Кришнаиты. Православный взгляд

Дмитрий Чибесков
Кришнаиты. Православный взгляд.

Цель создания данной работы: проинформировать религиозных неофитов, ищущих истинного и живого Бога.

Ты знаешь всё; Ты знаешь, Господи, что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это… (Эсф. 4:17d)

Глава 1.
Кого все-таки видел самый «чистый» преданный.

С нами Бог, кого убоимся?

         Одно то, что Христос и человек, и Бог, говорит о многом в отличие от бога кришнаитов. Был ли Кришна человеком – нет. Это бог, который умер, как человек, приняв смерть от стрелы в стопу от неизвестного охотника. Мог ли бог умереть? Является ли Кришна Богом?
Главный вопрос: для какой глобальной цели Господь приходит в наш мир? Если дать педагогические советы, поиграть: «Из всех видов мошенничества - Я азартная игра (хочу заметить, что В Шримад-Бхагаватам (1.17.38) Сута Госвами говорит, что олицетворение греха (Кали) может жить в четырех местах: где играют в азартные игры и т.п. . Таким образом получается, что грех живет в самом Кришне. (Если провести аналогию с Богом-Творцом, то Он не создавал зло. Зло не имеет самостоятельной сущности. Зло – это отступление от добра: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31)») Может ли бог вмещать в себе грех, зло? . Если азартная игра является негативным элементом, то, если даже Кришна и создал ее, как бог, называя себя ею, он отрицается от людей, будто бы говоря: «Я просто ее создал, а страсть ваша»), - говорит Кришна. - Я блеск всего, что поражает великолепием. Я победа, Я приключение и сила сильных (БГ. 10:36) (комментарий к тексту Прабхупады: «Кришна – непревзойденный обманщик»)», ублажиться ( «Двараке Господь Кришна распространил Себя в 16108 экспансий, одновременно живя в 16108 дворцах с 16108 женами («Нектар преданности», глава 21) и гопи (пастушек)) или: «Я – Яма, Бог смерти... Я – всепожирающая смерть» («БГ, глава 10: 29, 34) – это один момент. Но вот если призывать к покаянию: «Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17)», прощать грехи: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин 8:11)», «чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5)» и т.п., спуститься в ад и тем самым открыть врата в рай: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Петра 3:18,19)», взять все грехи человечества: «Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4:42)» и «Христос умер за грехи наши (1 Кор. 15:3)», оставаясь при этом невиновным -  момент второй.
Спутник Кришны Арджуна спрашивает у него: «О Бог богов, наводящий ужас Своим видом, поведай мне, кто Ты. Смилуйся надо мной, припавшим к Твоим стопам. Ты - предвечный Господь, и я хочу знать, каков Ты и ради чего Ты явился в этот мир». И следует такой ответ: «Верховный Господь сказал: Я - время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому (БГ. 11:32)». Христос же пришел усложнить закон, данный Моисею: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить (Мф. 5:17)».
Христос и Кришна. Одно ли намерение у них? Или стоит все-таки сделать выбор? «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:28). Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10:21).
Внешнее отличие: за двурукой формой Кришны скрывается: «Aрджуна увидел во вселенской форме бесчисленное множество зевов, бесчисленное множество глаз и дивных видений. Господь, облаченный в чудные одежды и украшения, вздымал над Собой бесчисленные виды оружия» (БГ. 11:10-11). Для чего вселенскому богу оружие? Христос говорит при нападении на Него пытавшемуся отбиваться Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52)» и «а Я говорю вам: люби;те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:45). Далее про Кришну в той же 11 главе, стихе 16 говорится следующее: «О Господь вселенной, я вижу в Твоем теле несметное множество рук, животов, ртов и глаз». «О могучерукий, все планеты и обитающие на них полубоги пришли в смятение, увидев Твою гигантскую форму, ее многочисленные лики, глаза, руки, ноги, бедра, чревы и устрашающие зубы».  «И вслед за ними смятение охватило и меня» (БГ. 11:23). Снова возникает вопрос: зачем богу устрашающие зубы? Каким являет Себя Бог человеку, если Он есть любовь (1Ин 4:16)? А что такое любовь по мнению первоверховного апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8). Может ли любовь приводить в смятение?! Безусловно, Бог, приходя на землю, открывает некоторым избранным свое истинное обличие. Христос, взойдя на Фавор с тремя учениками, явил им Себя: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1-9), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». (Мк. 9:2-13), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 28-36). Как видно из сказанного выше, форма божественного естества абсолютно схожа с человеческой: «Бог создал человека по образу и подобию Своему» (Быт. 1:26).
Важно знать, что кришнаиты настаивают на том, что Кришна есть Бог-Отец, а Иисус Христос из Назарета - Его Сын . (В разговоре с кришнаитами можно услышать фразу: «так это и у нас есть». Однако, стоит заметить , что тексты Бхагават-Гиты и других «авторитетных книг оставляют пространство для изложения другой точки зрения собственных доводов в ответ на вопрос первенства написания»). В описанных мною цитатах этого сравнения не получается. К тому же Христос говорит: «Кто видел Меня, видел и Отца (Ин. 14:9)», «Я и Отец Одно (Ин. 10:30)». Все, что увидел Арджуна в Кришне – всего лишь его собственное мнение как он сам говорит (БГ. 11:18), но мы читаем Бхагават Гиту и нам дается представление о Кришне. Желание видеть и другие образы превращается в страсть: «О вселенская форма, о тысячерукий Господь, я хочу лицезреть Тебя в Твоем четырехруком образе с головой, увенчанной короной, с палицей, диском, раковиной и лотосом в руках. Я жажду увидеть Тебя в этом облике (БГ. 11: 46)». Это мнение обоснованно тем, что он «чистый преданный» и только ему дозволилась высшая милость увидеть настоящего Кришну: «Я вижу, как все сыновья Дхритараштры и принявшие их сторону цари, Бхишма, Дрона, Карна, а также все наши военачальники устремляются в Твои страшные разверстые зевы и как некоторые из них, с разможженными головами, застревают между Твоими зубами (БГ. 11:27)» и далее «Я вижу как, подобно мотылькам, летящим на огонь, все люди стремительно несутся в Твои разверстые рты (БГ 11:29)». Возможно в чистом сознании можно увидеть Бога. Христос говорит об этом так: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)». Так кого же в чистом сознании увидел Арджуна, если посмотреть на это глазами заповеди Христовой? До какой чистоты сердца дошел он, что бог говорит ему убить собственных родственников: «Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти (БГ. 11:33)»? Интересно, что в 35 тексте 11 главы Арджуна заговорил, и его голос дрожал от страха. Ввиду этого, далее он возносит Кришне мольбы и восхваления под действием чувства сильной тревоги. Христос же спрашивает у учеников за кого они считают Его. Или: «Да не смущается сердце ваше (Ин. 14:1)». В конце этой главы Арджуна успокаивается на том, что Кришна все-таки принял образ человека. Но это только образ: «Увидев Кришну в Его изначальном облике, Aрджуна воскликнул: О Джанардана, теперь, когда я вижу Тебя в образе человека удивительной красоты, ум мой успокоился и я окончательно пришел в себя (БГ. 11:51)». Кришнаиты, парируя все вышесказанное, говорят, что Христос обладает всем этим, но не устраивает подобного зрелища своим «чистым преданным», апостолам, так как, живя в «Кали-юге » (сроки), они, да и мы с вами, ввиду невежественности разума, отдаленности от Бога временем и не только, не можем понять «грубым» телом и душой всю полноту божественного бытия, ссылаясь на эту фразу Евангелия: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16:12)». Но Христос учит: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец (первая ипостась Троицы) положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой (третья ипостась Троицы); и будете Мне (вторая ипостась Троицы) свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:7-8)». О том, что Христос – Бог, апостолы не трудились доказать людям. Трудность состояла в доказательстве Его человечности. Но как можно свидетельствовать о Том, который есть и Бог и Человек, не познав Его сущности? «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24:46)», где говорится о Нем, и затем: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13)» и «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26)». Так же: «…придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все (Ин. 4:25)». Дух сошел на пятидесятый день после вознесения Христа. А на какую истину может наставить Дух Святой? «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6)». Этим и руководствуются некоторые кришнаиты, стараясь через Христа прийти к Кришне (Отцу, по их мнению), т.е. не нарушая Закон Христов (они крещены, ходят в православные храмы), обращаться к ведическим структурам полубогов и троической системе (Брахма, Вишну, Шива), взятой в христианстве (Чтить всех богов – сущность язычников). Апостолы просят Христа показать им Отца: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин.14:8). Вот здесь бы увидеть то сонмище4 голов, бедер, ртов, оружие, смерть, которые узрел Арджуна. Ответ Иисуса Христа: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп (Ин. 14:9)?».
 «Да прославится Отец  в Сыне (Ин. 14:13)». Почему тогда апостолы, после уразумения истины, не славят Кришну?
Кришна изображается цветом грозового облака. Таким  темно-синим оттенком православные изображают бесов. Христос говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно (Мф. 6:22, 23)». Конечно, это шутка, но все же.
Допустим, Кришна – бог, то: «Бога не видел никто и никогда (Ин. 1:18)». Кого видел Арджуна, учитывая то, что Кришна не человек, а все, что сказано выше?
Современный философ Г. Марсель сказал, что истина есть то, за что человек может умереть. Кто умер за свои убеждения из нас? За какие убеждения тысячи мучеников приняли смерть? За убеждения в Истине, Слове, ставшей Плотью. Если Кришна приходил раньше Христа, то почему же многие из тех, кто наверняка знал (ведь он, по словам кришнаитов был раньше) про Кришну, услышав проповедь Спасителя, проповедовали Его учение, не отрекаясь, умирали за Него?


Глава 2.
Временные рамки.

…овцы не послушали их…

Кришнаиты утверждают, что Кришна приходил на землю раньше Христа. Это ясно из того, что ведическая и культура Индии в целом древнее христианской. Христианству всего лишь две тысячи лет. Таким образом, Христос говорит: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» (Ин. 10:8). Если, по мнению кришнаитов, Христос – это посланник, Сын Отца, подразумевая Кришну, то: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим (Мф.;24,;4)» (Здесь имею ввиду, что, поскольку кришнаиты говорят о Христе, то и Кришна есть Христос, так как родивший есть то же самое что и родимое. Хотя, Если уж Шива, аватара Кришны на 50%, то Христу сколько процентов осталось?). «что; вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов» (Мф. 22:42). Путь к Отцу, безусловно, лежит через Христа, но и Сам Отец приводит не к Самому Себе, но к Сыну, Иисусу Христу: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин.;6,;44)».
Ветхий Завет был заключен Богом с человеком еще до пришествия Мессии – Христа. Христос говорит и об этом: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Он повествует о том, что еще прежде существования Авраама божественное начало Христа присутствовало в мире. Затем возьмем конечные рамки, т.е.  последние минуты пребывания Господа Иисуса Христа на земле. Говоря, что и после вознесения именно Он будет навсегда с нами и никто другой: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам (Ин. 14:28)».  И в целом о всем существовании Своем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8)».
В конце этой главы хотелось бы сказать о том, что несомненно видимые схожие черты иногда проглядываются между событиями, вещами, делами, мыслями – всем, что находится в материальном мире, так как человек по греховности своей, по разным причинам, не может принять и понять всю полноту (за исключением немногих людей) того, что должен и к чему призван. Но Христос и Кришна, их сотериология (учение о спасении) жестко разграничена.
Христос своим воскресением из мертвых показал, что теперь каждый из нас после смерти воскреснет. Каждый из нас унаследует жизнь вечную. Каждый из нас теперь может войти в Царствие Небесное. Для этого, как сказано в Евангелии, существует несколько путей.
Сравнивая земную жизнь Господа Иисуса Христа и Кришны, хотелось бы упомянуть моменты, очевидность которых не оставляет повода об их единстве:
Кришна велел поклоняться полубогам, чтобы противостоять несчастьям. Христос призывал к покаянию. Кришна был царем. Христос был плотником. У Кришны были жены (пусть даже статус спасенных жен, как говорят кришнаиты, но у них были от него дети). Христос не знал женщины. Кришна почти всю вторую главу Бхагават – Гиты (которая была переведена Шрилой Прабхупадой с санскрита и только с его слов читается кришнаитами) уговаривает Арджуну идти в бой, говоря о том, что все уже сам решил за всех. Христос подставляет вторую щеку, после того, как ударили по первой. Считаю, что царь земной, в отличии от Царя, Царство Которого не от мира сего, вкушал различные виды пищи, плодов, напитков. Христос растирал колосья руками вместе со своими учениками и искал «заблудших овец».
Есть мнение современных ученых , которые говорят, что Веды - один из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3000 лет, — Веды (в переводе с санскрита — «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу . Хочу заметить в очередной раз, что, если одному из самых древних индийско-кришнаитских писаний насчитывается более 3000 лет, а со слов Христа, что Он был до Авраама (см. выше) (Авраам жил с 1813 – 1638 гг. до н.э. + 2000 лет н.э. получается где-то 3 800 лет). В этих вычисления не сложно предположить, что Христос говорил о Своей вечности и не о такой древности Вед.
Кришнаиты заявляют, что «Махабхарате » как минимум 5000 лет. Исследователи (П. А. Гринцер, Я. В. Васильков, Дж. Брокингтон)  считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: войне между союзами племён куру и панчалов, завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать битву XI веком до н. э.. Астрологические вычисления индийских средневековых авторов дают дату конца IV тыс. до н. э., которая, однако, отвергается современными учёными. По данным лингвистики (сравнение языка «Авесты» и «Ригведы») и по данным археологии (культура серой расписной керамики), первые арии спустились в долину Инда во II тыс. до н. э.
 Хотелось бы, чтобы у людей, перед которыми станет выбор, не осталось и тени раздумий. Я говорю не о том, чью сторону принять, нет, я пытаюсь показать моменты, которые, возможно, приведут кого-то к истине. Возможно, что во внешних факторах нет истины, но Ее можно отыскать в учении. Взглянув объективно на наставления, можно понять следующее: никто и никогда не сделал того, что совершил Христос. Никто и никогда не предложил учение о кротости, смирении и любви выше, нежели этот сделал Богочеловек.
…уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп. 2:7).
Глава 3.
Идолы.

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку... и поклонялись, и служили твари вместо Творца...
(Рим.;1:23,;25).

«…Мы видели Господа (Ин. 20:27)», - сказали ученики Его. Именно от этих учеников христиане унаследовали Писание и возможность постановления в священнослужителей. Они свидетельствуют «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1:1)».
Почти все индуские религиозные направления не прозилетические. Это означает, что тот, кто не является индусом, т.е. европеец и люди других рас, не могут «по-настоящему» исповедовать, принимать участие в богослужениях, следуя «парампаре» (не разрывная ученическая цепь от учителя к ученику) древневедической системы. Так, например, лиц европейской наружности не пускают в храм Джаганнатхи (даже если они кришнаиты). Сами кришнаиты на это отвечают так:
однажды что-то украли в храме и поэтому теперь доступ ограничен;
господь так решил, значит, так надо;
сам Джаганнатх выходит из храма и т.п.
Отвечает ли это на вопрос? Почему даже европейским гуру-кришнаитам закрыт туда доступ? А как же ученическая цепь? Каким образом ученическая цепь передается от европейца-гуру к европейцу-ученику и т.п.? Прошу заметить, что апостол Павел сказал следующее: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:11)».  В православный храм пускают всех, даже кришнаитов.
Индусом стать нельзя. Тогда, то, что инициация (посвящение) совершается между «не индусами» - игра, как и говорил сам Кришна про себя. «Сущность игрока заключена в его способности принять свою роль и играть. Эта сущность может войти в любую роль, но как только игрок вступает в игру, он начинает идентифицировать себя с принятой ролью и забывает о своей истинной природе (Хариш Джохари - Лила. Игра самопознания). Да, здесь все сказано верно. Забыть и уйти в нечто другое, перестать жить настоящим, умереть душой, оставить размышления о собственной душе – смысл йоги (бхакти).
Стоит заметить, что кришнаиты во время очередной раздачи своих книг на улице, ссылаются на авторитет Его Божественной Милости Абхая Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады (так он сам себя назвал). Он и переводил эти книги с санскрита на английский язык (в последующем их переводили на русский). Интересна его фраза: «Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой... Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию». Тогда напрашивается вопрос о том, что проповедует это (я подчеркиваю) движение? Откуда корни, если не индуизм? Здесь замкнутый круг. Если кришнаизм берет ростки не из индуизма, тогда – это секта, т.к. связи с традицией нет, а есть только общие наименования и понятия, основанные на диктате и комментариях одного, двух лиц, не базированном на священном писании, которое не отвечает историческим и подтвержденным критериям. Если это все-таки часть индуизма, то это «неоиндуизм», но тогда это некий суррогат. Прабхупада в письме к Хаягриве 31 июля 1969г., Лос-Анджелес пишет: «Наш метод — это система, в которой любой человек, принадлежащий к любой религиозной традиции, может присоединиться к нам и научиться любить Бога».
Кришнаиты не признают себя языческим движением. Но, если поверхностно углубиться в их писание, с легкостью можно заметить, что «бог» приходил на землю в виде животных (языческая аналогия Древней Греции), а именно: рыбы (Матсйа), черепахи (Курма), вепря (Вараха) и человека с головой льва (Нрисимхадев). На это хотелось бы сказать следующее: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор. 4, 15-19) ».
Человек устроен так, что без осязаемости до конца не верит в божественную сущность. Святой апостол Фома: «…аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин. 20:25)». Кришнаиты до сих пор не могут поверить и поэтому придумали себе идолов. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой… и нелепому идолослужению (1 Пет. 4:3)»
Мурти - в индуизме — статуя или изображение определённой формы Бога, дэвы (из буддизма) или святого. (Прошу заметить, в индуизме, буддизме). Да, в индуизме – многобожие. Кришнаиты этого не признают, утверждая, что все эти полубоги – преданные и они просто их почитают. Апостол Павел: «…хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8:5,6).
Кришнаиты во время их богослужения (киртан), если это можно так назвать, обмахивают куклы (мурти) богов: «…идолослужители…Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6:9)» (в практике кришнаитов существуют полубоги, которым они покланяются) опахалом, веером из перьев павлина, предлагая воздух божествам: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди;те о том, что говорю…Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор. 10:14-15 и 10:19-20)». Этим жестом они предлагают идолу воздух, совершая тем самым некое служение. Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё (Деян. 17:25)». В  «Хари-бхакти-виласе» об арати (служение божеству, когда оно утром пробуждается или перед его сном)  (5 виласа) сказано: «Господь в форме Божества проявляется в формах: камень, дерево, металл, земля, картина, ум и драгоценный камень».
Изображения кришнаитских богов в виде изваяний и т.п., сделанных из различных материалов: металла, камня и т.п., сейчас даже появляются изделия из пластмассы (Китай), почитаются «преданными» как сам бог, который был призван туда, в статую, и живет жизнью домашнего любимца : его моют, одевают, предлагают есть (об этом в следующей главе). Законно рукоположенный первоверховный апостол пишет: «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян. 17:29)».  К примеру, есть такой идол в виде камня, который находят в реке Кали-Гандаки в Непале. Зовут его Шалаграма-шила. Интересен смысл служения этому божеству. Итак, если при правильной инициации (обряд посвящения в ученики) верно совершать пуджу (обряд поклонения), то от твоих грехов не останется и следа: «Просто прикоснувшись к шалаграма-шиле, человек освобождается от всех грехов, совершённых в миллионах рождений, что же тогда говорить о поклонении шилам (Хари-бхакти-виласа)». В зависимости от вида камня, человек наделяется трибутами. Приведу пример: «Голубая шалаграма-шила увеличивает богатство человека, красная шалаграма-шила становится причиной болезни, неровная шалаграма-шила создаёт беспокойства и сломанная шалаграма-шила приносит бедность». Приведу еще одну цитату: «Предки, люди, все святые места, такие как Ганга и Пушкара, также как и жертвоприношения коня, присутствуют в доме того, кто поклоняется шалаграма-шиле, украшенными благоприятными знаками чакры (Гаруда-Пурана)». Конечно, и в Ветхом Завете были жертвоприношения. Невозможно сомневаться, что сейчас они приостановлены и заменены в словесную и бескровную жертву.
Далее хотел бы порассуждать о воздухе. Святой Максим Исповедник спрашивает: «Почему Христос избрал Себе такой вид казни?» и отвечает на это: «чтобы очистить воздушное естество». Здесь имеется в виду, что все злое, скверное, лукавое, порочное, находит себе место в воздушном пространстве. Христос распятый, распростертыми руками встречает смерть (см. выше как говорит о себе Кришна) и наполняет ее Собой: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)». Каким по сущности божествам можно предлагать воздух?... «Дети! храните себя от идолов. Аминь (1 Ин. 5:21).»
Все-таки, попытки кришнаитов приблизить и материализировать духовный мир ставят под сомнения желания богов входить в форму, предоставленную им, и тем более поклоняться всей этой затее. Ведь, если бога кормят и укладывают спать, то, во-первых, какой он бог, если обладает желаниями, присущие человеку, животному, растению? Не является ли исполнение «желаний» мурти (идолов) страстью? Ведь, если наша жизнь имеет зависимость от тварных предметов, то идолопоклонствуя перед тварью, лишаемся в себе веры в Бога .
Глава 4.
Чистое сознание.
Timeo Danaos et dona ferentes — Бойтесь данайцев и дары приносящих.

Ветхий Завет. Адам, не ведающий греха, встречает Еву, которая несет ему плоды с древа познания добра и зла: «и он ел (Быт. 3:6)» и «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…и смерть перешла во всех человеков (Рим. 5:12)». Произошел раскол. Чистое сознание Адама ушло и прекратил он жизнь в раю, нарушив закон. Возможно ли вернуть чистоту сознания? Наверное, стоит задуматься над тем, что осквернение произошло через вкушение, через уста и, Господь, предвидев падение человека, желает восстановить погибающее естество души и тела так же через уста, отдавая Свое Тело и Свою Кровь говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28)». Есть путь к спасению. Есть возможность омыть грехи. Христос говорит о себе так: «Я есмь хлеб жизни…сшедший с небес…ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6: 50,51,55)» и далее: «ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6: 57) (прошу заметить, что не с Кришной)».
Существует пища простая, а существует та, которая предложена идолу. Предложенная пища кришнаитом идолу при чтении мантр, называется прасад. Прасад нужно готовить исключительно в «чистом сознании» (к тому же «не есть и не пробовать глазами»).
Кришнаиты не употребляют некоторые продукты, а именно: чай, кофе (возбуждают сознание), чеснок, лук (невежественные), все продукты животного происхождения (убийство), кроме молока (так как корова дает его не насильно). Если есть нужда в сравнении, то почему Христос ел рыбу и пасху: Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24:43, 44)? «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? (Лк. 22:11)» Дал возможность рыбакам совершить улов? Конечно, ОСК  говорит, чтобы не отличаться от этих невежественных людей того времени. На это можно сказать, что совершение чудес Господом, заставляет задуматься, что все-таки отличался.
После приготовления пища предлагается богу. Христос кормит людей: взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36)», а тут приходится и бога подкармливать. После того, как бог вкусил приготовленное, приходит время поесть и самим вайшнавам. Они совершают совместную молитву перед употреблением уже употребленной пищи богом.
Для православных вкушение в пищу идоложертвенного считается грехом, но Апостол Павел говорит так: «об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8:4)». Говоря о прасаде, кришнаиты утверждают, что это божественная пища и стараются раздать ее каждому, не упоминая, что она была потреблена изначально их божеством. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8:8)». «Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор. 8:7)».
Одним из главных составляющих «чистого сознания» является отречение от вкушения мяса. Вопрос ставлю так (теоретически): если я, отказался от вкушения мяса на один день и в этот день начну готовить прасад, с какого момента мое сознание очищается? А если я отказался от мяса и при готовке прасада у меня внезапно начались скверные помыслы? Или я не смог омыться полностью, так как отключили воду, а богов уже пора кормить?
Соглашусь, что само по себе вкушение мяса дело не достойное. Православные монахи дают обет о не вкушении мяса. Для очищения и покаяния Церковью установлены посты. Поскольку наше греховное немощное состояние тела нуждается в мясе, пост ослабляется. Адаму Бог заповедовал: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). С другой стороны: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию: и да обладает рыбами морскими, и зверми земными и птицами небесными, и скотами и всею землею» (Быт. 1:26). Интересно, что Господь уничтожил все вегетарианское население земли и уже после потопа Ною уже разрешается вкушение мясной пищи: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они». «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:2, 3, 4). Но «не то;, что; входит в уста, оскверняет человека, но то;, что; выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).
Итак, вкушение идоложертвенного запрещено, но если вы знаете о том, что это кришнаитская еда и идол для вас ничего не значит, то дело за вами. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:29). Но, чтобы не соблазнить кого-нибудь, не впасть самому в «духовную» сеть, лучше отказаться: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище , то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» (1Кор. 8:9,10). Кришнаиты вас предупреждать не станут, так как считают, что совершают благо.
Молочные продукты, салаты, напитки и т.п. – это не пролитая кровь Господа и не Тело Его. Вопрос к какому Богу причащаюсь я и через что? Если через кабачок, который «поел» идол, то это один момент. Если я вкушаю Тело и Кровь под видом вина и хлеба, Тела и Крови, которые страдали и умерли, и спустились в ад, и воскресли - момент другой. Наслаждаюсь ли я в тот момент, когда приобщаюсь божественной кулинарной продукции индийской кухни? Несомненно, мои вкусовые рецепторы будут говорить мне, что эта пища вкусна. Невольно я мыслями ухожу от духовного разумения. Частицы же Тела и Крови в небольшом количестве не могут стать препятствием к божественному уразумению.
Весь смысл очищения сердца к вечной и блаженной жизни заключается в пожизненной жертвенности. Самая высокая степень любви – жертва, а самая высокая степень жертвы – жизнь. Спасали ли тебя идолы, тварное что-либо? Будут ли спасать после кончины? Кто отдал за тебя свою жизнь, человек? «Христос…со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12) и…очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 9–14).
За меня все сделает мантра и идоложертвенный прасад! А что я такое? А достойно ли я подхожу к этой пище? Если эта пища священна для кришнаитов, почему они раздают ее направо и налево? Могу ли я самостоятельно очиститься или все-таки истинный Бог должен принять участие? Как я могу скорбеть о собственных грехах при увеселительной музыке и яствах? Возникает ли во мне чувство смирения, благоговения, покаяния?

Глава 5.
Покаяние.

Они пошли и проповедовали покаяние (Мк. 6:12)

Быть вместе с Богом – значит всегда быть под Оком Его. Непрерывная связь рождается внутри нас и изливается на окружающий мир. Мы – храм духа святого: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) и «Разве не знаете, что тела; ваши суть члены Христовы?» (1 Кор. 6:15) так же: «Не знаете ли, что тела; ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19). Греховному человечеству Христом даны заповеди блаженства. Это сделано для того, чтобы человек смог понять, что есть истинное добро, а что есть отступление от него. Бог дает нам право совершать свой ежесекундный выбор. Нам дана свобода быть независимыми от влияний зла. Но в тот момент, когда мы отворачиваемся от Бога, покидаем Его, погрязнув в искушениях, в нас рождаются страдания, и мы вопием. «Что; вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что; Я говорю?» (Лк. 6:46). И вот мы слышим слова Спасителя: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). «…говорю вам, … если не покаетесь, все та;к же погибнете» (Лк. 13:3). Христос показывает, что теперь есть другое средство к искоренению зла, находящегося в нас: «…мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14:27). Итак, хотил ли мы встречи с этим Миром Христовым? «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Этот Мир Христов разбивает все безличностные кармические законы (которым, кстати, подвержены кришнаитские божества) покаянием. Теперь сердце наше может быть открыто Личности Христа-Искупителя. «…Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лк. 17:3,4).
Кришна говорит Арджуне: «Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве...и, если он не станет участвовать в сражении, все воины все равно погибнут, ибо таков Его замысел...» (БГ. 11:33) и «Поэтому убей их и ни о чем не беспокойся» (БГ. 11:34). (комментарий Прабхупады к 36 тексту 11 главы: «…перед формой Господа, несущей разрушение всему живому»).
Безусловно, всех постигнет смерть: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:20,21). Но, если говорить о смерти, то каждому должна быть дана свобода. Господь – Творец знает это и находится с человеком в отношениях синергии , а не заранее продумывает исход и детерминирует  все поступки и мысли, как это продумал Кришна.
• С права от Христа на Голгофе был распят разбойник, который только на кресте уверовал в Истинного Бога - Слово. И попросил только вспомнить о себе, когда Христос войдет в Царствие Божье: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:41-43).
Термин карма можно трактовать еще как «путь». Возможно, через разбойническую жизнь, распятый справа уверовал и раскаялся, слезами омыв свои грехи и неправоту. Безличному кармическому закону невозможно покаяться и излить душу – не умеет прощать.
В Ведах также говорится и о страшном суде и о конце света и о возрождении жизни, только это происходит циклично, в конце цикла творение разрушается, все живые существа подвергаются суду Дхармараджа . Если это вселенская смерть (пралайя), то те души, кто заслужили, уходят в Царство Бога, остальные погружается в не проявленное состояние. Бог вбирает в себя все энергии и души, подобно тому как сцена разбирается, когда театр уезжает. Наступает вселенская ночь, ничего нет вокруг, все вошло в Бога. Но по христианскому учению: «Бог будет вся во всем» (1 Кор. 15:28), а не все в Боге! Христос будет судить, а не Дхармарадж! Ведь: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…» (Ин. 5:22).
P.S.

Что дали нам все последующие "пророки" и "господа", что нового, кроме интерпретаций, я услышу от них, чего не слышал от Христа?
Ибо Христос есть:
- истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4:42);
- хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6:35);
- Стоял Иисус и возгласил, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37);
- «Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12);
- «…дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся...» (Ин 10:9);
- «…пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11) и т.д.

Многострадальный Иов: [Раньше] я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя: поэтому я отрекаюсь от безумия моего и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5).







…но я делал это для того, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя, Господа моего, и я не стану делать этого по гордости» (Эсф. 4:17 е)…