Читая В. Пелевина. Тайные виды на гору Фудзи

Александр Ивашкевич
       Прочёл, наконец, предпоследнюю книгу уважаемого мною автора Пелевина В.О. "Тайные виды на гору  Фудзи".
       Ну чё сказать...?
       Имеет право талантливый человек высказываться так как ему видится и как хочется. Так? Так! Да любой человек имеет на это право. Только кто его читать будет?
       Талант Виктора Пелевина я уважаю. Мудрый человек. Начитанный буддийской литературы... Но я бы эту его книгу не включил в первые ряды его посмертных  собраний  сочинений, если бы, конечно,  меня попросили об этом.
       Своеобразный поток измышлений. Интересных. Оригинальных. Главный посыл: мол вагина лежит в основе Мира. А все мужики - сволочи!
       Может это своеобразный скрытый троллинг женского самопредставления и менталитета Пелевиным. Мимикрическая ирония, так сказать, на все эти суфражизмы, феминизмы и лесбиансво  ортодоксальных баб...
       Трудно признать краеугольные, основные концепции и смыслы этого романа объективным отражением  реальности и даже фантазий самого автора. 
       Судя по предыдущим романам.
       Но, видимо, ему так кажется здесь и сейчас...  Талантливый человек имеет полное право на это. Да и бездарный имеет тоже. Бумага и, тем более, интернет, всё стерпят.
       Фикс-идея романа - это преодоление проблем  женской  истерии  в перманентно изменяющемся современном мире. Без лишней рефлексии.
       Это  у Пелевина во многих романах просматривается. Любит он эти женские проблемы. И  перепевы о комплексе  неполноценности  женщин после конца пресловутого "матриархата" сильно озабочивают Пелевина.
       Мол мужики - патриархи - неправомочно захватили, узурпировали (а почему это стало возможным?)  всё то,  что принадлежало до того женщинам и теперь право доминировать над людьми  и определять  что такое хорошо, а что такое плохо стало (почему-то и неправомерно)  принадлежать мужчинам.  Все совсем стали игнорировать сакральную суть женского полового органа и поклонения ему!  И даже сами женщины.
       А это неправильно! И с этим надо бороться!  Всеми доступными способами.
       Вот суть того, о чём размышлял  в романе автор.
       Пелевин  в этом   романе пытается  обосновать и доказать  естественную первичность женского начала  и даже становится святее Фрейда:  "Мужчины по своей природе сексуальные фантазёры. Они постоянно придумывают что-то похожее  без всяких  манг - и проецируют на нас". Имеется в виду, по-видимому,  что мужики сами себе придумывают всё то, что потом  им "может понравится" и стремятся к этому как к идеалу. И стремят к этому подконтрольных женщин.
       "...В юности  у событий  совсем другой  масштаб, они отбрасывают  тень на всю  судьбу, и шрамы  несчастной детской любви  остаются с мужчиной  навсегда."
       "Они приводят реальность в соответствие  со своими  идеями о том, какой она должна быть".
       Мужики, что прямо и косвенно демонстрируется в романе,  - это полный эволюционный отстой, тупик и эгоистические никчёмности,  просто расходный биоматериал прогресса для желаний женского начала. Такова социально-экологическая  квинтэссенция коллизий этого произведения. На фоне эзотерических прибамбасов, навеянных буддийскими иллюзиями.
       "Домой - это куда?
Раньше я не не знал ответа. А теперь понял: к омрачённостям  сансары, к лживым и пахучим человекам, к бурлящим  ежедневным нечистотам, к хитрости и неправде, к смрадной помойке интернета, к лукавым  новостным заголовкам, разводящим лоха на клик, к мучительно отвоёванному у Вселенной праву на стабильную мозговую галлюцинацию бытия...
Да, Таня мы, люди живём по лжи.
Знаешь почему?
Не по умыслу, не по злому сердцу, не по проклятию страны - а потому, что мы сами есть ложь. Ложь  по своей сущностной  нарротивной природе, по тому способу, каким мы приходим в бытие и мнимся себе  и друг другу."
       Виктор Пелевин избыточно часто и даже навязчиво в этом романе использует понятие "нарратив".  Очередной звуковой перл и нарратив.
       Мотивы понятны. Главное - не по русски и с расплывчатым смыслом слова. Это всегда больше ценится.
       Профаны это уважают  и легче  тащатся от любых "новых" неясных слов.
       Клёво, креативно, конкретно, хайпово... На то они и болваны - им главное  звук слова, а не суть говоримого...
       Для этого  придумана особая (давно известная!) система представлений отражения бытия  на основе слова "нарратив" : суть излагаемого состоит в  основополагающей идеи  субъективной привнесённости смысла через создание нужного представления о  финале. Совокупность  "лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством". Короче: посредством специально придуманных наимениваний событий. (А.Ивашкевич "Знать - это назвать?" http://www.proza.ru/2015/06/13/895). Или ещё короче:  фа, фа, ля, ля и нужный ху...ц и пиз...ц пониманию.
       Конечно  и в этом романе Пелевин,  как всегда,  высказывает множество свежих, оригинальных  мыслей, идей по старым проблемам...
       Перечислю то, что тронуло мой "нарратив":
"Мы всё жизнь не замечаем таких простых и страшных очевидностей, понял я, потому что у нас  есть нарративный ум."
"Дело в том, что мы живём не в "мире", не в "пространстве" и не во "времени", не среди ощущений и переживаний - мы живём в нарративе, в сказке.  Мало того, мы не просто живём в нём, мы сами тоже нарратив. И даже высокодуховные граждане, думающие, что живут "здесь и сейчас", на самом деле живут в нарративе "здесь и сейчас".
"Вас предаст всё, на что вы смотрите дольше двух секунд". Потому отпустите все. Если, конечно, можете..."
"Всё, за что мы бьёмся в жизни  - это перестановка букв на дисплее ума, корректура "рассказа про нас" , который читаем "мы сами", хотя члены уравнения  есть голимейшая подделка, ежесекундно разлетающаяся вдребезги..."
"Мы живём в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чём-то с пеной у рта можно  разве что  в телестудии за деньги".
"Если ты веришь в свою красоту, ты всегда  сможешь заставить  другого её увидеть. Но если ты не веришь в неё сама, как ты  это  сделаешь?"
"Вера даёт силу".
"Нет ничего ядовитее завистливой уязвлённости мелкого человека."
"А всё  из-за либералов. Они уже два... Нет, три века  делают вид, что они такие ... ****ь... культреггеры в мантиях. А на самом деле они просто сраные  челночники, которые  тащат сюда всякое говно с западной барахолки и с безмерным понтом  впаривают русскому человеку."
""Фейк ньюс" - это не булькоющее в интернете говно. Это мы сами."
"Главнейший ужас в том, что все состояния ума , рисующие наш мир и нас самих , длятся  лишь  короткий миг и тут же исчезают. И никогда в жизни , слышишь, никогда  нес не  будет ждать  что-то другое , надёжное и крепкое."
"Любое переживание  завершается в тот самый момент , когда мы его осознаём, и сменяется  другим. Нет никого, с кем  это происходит - есть лишь  сами преживания. Вернее , их уже нет, как нет тех искр, которые высекал когда-то из зажигалки саядо Ан."
"...Люди получают радость уже не от "удовлетворения потребностей", как наивно верили  советские теоретики, а от приближения  своего образа к  закаченному  в них шаблону . Другими словами, главной потребностью  нового человека становится  совпадение его  отражений  с химерой".
"...Мудрец с реальной властью  над своим сознанием будет счастливее богача, который в состоянии управлять своим умом лишь окольными методами Калигулы. Чему и учили нас сказки народов мира..."
"Лучшая музыка, понял я - это тишина, а самое высшее и изысканное  наслаждение - покой, в котором исчезает покоящийся".
"Но жизнь - это просто переживание ограничений  и обязательств, накладываемых материей на сознание. Сцепление одного с другим на некоторое время . И происходить  это сцепление может любым способом, какого только  пожелает сознание, выдумавшее эту самую материю для своего развлечения."
"Жизнь проходила  мимо, быстро и безжалостно."
"А эмоции - такая система, где у всех  травинок  наклон одинаковый."
"Счастье- это когда мозг даёт сам себе немного сладкой морковки."
"Человек - это программируемое животное.  Но эти программы, увы, пишем не мы сами. Их сочиняют природа и общество , и вовсе не для нашего с вами удовольствия..."
"... Пока мы играем, мы молоды..."
"Пошлость собственной мечты была так заметна, что Таня понимала:  даже мечтать и горевать ей приходится  закаченными в голову  штампами, и по-другому не может быть, потому что через все женские головы на планете давно проложена ржавая узкоколейка,  и эти мысли  - вовсе не её собственные надежды, а просто грохочущий у неё в мозгу коммерческий товарняк".
"Через людей дули свежие смысловые сквозняки."
"Счастье - всегда самообман. И это требует нежного креативного подхода. Готовность обманывать и обманываться"