Г. Ноэ. Необратимость

Михаил Аблаев
МИХАИЛ АБЛАЕВ. "БЕЛЛУЧЧИ". ГЛАВА  7.  НЕОБРАТИМОСТЬ «НЕОБРАТИМОСТИ»

Как я уже писал выше, летом 2003 года мне удалось дешифровать фильм Гаспара Ноэ «Необратимость», который так сказать скандально прославил Монику Беллуччи, который был снят для представления на юбилейный Каннский фестиваль 2002 года, знаменательно соответствующий столетию киноиндустрии. На День Независимости России, 12 июня мне было умственное откровение – солитёр похож на коррекс,  прозрачную жёсткую ленту для проявления фото- и киноплёнки. Тут же возникло понимание названия «Необратимость»: киноаппарат снимал плёнку в обратимый негатив, после чего её нужно было переснимать с помощью коррекса в необратимый позитив. Вот этому-то «таинственному» процессу в основном посвящён подтекст фильма Ноэ. Изложу весь подсюжет по порядку.
Сначала режиссёр Маркюс и оператор Пьер  (а всё происходит в начале 20 века) снимают короткий фильм о двух «чердачных философах» вполне в духе фрейдизма, столь популярного в то время. Фильм под названием «Время убивает всё», также по- фрейдистски отсылающим к сюжету отцеборства Зевса. Название это «проступает» на экране в финальных кадрах, при просматривании фильма, выходе его «в свет».
Дальше разворачивается картина поиска на «чёрном рынке» (в клоаке – «Прямой кишке») «Солитёра» - коррекса, который друзья-киношники решили купить для удешевления процесса производства фильмов. Маркюсу указывают искомого «солитёра», но Пьер вскрывает пачку с «несолитёром» - должно быть проверяя параметры ленты и обнаруживает подлог, устраивает побоище, и друзья оказываются изгнанными (и должно быть – избитыми) из клоаки. Далее они безплодно ищут коррекс по городу, и всё заканчивается обращением их в появившееся вот-вот (чему и посвящён фильм!) киноателье.
Сцена изнасилования Солитёром Алекс-Моники «сзади» - это подтекстовая картина соединения с коррексом и переснимания «фильмы». Почему именно Моника «пригодилась» на роль «фильмы»? Инициалы Моники Анны Марии  Беллуччи -  МАМБ, почти «мамба», африканская змея, по Конан-Дойлю – «пестрая лента», то есть в прямом смысле «киноплёнка». Итак, это уже третий памятник  в «Необратимости» - Конан-Дойлю (первый – киноиндустрии, второй – Фрейду). Монике как «фильме» соответствует её «фило»-интересы и отношения, её сексуальность и эротичность в фильме.
В дальнейших сценах воссоздаётся просмотр качества переснятого на «солитёре» как режиссёром, так и оператором. Между  тем лента–фильма находится в «чужих руках» и достаётся Маркюсу только в финальной картине, когда он «проводит с ней ночь», склеивая фильм и констатируя фильму беременной новой жизнью - фильмом. Все знают, что кино – это «жизнь». И сны. Сну и снам многое посвящено в «Необратимости».
И вот наконец – беременность фильмом констатирована и под божественные звуки 7 симфонии Бетховена Моника-лента «выходит в мир» - она предстаёт лежащей на лужайке среди бегающих детей. И вот: киноаппарат работает, и  в финале появляется заглавие фильма.
Почему она играет Алекс? Потому что а-лекс – это значит «безсловесный», немой. Немое кино.
Фильм наполняют реминисценции. Главное место в «подтексте» отведено фильму с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем «Доберман» -  он составляет некую подтекстовую структуру «Необратимости». Конечно: ведь «кино» - это собака, и «большая», и чёрно-белая, и «безсловесная», как доберман. Итак,  Кассель-Доберман – второе, если не первое, действующее лицо «Необратимости». Кстати, исключительная роль Касселя «проступает» в его пьяном признании: «Я Жан Франсуа!». Жан-Франсуа – персонаж Касселя в фильме «Братство волка», и в связи волка с большой злой собакой-доберманом можно также найти глубокий «структурный» смысл.
Также отметим большое значение фильма «Читай по губам» с Касселем в главной роли -  также своеобразный «ключ» к образу немого кино.
Пьеру-Дюпонтелю сопутствует фильм «Моник», очевидно оскорбляющий доброе актёрское имя Моники Беллуччи.
При дополнительном исследовании «Необратимости» в 2004 году мной были обнаружены реминисценции из ряда фильмов Дарио Ардженто и «120 дней Содома» Пазолини. Поучаствовал в «тексте» «Необратимости» также японо-голландский фильм «Эра вампиров», связывающий своим названием первый международный фильм с Моникой «Дракула Брэма Стокера» с философическим пониманием кино как жизни, проводимым в «Необратимости». Название фильма Маркюса «Время убивает всё» взято именно из этого фильма.
Немаловажны параллели с фильмами Гадара «Альфавиль» и «Безумный Пьеро».
В отношении «обратного» реального сюжета скажу, что он гениально-умно сочетается с подсюжетом «кинопроизводства» - гениально просто и естественно. Я думаю, зритель-читатель сам поймёт те идеи, который заложены в «реальном» полотне картины. Прокомментирую лишь образ содомита-насильника Солитера: он -  в буквальном смысле  порождение-выродок гуманизма, о чём стоит серьёзно задуматься поборникам этого явления в идеологии человечества.
«Необратимость» - киношедевр, к сожалению не получивший  заветной пальмовой ветви Канн, ждёт вашего внимательного и вдумчивого восприятия, для чего и написана эта глава.
                21 мая 2018 года.