сначала поговорим о тех законах и принципах, которые лежали в основе супружеских отношений веками и передавались из поколения в поколение, благодаря чему, смею заметить, не вымер род человеческий. Более того, эволюционировал и процветал до наших с вами времен. Я не открою тайны, если с полной убежденностью сошлюсь на самый великий и значимый учебник жизни – БИБЛИЮ и разъяснения Святых Отцов. Я не стану пересказывать даже близко к тексту священные постулаты, но передам их дословными выдержками.
                «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее . . . Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь . . . Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть . . . Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа». (Послание Апостола Павла к Ефесянам)
                «Жена боится не насилия со стороны мужа, но боится чем-либо оскорбить мужнину к себе любовь, нарушить священную гармонию Брака с богоданным мужем». (Флавиан)
                «Супругов Господь подбирает друг другу в соответствии с духовным состоянием каждого из них, и они становятся инструментом спасения друг для друга. Если один из супругов имеет в себе какие-либо неизжитые страсти, то второму супругу неосознанно придется исполнять обязанности хирурга, а то и скальпеля, вынужденного причинять боль ради удаления смертельно опасной опухоли. И в течение совместной жизни супруги периодически меняются этими ролями». (Флавиан)
                «Бог разделил нашу жизнь так на две части, что более необходимое и полезное представил мужу, а менее важное – жене, чтобы он из-за необходимости занятий его был уважаем, а она из-за меньшей важности своего служения, не восставала против супруга . . . Жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах, и выходах, и весьма во многом другом; она во всем ему предана и соединена с ним так же, как тело соединено с головой» (Иоанн Златоуст)
                «Бог повелел одному начальствовать, а другой подчиняться. Муж простри руку помощи жене в делах духовных. Начальствующий должен превосходить подчиненных не почестями, а добродетелями. Муж глава жены, поэтому пусть глава управляет остальным телом . . . Жена слабый сосуд, а ты – муж. Ты для того и поставлен над ней начальником и главой, чтобы сносить слабость подчиненной». (Иоанн Златоуст)
                Институт брака играл огромную роль в жизни общества во все времена. Свахи пользовались большим доверием и уважением. Прежде чем сосватать невесту, сваха узнавала всю историю рода до седьмого колена и если предлагала кандидатуру, то несла полную ответственность за нее, за отношения в молодой семье и рождение здоровых детей. Остается только удивляться насколько требовательно и серьезно люди относились к созданию семьи и супружеским отношениям.
                Теперь обратимся к нашим дням. Что произошло с институтом брака в современном мире? Проще спросить: существует ли вообще этот институт? Знаете, пожалуй, пусть каждый ответит на вопрос сам, из своего личного опыта и понимания жизни. Хотелось бы обратить внимания на результаты «преобразования» общества за последние лет двадцать-тридцать, а они просто ошеломляющие. Еще ни в какие исторические времена общество не менялось с такой сокрушительной скоростью. Даже после Октябрьской революции семнадцатого года прошлого столетия наш народ не деградировал морально настолько низко. Веру в Бога, духовные ценности новая власть отвергла, но заменила их моральными требованиями в плане семейного кодекса: обязательная регистрация брака, ответственность за супружеские отношения перед обществом в целом, перед партнером по браку, перед детьми, материальное содержание детей и много чего еще. Теперь упразднили все, в том числе, и вечные ценности – честь, совесть, порядочность, ответственность, придумав убогую ссылку на якобы «свободу выбора». Впрочем, СТОП! Мы говорим о тех результатах, к которым пришло наше общество за последние годы. А результаты печальные, мягко выражаясь. Вседозволенность, чувство «свободы» привели к страшной статистике: из ста зарегистрированных браков распадается восемьдесят, в геометрической прогрессии растут наркомания, алкоголизм и преступность. Родители убивают детей, а дети родителей. В нашей стране нет ни революций, ни войн, но есть детские дома, которые пополняются из года в год отказниками или детьми родителей лишенных родительских прав. Разрастается сеть «пансионатов для пенсионеров», проще говоря, домов для престарелых. Кому врем? И зачем? Увеличивается количество суицидов, заметно «омолодились» заболевания инфарктом, инсультом, онкологией, вылезло и расползается ВИЧ. От этого не отмахнуться, не закрыть глаза. Мы здесь живем, и нам с этим жить. Вы спросите: причем же тут супружеские отношения, причем семья? Резонно.
                Наша Вселенная, любое Общество и сам Человек живут и развиваются по одним и тем же законам. Вселенная это макромир, который, в конечном счете, состоит из элементарных частиц. Общество объединяет конкретных людей независимо от их социального, материального или физического состояния. В свою очередь, организм каждого человека, как известно, состоит из живых клеток, которые согласно определенному функционалу обеспечивают работу индивида. Каждая клетка имеет свой набор элементарных частиц. В данном случае аналогия с семьей вполне себе очевидна. Разрушается клетка или дает сбой в работе - разрушается весь организм. Тоже самое происходит и в общественно-социальном понимании. Каждая семья это клетка единого организма и от ее здорового функционирования зависит состояние всего организма. Чем больше в нашем государстве будет крепких, здоровых, полноценных семей, тем достойнее, сильнее и богаче будет РОССИЯ. Все большое начинается с малого: река – с ручейка, открытие – с идеи, государство – с семьи. Вот и закончилась, так сказать, вводная часть. Теперь мы перейдем к разговору о пьесе, но при этом будем рассматривать ее через призму сказанного.
                Итак, с чего же началась история, представленная в пьесе? Понятно, не с появления блудного мужа в стенах собственного дома, не с обозначенной им точки в отношениях с законной супругой. Она началась много раньше, с зарождения новой молодой семьи. Сыграна свадьба, озвучено «Горько!», рассмотрены подарки, подсчитаны деньги и не суть важно чего, сколько и с какой стороны вложено в начинающую семью. Гораздо важнее с каким арсеналом личностных характеристик, с какой родовой историей каждый из молодоженов пришел в эту новую жизнь.
                Андрей родился и вырос в семье, где авторитет женщины всегда был непререкаем. Отец оставил семью, когда малышу исполнилось четыре года, мать пыталась наладить личную жизнь, но всякий раз попытки заканчивались исчезновением мужчин. Андрей с малолетства испытывал жесткий контроль со стороны матери, давление, подчинение интересам женщины. У мужчин, время от времени случавшихся в доме в качестве «отчима», всегда был выбор, которым они пользовались, а какой выбор у ребенка? Вот и рос мальчишка подкаблучником, заведомо неспособным принимать решения и нести ответственность за них. Такие мужчины инстинктивно тянутся к женщинам сильным, таким, которые позаботятся о них, согреют, защитят от ударов судьбы, дадут то, чего они сами добыть никогда не смогут. Эти мужчины всегда стремятся к лучшему, но не через свой труд, а через возможности других людей. Пока совместная жизнь с Галиной отвечала потребностям Андрея, он оставался в семье. Однако, на горизонте появилась Жанна с городской квартирой, хорошей зарплатой, барскими условиями жизни, и Андрей отправился в то самое лучшее, которое не нужно зарабатывать, оно пришло само. Жанна, как мать, властной рукой выдернула его из семьи.
                Галина иной человек, с иной, благополучной историей. У нее хорошая, полная семья, где родители относятся друг к другу с завидным уважением, плюс влияние на воспитание девочки мудрой, доброй бабушки, которая научила внучку правильному женскому поведению в семье. Умение терпеливо сносить обиды, бесхозяйственность мужа, безденежье закалили молодую женщину. Галина выросла в семье, где отец настоящий хозяин дома, обеспечивающий достаток. Поэтому она ждала от мужа мужских поступков, способности взять на себя ответственность за ее жизнь и жизни детей. Она тянула на себе семейный воз при этом оставалась чистым, добрым человеком. Галина не хотела верить в предательство мужа, хотя все признаки наличия у него другой женщины были налицо. Как и большинство женщин, в данном положении надеялась на благополучный исход. Нет сомнения, одумайся Андрей вовремя, и она простила бы его. Читатель скажет: обычная банальная история. Да, банальная, но исключительно для тех, кто сам не переживал предательства. Когда в душу стучится беда, она перестает быть банальной и становится личной и страшной, наполненной болью и страданиями.
                Катастрофа в жизни главной героини происходит на фоне какой то генетической несчастности русских женщин в глубинке. Три подружки – три судьбы и все три с непростой судьбой. Надежда – молодая вдова самостоятельно воспитывающая двоих детей. Для излечения мужа отдала все более менее ценное в доме, но старания пошли прахом. Потрясающая жертвенность женщины вызывает уважение и хочется надеяться, что чудо случиться, оно просто не может не случиться, когда человек отдает все во имя спасения близкого.  Никто не отменял закон бумеранга.
                Вторая подруга – Людмила живет с алкоголиком, свекровью и сыном. Ей по-женски жалко свекровь одновременно любящую и боящуюся своего единственного взрослого сына, который без всякого зазрения совести вымогает деньги у старухи. Людмила сама мать и ей близки переживания пожилой женщины. К пьющему мужу чувств не осталось, теперь ее единственная цель – вырвать сына из порочного круга постоянных пьянок и скандалов. Она поставила для себя цель и неукоснительно следует ей.
                У каждой из подруг своя история несчастности, но вмести они, пожалуй, самые близкие друг другу и понимающие люди, которые омывают саднящие раны, успокаивают, подставляют плечо. Они как никто другой понимают боль подруги. Желание отправить Галину в Турцию, несмотря на все трудности, - это, своего рода, протест против тех обстоятельств, в которые каждую из них загнала жизнь. Простые русские бабы, сколько же в них участия, сострадания, теплоты!
                Второе действие показывает другую действительность. Однако и здесь речь идет о наших сослуживцах, соседях, родственниках или друзьях, а не о власть имущих или деньги держащих. Опять же самые обычные наши соотечественники, только в иных, так сказать, расслабленных условиях отдыха за границей. Я думаю: общая картина событий происходящих на небольшом куске городского пляжа вполне себе узнаваема. Мне бы не хотелось осуждать своих героев. Они такие, какие есть, со своими сильными и слабыми сторонами.
                Два друга-товарища приехали из одного северного города, вероятнее всего работают вместе и вместе же решили отдохнуть, тем более, что они совершенно одинаково понимают выражение «отдохнуть». «Отдых» непременно должен сопровождаться существенными алкогольными возлияниями, желательно с раннего утра и до позднего вечера. Их совершенно не волнует общественное мнение. Тяжело зарабатывая свой хлеб, они отрываются по полной программе при любой возможности. Но вдруг в их разбитную жизнь грациозно, с достоинством, входит молодая, красивая Лена. И теперь Стас и Вадим из друзей плавно переходят в статус соперников. Мужчины заметно меняются. Кто-то обязательно захочет возразить, что, мол, за неделю невозможно так кардинально измениться. Разве? Каждый из друзей стремится преподнести себя в самом выгодном свете, и поскольку Лена оказывается землячкой, то существуют все шансы продолжить отношения на родине. Скорее всего мужчины не обременены семьями, так почему не завести роман с продолжением? Лена, в свою очередь, прекрасно понимает с кем имеет дело и каким образом может повлиять на симпатизирующих мужчин. Никто не утверждает, что всех троих осчастливила любовь, но порой даже влюбленность способна творить чудеса. Будем надеяться, что для двоих из треугольника, отпуск на турецком берегу закончится маршем Мендельсона в Северске.
                Перед нами предстал еще один дуэт, на сей раз женский. Светлана с Татьяной две свободные, уже не достаточно молодые женщины. У каждой за плечами печальный житейский опыт. Каждая приехала с явным желанием романтических отношений, пусть не с серьезным продолжением, но, во всяком случае, с краткосрочными любовными приключениями. Отношения со Стасом и Вадимом не задались сразу и теперь каждая из них начала свою индивидуальную игру. Татьяна принялась очаровывать возрастного Кавалера, а Светлана закрутила с Мужем за спиной у законной супруги. Жена загульного Мужа несмотря на ее властность, требовательность и ревность, вызывает жалость, нежели осуждение. В конечном счете, становится очевидным, что опасения ее были не напрасны. Герои взрослых «забав» безусловно узнаваемы, от того близки и понятны.
                Хочу еще раз обратить внимание на то, что отдыхающие на берегу Турции, своими образами и поступками не несут какой-либо идеологической или моральной нагрузки. Я не осуждаю и не поддерживаю их поведение. Это обычные люди со своими взглядами, желаниями и целями в жизни. Совсем другое дело относительно центральных героев. Вот тут проявляется основной замысел. Зоя Степановна пожилая женщина с непростой судьбой, оказывается в «нужное» время, в «нужном» месте совсем не случайно. Только человек умеющий сопереживать может поддержать в горе. С одной стороны, они с Галиной находятся по разные стороны баррикад: ее дочь Оксана «увела» из семьи с больным ребенком мужа-кормильца, в то время как сама Галя – жертва молодой разлучницы, которая бесцеремонно выцепила ее мужа. Зоя Степановна жестко осуждает поведение Оксаны, старается дистанцироваться от дочери, но все же остается любящей матерью. Эта позиция неприятия подлости и жестокости по отношению к ни в чем не повинным людям, в конечном счете, сближает пожилую и молодую женщин. Именно Зоя Степановна говорит главные слова поддержки, именно она наставляет Галину искать ту самую дверь в счастливое будущее, когда дверь в прошлое закрылась.
                Ну и, наконец, спаситель – Туран. Во многих отношениях спорный герой, но ведь пьеса не об этом. Да, он не принц на белом коне, не шейх и не миллионер. Туран - возрастной мужчина, который несостоявшуюся семью заменил зарабатыванием денег, созданием условий достойного содержания детей и близких. Вместе с тем, кто сказал, что мужчина отказался от желания иметь полноценную семью? Его сыновья выросли, подхватили созданный отцом бизнес, женились. Свой отцовский долг Туран выполнил и, кто осмелится его осудить за нежные проявления к Галине? Сложатся ли их отношения в дальнейшем каждый в праве решать сам. Пусть читатель додумает конец этой истории в силу своего понимания жизни, опыта и знаний . . .