Родимая Глава 9

Анна Колбасова
  Освоение букваря

Позавтракав и справив свои дела по хозяйству, бабушка взялась довязывать мне носок, который с самой зимы никак не могла закончить.

 Один связала быстро, на второй все не хватало времени.

 Взяв спицы и клубок, мы пошли на завалинку.

 Нужно сказать, бабушка в свои годы не пользовалась очками, у нее было прекрасное зрение, не смотря на преклонный возраст.

 Не успела она пройти три круга петель на носке, как ко двору подъехала машина.

 В станице машина была большой редкостью, все больше на лошадях да на линейках, а здесь настоящая, красивая, черного цвета машина.

 Как оказалось, это из района приехал к бабушке большой начальник.
 – Я к вам по делу, бабушка,- начал он,- меня привела к вам большая беда.

- А ко мне, мил человек, все больше со своей бедой идут люди, и редко кто    радостью поделиться.

- У меня еще во время войны заболела жена. Когда пришел с фронта, повез ее по врачам, но знаете, в госпиталях было все переполнено.

 Болезнь, затягивалась, потом не так давно свозил ее в Сталинград, а врачи сказали, что она безнадежна. У нас двое детей, две девочки.

 Жена перестала ходить, прикована к постели, сказали врачи, у нее белокровие.
– Не знаю, что и сказать, мил человек, лечение это долгое...

- Я готов ждать сколько угодно, только, бабушка, поставьте ее на ноги!

 – А где она?- спросила бабушка.

- У меня в машине, я уложил ее на заднем сидении, на подушки.

Бабушка ушла в хату, минут через десять вышла и велела занести больную.

 Мужчина взял на руки молодую женщину и легко, как пушинку понес ее в хату.

   - Она весила восемьдесят килограммов, до болезни, а теперь - сорок,- пояснил он.

-Как зовут тебя?- спросила бабушка женщину,  и та тихо, как ветерок, прошептала: Еля.

- Ну, вот что, Еля, ты останешься у меня.

 Укладывай ее на топчан,- сказала она ее мужу и обратилась к больной: Здесь теперь будет твое спальное место, здесь ты будешь спать и отдыхать, до полного выздоровления.

- А тебе скажу,- обратилась бабушка к мужу больной женщины, - ты к нам не приезжай, так лучше будет, я сама тебя позову, когда надо будет, жди.

- Я согласен, бабушка, на все ваши условия, только вы вылечите, Елю.

Мужчина вернулся к машине, вынул из багажника полмешка картошки, муку, сахар, еще что-то в кульках. Все это он хотел отнести во двор.

Но бабушка его опередила: Нам ничего не нужно, слава Богу, все есть, а лишнего накапливать ни к чему.

 Мужчина приподнял брови от удивления  и все-таки настойчиво оставил привезенные продукты бабушке.

- Хорошо,- решила та,- в воскресенье будут собирать милостыню для монастыря, я все это передам туда, пусть монахи помолятся о здравии рабы Божьей.

- Насколько я знаю, бабушка, мужской монастырь давно закрыт.

- Я знаю, монахи живут в построенных ими скитах, - сказала бабушка,- но как привыкли говорить «монастырь», так и никак ни отвыкнем.

- Полное имя моей жены Елена,- сказал мужчина,- а Еля,- я так ее зову, сокращенно, пусть монахи помолятся о здравии моей жены, рабы Божьей Елены.

 Мужчина попрощался и уехал на своей красивой машине, в город.
                *
- Ну вот,- сказала мне бабушка,- теперь под твою ответственность и  на твое по-печение я оставляю тетю Елю.

 Ты будешь ее кормить с ложечки, будешь давать ей воду, а утром со свеклы собирать для нее сок и поить.

Бабушка принесла красную свеклу, вымыла ее, срезала у основания корень наискосок, а в верхней части вырезала углубление, туда она насыпала чайной ложкой сахар.

 Все это поставила на решетку, а под  низ  - глиняную чашку на случай, если с корня будет капать сок.

И так я каждое утро, прежде завтрака, занималась своими прямыми обязанностями: подавала тете  Еле, чашку для умывания, собирала и поила ее свекольным соком.

 Бабушка в это время  готовила для нее какой-то темно-коричневый густой настой из трав, кореньев и меда. Его  пила тетя Еля, по ложке три раза в день.

 После завтрака, который состоял из белых кореньев и репы, растертой до муки, она спала.   

  Вообще большую часть дня, женщина спала, во сне делалась мокрой, бабушка два три раза в день меняла на ней рубашки, все замачивала в ванне на настое из трав, затем стирала, полоскала и вывешивала сушить.

 Затем  готовила  еще одно лекарство.

Она замачивала древесную золу, настаивала ее, затем сливала чистую, отстоявшуюся воду, в нее добавляла отстоявшуюся известковую воду и воду после дождя, в конце добавляла, воду, настоянную на синьке, хорошо все перемешивала, снимала с тети Ели рубашку и все тело протирала этим настоем.

Постепенно она перестала потеть, не смотря на то, что продолжала пить все те же бабушкины настои, стала подниматься и сидеть на топчане, свесив вниз ноги.

 Это продолжалось  недолго, всего несколько минут, но лиха беда -  начала!

 Шел четвертый месяц лечения, тетя Еля уже ходила по хате, она посвежела,  порозовели щечки, округлилось  личико.

 Ее никто не видел: ни соседи, ни посетители - бабушка вела лечение в другой комнате, сюда посторонние не входили.

 Почему бабушка скрывала тетю Елю от чужого глаза, не знаю, но это было ее решение.

Однажды бабушка сказала: А теперь, Еля, пора на воздух, сегодня новолуние. Вот вечерком на луну мы и пойдем с тобой, за здоровьем.

Все, что  смогла, с Божьей по-мощью я сделала, а теперь продолжит золотой месяц.

 Бабушка научила тетю Елю,  какие слова та должна произнести при виде молодого месяца, и они пошли на улицу.

 Меня бабушка отправила спать на печь.

-Спи,- сказала она мне,- ты умаялась за день, моя помощница, что бы я без тебя  делала, если бы не твоя, внученька, помощь.

- Но какая из меня помощница,- подумала я,- мне всего четыре года. Однако меня бабушка похвалила, как взрослую.

С того дня, а точнее вечера, тетя Еля выходила на улицу, брала меня за руку, и мы шли к реке, по дороге она рассказывала мне, что работает в школе, учит первоклашек.

 - Давай я с тобой буду заниматься,- предложила она мне,- будем изучать азбуку.

Бабушка где-то достала очень старенький потертый букварь, и я стала учить буквы.

 Мы прошли с тетей Елей весь алфавит, учились складывать и вычитать яблоки.

Прошел год, как тетя Еля поселилась у бабушки на лечение, она уже потихоньку выполняла несложную работу по дому, готовила кушать, когда бабушка была занята.
 
И вот однажды бабушка Евдокия сказала: Ну вот и все, твое лечение, Еля, за-кончено, теперь за тебя не переживаю, все будет хорошо, единственно, рожать тебе больше нельзя и делать аборты, ты об этом побеспокойся.

 А так жить будешь до ста лет.

– Да у меня есть уже две дочки, хватит нам с мужем.

Пиши мужу, пусть приезжает. Тетя Еля расплакалась: Как же я вас покину, бабушка, я так привыкла к вам, к вашим советам.

- Теперь, отвыкай,- сказала бабушка,- у тебя семья: муж, дети.

Через несколько дней приехал муж тети Ели, все на той же красивой  черной машине.

 Войдя в хату,  он не поверил своим глазам: перед ним стояла его Еля, как в первые дни их встречи.

 Он обнял бабушку и поцеловал ей руки.

- Спасибо вам, Евдокия Ивановна,- сказал он ей.

- Не за что,- смутилась бабушка,- жалко мне стало Елю, ваших деток.

 Все теперь у вас будет хорошо. Живите счастливо, береги ее, не обижай.

Тетя Еля уехала, а мы с бабушкой, как будто вдруг, осиротели.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ