День четвертый. Форос

Фанни Кальценбогенштра
 ­Посёлок Форос - это начало Большой Ялты. В переводе с греческого означает маяк. Я влюбилась в  него с первого раза. И не помню, чтоб здесь со мной происходили неприятности. А вот для М,С. Горбачева Форос - это начало краха его политической карьеры. Правда, его дача находилась не в самом Форосе, а немного юго- западнее, на мысе Сарыч. А в самом поселке в великолепном дендропарке, который был заложен раньше Никитского ботанического сада в Ялте,  находился  санаторий. Собственно, он никуда не делся, только вывеску сменил.
Девятиэтажный корпус санатория построен в стиле советского модернизма, что совсем не мешает ему и сейчас   выглядеть современно. А в наши дни в заповедной зоне вырос четырнадцатиэтажный монстр. Поодаль административный корпус дореволюционной постройки. Это усадьба того самого чайного "короля", московского купца I гильдии, который построил Храм Воскресения Христова на Красной скале.
После развала СССР санаторий оказался собственностью зятя Кучмы. Он показал себя изрядным скрягой, и вход в дендропарк сделал платным. Потом санаторий перешёл в собственность группы "Приват". И посещение дендропарка стало бесплатным, но на санаторный пляж чужаков не пускали. Сейчас санаторием владеет федерация профсоюзов Татарстана. Вход по - прежнему бесплатный. И, о чудо, на пляж тоже!
Оставим санаторий отдыхающим и обратим свой взор на дендропарк. тем более есть на что обращать. Его история начинается с 1834 года, о чём гласит памятная табличка у входа. Н.Н. Раевский успел за свою короткую жизнь добиться не только степеней известных, отличиться в войне с турками и персами, но стать одним из основателей Новороссийска, а заодно и Форосского дендропарка. Талантливый человек талантлив во всём. Немногом ранее его отец, тоже Н.Н. Раевский,  участник Отечественной войны 1812 года, герой  Бородино,   высочайшим указом императора Александра I получил участок земли  на Южном берегу Крыма.
В Тессели им была построена дача с открытой верандой, откуда открывался живописный вид на море. На этой даче гостил молодой А.С. Пушкин, подвергшийся опале и сосланный из Петербурга. Наверное, Александр I был поклонником творчества поэта, раз избрал для него такое жестокое наказание.
Сын продолжил дело отца. Будучи в опале отстранённым от военных дел, Николай Раевский  начал изучать агрономию, почвоведение, ботанику. Результатом его  трудов стал облагороженный участок, прилегающий к даче. Но ему было ещё ой как далеко  до современного вида. 
;В конце 19 века Тессели У Раевских  и Форос у Нарышкиных выкупает оптом столичный купец  А.Г. Кузнецов. Вот, когда начался "золотой век" для дендропарка. Купец на южном берегу Крыма оказался не просто так. Для его больных лёгких, поражённых туберкулёзом, был благоприятен крымский воздух. На перепланировку и закладку новых террас чайный король не скупился, но  ассигнации  считал. Утверждал, что только  на приобретение земли потратил столько сторублевых кредиток, что ими можно было полностью выстлать парк. А парк на тот момент уже занимал 300 га. Это сейчас он скукожился до скромных 70, а по факту и того меньше. Растения привозили из разных уголков мира, но в основном хвойные. Гималайские, тибетские, ливанские кедры, пихты, туи и конечно же родные  кипарисы.
;Болезнь победила. Александр Григорьевич ушёл, не дожив до 40 лет. Свою усадьбу и сад он завещал своим племянникам. Семья Ушаковых не ударила лицом в грязь. Из усадьбы у них получился модный курорт, куда съезжалась не только российская знать, но и  люди искусства поэты, писатели, художники, композиторы.
В административном корпусе закончились реставрационные работы и там уже не стыдно принимать официальные делегации. Историческое здание как никак. К сожалению, у руководства санатория руки до дендропарка ещё не дошли. Из положительного - строительство дач на территории санатория, начатого при Коломойском, заморожено. Тогда было вырублено несколько гектаров реликтовых деревьев.
Из нового- садовые скамейки, ужасно дорогущее покрытие на мостике влюбленных, умильные черепашки и карпики в прудах, детская площадка. Правда, стандартная, без каких- либо изысков. Отрадно, я не увидела жуткой черной клеёнки, которой раньше покрывали дно искусственных водоемов. Но это, пожалуй все из положительных моментов. Дорожки остались в основном с ещё советским покрытием - серой, местами изрядно щербатой плиткой. Балюстрада рушится, гипсовая лепнина отваливается. Из- за этого парк выглядит неухоженным, невзирая на все усилия сотрудников парка. Они как пчёлки даже в адски жаркий полдень чистили, убирали и поливали, Хочется надеяться, что не пропадет их скорбный труд. В парке хоть и установили светодиодные фонари, но при этом оставили старые облупленные столбы. Надеюсь, это временная мера. Хотя ничто не является более постоянным, чем временные ситуации. Самое большое разочарование - не работающие фонтаны.
И уже в самом конце парка увидела новую набережную. Если бы я была художником... Но я не художник. Единственная серьезная моя работа - это судовой двигатель в поперечном срезе, начертанный на спор.
В конце Форосского парка когда-то начиналась тропинка. Вела она в Тессели, где раньше была дача М. Горького. Сейчас это закрытая государственная дача, где отдыхают чиновники высокого ранга. Тропинку я не нашла. А ведь была... Но тут и без тропинки есть чем заняться. Пока все обойдешь, заглянешь в каждый уголок, глядишь - - и день на исходе.