Что самое важное в эпоху Big Data?

Гульмира Жамантикова
Термин Big Data пришел из информатики, из анализа больших данных, под которыми имеются в виду массивы электронных данных, накопленных за всю историю компьютерной обработки данных.

Я же вкладываю в понятие "эпоха Big Data" более глубокий смысл, имея в виду не только электронные данные, но и все знания и факты, накопленные нами за всю историю человечества. И каждый из нас является своего рода центром обработки всей этой информации, в процессе которой формируется наше сознание, наше мировоззрение.

Несомненная заслуга науки в том, что она разработала научные методы сбора и хранения данных и значительно расширила диапазон изучаемых явлений, сконструировав измерительные приборы, телескопы, микроскопы и т.д. Но слабое место современного научного естествознания - в плохой интерпретации этих данных и фактов.

Сегодня, в эпоху Big Data на первое место выходит способность к объективной интерпретации фактов. И эту способность необходимо постоянно развивать и совершенствовать, привыкая к тому, что интерпретация - это процесс непрерывный и бесконечный, как сама жизнь ("Я мыслю, следовательно я существую"). Глупо надеяться, что когда-то мы сможем смело заявить: "Теперь у нас есть самая правильная математическая интерпретация научных фактов, и этот шаблон (алгоритм) можно смело тиражировать во всех школах".

Мы вообще должны отказаться от такой практики, как тираживание интерпретаций. Если вы потратите 20 лет своей жизни на изучение чьих-то интерпретаций, вы не научитесь самому главному - самостоятельно мыслить.

Сегодня, в интернет-беседе с русскоязычным человеком, живущим в США, мы обсуждали проблему научной интерпретации, и он пожаловался на американскую молодежь: "Я так рад, что у нас, в России, пульсирует мысль, как кровь в артериях. Я как-то пытался разговаривать с американской молодежью на эти темы. Очень неприятное чувство какой-то мертветчины. Они об этом просто не думают".

Я полагаю, что активные размышления возникают не сами по себе, а от ощущения диссонанса, неудовлетворенности чем-либо. Если человек всем доволен и счастлив, он и не должен размышлять - это было бы противоестественно и нецелесообразно. Поэтому, возможно, те молодые американцы, о которых шла речь, всем в жизни довольны и счастливы, что нет потребности о чем-либо думать. Либо они настолько привыкли делать вид, что все хорошо и прекрасно, что центр, отвечающий за чувство удовлетворенности/неудовлетворенности и генерацию мыслительной деятельности, у них просто заблокирован.

У нас же, большинства россиян, слишком сложные жизненные обстоятельства, чтобы расслабляться. Причем, на протяжении всей истории. Поэтому, наверное, у нас исторически повышенная чувствительность к малейшему диссонансу. В научной сфере это неистощимый источник поиска наиболее совершенных интерпретаций, а в гуманитарной, социальной сфере - поиска оптимальных форм и способов самоорганизации общества.

Ученые очень часто свысока смотрят на гуманитарные дисциплины и гуманитарные "науки" пишут в кавычках. Мол, наука - это там, где есть математическая база, точные количественные расчеты. Но они упускают тот важнейший момент, когда количество переходит в качество.

Развитие сознания, осознанности - это те самые качества, которые необходимы и для научного осмысления бытия, и для более эффективной самоорганизации жизни. И закладываются эти качества именно в гуманитарной сфере, где математика неприменима, но господствует информатика.

И хотя информатика основана на математических, физических закономерностях, одной лишь количественной составляющей она не ограничивается. Информация - это не столько количество, сколько качество. Это то место, где рождается нечто новое, где происходит творчество. И сегодня важнейшая задача - научиться работать с информацией через сознание, прикоснуться к творчеству природы, внести свой вклад.