Книга воспоминаний. 10 глава

Юлия Стрелец
10 глава. Некоторые присказки и шуточные стихи дошкольного периода.

У папы была забавная присказка:
«Малыши-голыши
Делали зарядку.
Малышу-голышу
Оторвали пятку».
Слушая эту присказку, я одновременно смеялась и испытывала страх за малыша.

Иногда мама, видя меня или брата грустными и заболевающими, читала по памяти стишок:
«Кролик был сегодня грустный,
Даже вкусный
Лист капустный
Он не съел…»
Это стихотворное описание дней болезни мне казалось одновременно печальным и забавным. Именно во время болезни был плохой аппетит и особенно грустно. В дни здоровья у меня был прекрасный аппетит.

Когда нас с братом просили не шуметь, то родители говорили:
«Тише, тише
Кот на крыше,
А котята еще выше…»
Особенно хорошо звучали эти слова, когда говорились неторопливо, в темноте, с какой-то таинственностью.

А если, например, брат лег спать и неожиданно проснулся в поздний час, тогда мама говорила: «Выплывает синий месяц…»

Эти присказки, стишки и поговорки были частью доброй атмосферы дома, нашей семьи.

Иногда папа читал стишок про птичку-невеличку, но я его почти не помню.
Успокаивая брата или меня, отец складывал пальцы, как будто изображал клювик птицы и говорил: «Кью-кью, успокойся говорю..» Это было забавно, мы смеялись и слезы высыхали, обиды забывались.
Иногда он смешно изображал кваканье лягушки.
Когда пошло время и родились внучки, Валентин иногда и их так успокаивал.

А если рассказывал что-то, произошедшее давно, отец говорил: «Это было в тысяча девятьсот лохматом году…» Так уже никто не говорит, хотя по-моему, фраза шикарная.

Если я спрашивала: «Сколько время?», то мама отвечала: «Два еврея, третий жив, по веревочке бежит…» Это было не очень приятно, особенно в школьные годы. Мне надо было время уточнить, чтобы в школу во вторую смену собираться, а мама надо мной подшучивала. Да, я могла бы спросить более грамотно: Который час или сколько времени. Но стоит ли много требовать от ученицы 2-го или 3-го класса?

У мамы были присказки и про труд:
«Двое-трое не как один» -это если делали что-то вместе. Например, резали фрукты для варенья.
«Терпение и труд все перетрут»
Если я порезалась или обожгла пальцы, помогая на кухне, то мама говорила: «Хорошая штучка, когда болит ручка». В таком состоянии было очень больно мыть посуду, например. Но от такой работы меня всё же на время освобождали по подобным случаям.