Прочёл, наконец, предпоследнюю книгу уважаемого мною автора Пелевина В.О. "Тайные виды на гору Фудзи".
Ну чё сказать...?
Имеет право талантливый человек высказываться так как ему видится и как хочется. Так? Так! Да любой человек имеет на это право. Только кто его читать будет?
Талант Виктора Пелевина я уважаю. Мудрый человек. Начитанный буддийской литературы... Но я бы эту его книгу не включил в первые ряды его посмертных собраний сочинений, если бы, конечно, меня попросили об этом.
Своеобразный поток измышлений. Интересных. Оригинальных. Главный посыл: мол вагина лежит в основе Мира. А все мужики - сволочи!
Может это своеобразный скрытый троллинг женского самопредставления и менталитета Пелевиным. Мимикрическая ирония, так сказать, на все эти суфражизмы, феминизмы и лесбиансво ортодоксальных баб...
Трудно признать краеугольные, основные концепции и смыслы этого романа объективным отражением реальности и даже фантазий самого автора.
Судя по предыдущим романам.
Но, видимо, ему так кажется здесь и сейчас... Талантливый человек имеет полное право на это. Да и бездарный имеет тоже. Бумага и, тем более, интернет, всё стерпят.
Фикс-идея романа - это преодоление проблем женской истерии в перманентно изменяющемся современном мире. Без лишней рефлексии.
Это у Пелевина во многих романах просматривается. Любит он эти женские проблемы. И перепевы о комплексе неполноценности женщин после конца пресловутого "матриархата" сильно озабочивают Пелевина.
Мол мужики - патриархи - неправомочно захватили, узурпировали (а почему это стало возможным?) всё то, что принадлежало до того женщинам и теперь право доминировать над людьми и определять что такое хорошо, а что такое плохо стало (почему-то и неправомерно) принадлежать мужчинам. Все совсем стали игнорировать сакральную суть женского полового органа и поклонения ему! И даже сами женщины.
А это неправильно! И с этим надо бороться! Всеми доступными способами.
Вот суть того, о чём размышлял в романе автор.
Пелевин в этом романе пытается обосновать и доказать естественную первичность женского начала и даже становится святее Фрейда: "Мужчины по своей природе сексуальные фантазёры. Они постоянно придумывают что-то похожее без всяких манг - и проецируют на нас". Имеется в виду, по-видимому, что мужики сами себе придумывают всё то, что потом им "может понравится" и стремятся к этому как к идеалу. И стремят к этому подконтрольных женщин.
"...В юности у событий совсем другой масштаб, они отбрасывают тень на всю судьбу, и шрамы несчастной детской любви остаются с мужчиной навсегда."
"Они приводят реальность в соответствие со своими идеями о том, какой она должна быть".
Мужики, что прямо и косвенно демонстрируется в романе, - это полный эволюционный отстой, тупик и эгоистические никчёмности, просто расходный биоматериал прогресса для желаний женского начала. Такова социально-экологическая квинтэссенция коллизий этого произведения. На фоне эзотерических прибамбасов, навеянных буддийскими иллюзиями.
"Домой - это куда?
Раньше я не не знал ответа. А теперь понял: к омрачённостям сансары, к лживым и пахучим человекам, к бурлящим ежедневным нечистотам, к хитрости и неправде, к смрадной помойке интернета, к лукавым новостным заголовкам, разводящим лоха на клик, к мучительно отвоёванному у Вселенной праву на стабильную мозговую галлюцинацию бытия...
Да, Таня мы, люди живём по лжи.
Знаешь почему?
Не по умыслу, не по злому сердцу, не по проклятию страны - а потому, что мы сами есть ложь. Ложь по своей сущностной нарротивной природе, по тому способу, каким мы приходим в бытие и мнимся себе и друг другу."
Виктор Пелевин избыточно часто и даже навязчиво в этом романе использует понятие "нарратив". Очередной звуковой перл и нарратив.
Мотивы понятны. Главное - не по русски и с расплывчатым смыслом слова. Это всегда больше ценится.
Профаны это уважают и легче тащатся от любых "новых" неясных слов.
Клёво, креативно, конкретно, хайпово... На то они и болваны - им главное звук слова, а не суть говоримого...
Для этого придумана особая (давно известная!) система представлений отражения бытия на основе слова "нарратив" : суть излагаемого состоит в основополагающей идеи субъективной привнесённости смысла через создание нужного представления о финале. Совокупность "лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством". Короче: посредством специально придуманных наимениваний событий. (А.Ивашкевич "Знать - это назвать?" http://www.proza.ru/2015/06/13/895). Или ещё короче: фа, фа, ля, ля и нужный ху...ц и пиз...ц пониманию.
Конечно и в этом романе Пелевин, как всегда, высказывает множество свежих, оригинальных мыслей, идей по старым проблемам...
Перечислю то, что тронуло мой "нарратив":
"Мы всё жизнь не замечаем таких простых и страшных очевидностей, понял я, потому что у нас есть нарративный ум."
"Дело в том, что мы живём не в "мире", не в "пространстве" и не во "времени", не среди ощущений и переживаний - мы живём в нарративе, в сказке. Мало того, мы не просто живём в нём, мы сами тоже нарратив. И даже высокодуховные граждане, думающие, что живут "здесь и сейчас", на самом деле живут в нарративе "здесь и сейчас".
"Вас предаст всё, на что вы смотрите дольше двух секунд". Потому отпустите все. Если, конечно, можете..."
"Всё, за что мы бьёмся в жизни - это перестановка букв на дисплее ума, корректура "рассказа про нас" , который читаем "мы сами", хотя члены уравнения есть голимейшая подделка, ежесекундно разлетающаяся вдребезги..."
"Мы живём в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чём-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги".
"Если ты веришь в свою красоту, ты всегда сможешь заставить другого её увидеть. Но если ты не веришь в неё сама, как ты это сделаешь?"
"Вера даёт силу".
"Нет ничего ядовитее завистливой уязвлённости мелкого человека."
"А всё из-за либералов. Они уже два... Нет, три века делают вид, что они такие ... ****ь... культреггеры в мантиях. А на самом деле они просто сраные челночники, которые тащат сюда всякое говно с западной барахолки и с безмерным понтом впаривают русскому человеку."
""Фейк ньюс" - это не булькоющее в интернете говно. Это мы сами."
"Главнейший ужас в том, что все состояния ума , рисующие наш мир и нас самих , длятся лишь короткий миг и тут же исчезают. И никогда в жизни , слышишь, никогда нес не будет ждать что-то другое , надёжное и крепкое."
"Любое переживание завершается в тот самый момент , когда мы его осознаём, и сменяется другим. Нет никого, с кем это происходит - есть лишь сами преживания. Вернее , их уже нет, как нет тех искр, которые высекал когда-то из зажигалки саядо Ан."
"...Люди получают радость уже не от "удовлетворения потребностей", как наивно верили советские теоретики, а от приближения своего образа к закаченному в них шаблону . Другими словами, главной потребностью нового человека становится совпадение его отражений с химерой".
"...Мудрец с реальной властью над своим сознанием будет счастливее богача, который в состоянии управлять своим умом лишь окольными методами Калигулы. Чему и учили нас сказки народов мира..."
"Лучшая музыка, понял я - это тишина, а самое высшее и изысканное наслаждение - покой, в котором исчезает покоящийся".
"Но жизнь - это просто переживание ограничений и обязательств, накладываемых материей на сознание. Сцепление одного с другим на некоторое время . И происходить это сцепление может любым способом, какого только пожелает сознание, выдумавшее эту самую материю для своего развлечения."
"Жизнь проходила мимо, быстро и безжалостно."
"А эмоции - такая система, где у всех травинок наклон одинаковый."
"Счастье- это когда мозг даёт сам себе немного сладкой морковки."
"Человек - это программируемое животное. Но эти программы, увы, пишем не мы сами. Их сочиняют природа и общество , и вовсе не для нашего с вами удовольствия..."
"... Пока мы играем, мы молоды..."
"Пошлость собственной мечты была так заметна, что Таня понимала: даже мечтать и горевать ей приходится закаченными в голову штампами, и по-другому не может быть, потому что через все женские головы на планете давно проложена ржавая узкоколейка, и эти мысли - вовсе не её собственные надежды, а просто грохочущий у неё в мозгу коммерческий товарняк".
"Через людей дули свежие смысловые сквозняки."
"Счастье - всегда самообман. И это требует нежного креативного подхода. Готовность обманывать и обманываться"