Мракобес и место под солнцем

Роман Дудин
    Мракобесы бывают вменяемые, бывают нет. Вменяемые чётко понимают, кого и ради чего они обманывают Невменяемые искренне верят в правоту своего дела. При этом те, кто не понимают, в чём они обманываются, не могут подняться выше тех, кто понимает больше ихнего, поэтому наиболее хитрые и понимающие оказываются наверху, масса недопонимающих внизу. Но могут быть и исключения: если среди не хитрых есть очень активные и преданные своему делу, способные быть примером для других и вести остальных за собой, им тоже можно выделить некоторые места и на верху: управлять ими из-за их недопонимания легко, а они в свою очередь будут хорошим примером искренности стремлений на самых верхах.
    Обманывающие других могут изъяснятся предельно чётко, но только в своих кругах: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». Для всех остальных их изъяснения будут несколько иными: «Цель оправдывает средства». «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» может означать «Мы будем повторять, что на нашем Солнце пятен нет, до тех пор, пока про них не позабудут даже те, кто их видел воочию». «Цель оправдывает средства» может звучать более двусмысленно: бывают же разные цели, и плохие, и хорошие. И если есть какая-то великая цель, ради которой допустимы определённые жертвы, то что в этом плохого?

    Общество мракобесов имеет особенности, которыми отличается от общества просветителей. Когда просветитель берёт свои высоты, этому обычно предшествует некоторый путь проб и ошибок, которые действуют достаточно отрезвляющим образом, и урезонивают гордыню. Типичный мракобес никакую высоту не берёт, потому, как рождается сразу на том уровне, на котором сидит всю жизнь, пребывая всё время в уверенности, что это и есть самая достойная высота. В таком режиме гордыня растёт, как плесень в сыром подвале, поэтому развитие её у мракобесов обычно традиционно самое высокое. В рамках этого они у себя всегда пуп земли, центр мироздания, и всё, что происходит важного в этом мире, связанно исключительно с их существованием. Поэтому, когда они решают вопросы субординации, гордыня добавляет делу соответствующих особенностей.
    У просветителей в плане субординации обычно всё чётко: есть первооткрыватель, есть последователи. Вот оно открытие, вот она его формулировка, и нет никаких вопросов, кто первый, а кто второй. У мракобесов иначе: все нужные знания уже обычно изначально заданы в виде догм, а задача лидера просто возглавлять торжественное шествие по праведному пути. Только остаётся непонятным: а кому возглавлять, если один считает, что более всего достоин он, а другой, что он? Начинается игра в царя горы, а поскольку конструктивных доводов не хватает, в ход идёт весь традиционный арсенал мракобесов. Так институт мракобесия открывает предмет борьбы за власть со всей соответствующей ему спецификой.
    В силу этих всех и подобных особенностей амбициозные мракобесы постоянно воюют между собой, а где паны дерутся, там у холопов чубы трещат, в силу чего получается, что куда у мракобесов ни плюнь, официально попадёшь в какого-нибудь носителя святой чистоты, но как отвернёшься, начинается подковёрная грызня и поливание друг друга скунсовыми секрециями.
    Далее: у просветителей истина там, где она есть. И где она есть, туда все и должны идти, и никто не вправе по своей прихоти запретить другому прорубать к ней путь. У мракобесов культ установления истины там, где она им нравится. А если каждому нравится истина такой, в которой самый главный он, начинается конфликт интересов. Поэтому институт просветительства не особо предрасполагает к борьбе за лидерство ради лидерства; у мракобесов же на этой почве постоянное взаимонепонимание и эскалация конфликтов.
    У просветителя отличие лидера от остальных налицо: формулировка его открытия, которая в умозрительном плане блещет и переливается для всех её созерцателей. А у мракобесов чем лидеру отличиться? Мантией, шитой золотом и инкрустированной драгоценными камнями. А если этого мало, то ещё и начинайте ему кланяться. И если кланяться можно заставить кого-то ещё за бесплатно, то за мантию обычно приходится платить. А борьба за выделение ресурсов опять же упирается в конфликт интересов.

    Есть у общества мракобесов и ещё одна особенность. Всё, что заявляют запланированным мракобесы, обычно закономерным образом оказывается не осуществляющемся. Например, когда мракобесы пропагандируют своё учение, то они знаменуют его как правду, которая непременно должна победить. И когда они утверждают, что на Солнце пятен нет, они постоянно обещают своим соратникам, что рано или поздно это учение должно стать общепризнанным, потому, что «истина» победит, потому, что «должна», потому, что она «истина», и т.д., и т.п. На практике же к ним отходит только тот электорат, который слушал только их, а те, кто слушали обе стороны (и смотрели в телескоп), вместе с теми, кто слушал только вторую сторону, обычно отходят к просветителям. И тех, кто уже слушал просветителей, к себе ну практически никак не перетащишь, в то время, как просветители постоянно перетаскивают к себе многих из тех, кто сначала слушал мракобесов, а потом послушал просветителей. В результате мракобесам никак не удаётся одержать верх, и результат закономерно оказывается противоположным заявленной программе.
    Что бы сделал адекватный человек в такой ситуации? Вывод о необходимости пересмотреть свои взгляды. Что делает мракобес? Ищет оправдания. Таковыми оказывается версия, что в их рядах полно предателей (дежурная версия для таких случаев), и что, если бы не их вредоносная деятельность, всё бы давно было уже по-другому. Поэтому, если мракобеса тыкать носом в факт, что их представления о действительности в очередной раз с ней расходятся, в ответ будет «Ну какой же ты дурак, что ничего не знаешь, и не понимаешь, как всё сложнее, чем ты думаешь! Ну какой же ты дурак, что не понимаешь, сколько предателей было в наших рядах, с которыми пришлось бороться! Ну какой же ты дурак, что не понимаешь, что истинные праведники шли правильным курсом и не виноваты в проблемах, созданными предателями!», и т.д., и т.п..
    В таком режиме мракобесы перманентно двигаются в направлении намеченных целей, как клоун, пытающийся идти вверх по эскалатору, идущему вниз, и перманентно ищут этому виноватых каждый вокруг себя. Поэтому в своём дежурном состоянии мракобес постоянно держит ухо в остро со своими соратниками, постоянно на взводе, и постоянно видит в ком-то из них вредителей и предателей, которые постоянно у него всегда все вокруг виноваты в целой куче тёмных дел. И в сочетании с борьбой за влиятельность и гордыней, всё это превращается в один сплошной конфликт интересов и вечную ненависть. Поэтому типичное мракобесное общество устроено так: днём они постоянно хором распевают о том, как сильно их движение и как тесны их ряды, а ночью каждый в отдельности всё время сокрушается по поводу того, как тяжка его ноше в среде, где его окружают двурушники, которые исподтишка ставят ему подножки.

    В психологию мракобеса заложена вечная борьба, потому, что так устроены законы природы, что мракобесие не может без того, чтобы ему что-то не мешало. Потому, что если правда победит неправду, то она успокоится, но если неправда победит правду, то она не успокоится никогда – ей потом придётся воевать с другой неправдой, потом с третьей, и так до бесконечности. Потому, что настоящая правда всегда одна и всегда сойдётся с другой настоящей правдой, а неправда не сойдётся ни с правдой, ни с другой неправдой. Поэтому к дежурной воинственности психология мракобеса предрасположена от природы, и мракобес подсознательно всё равно воинственен, даже если его система постоянно пропагандирует лозунг, что они борются за мир, и что как только, так сразу наступит мир во всём мире.
    У просветителей есть система решения вопросов: есть научные доказательства, и всякий сумевший их привести в обоснование своих утверждений, имеет право требовать на основе их признания этого всеми остальными. А пока таковых нет, плюрализм мнений, и свобода гипотез. У мракобесов всё наоборот: доказательства не нужны, а свободу гипотез они не любят. Выход один: классические догмы, в пределах которых всё уже считается доказанным, и все утверждения только в рамках этого. Если же строгих рамок нет, тогда война мнений, и никаких способов мирно разрешить вопрос.
    Могут ли мракобесы обойтись без войны мнений? Им это куда сложнее, чем просветителям, потому, что сколько бы истин не было открыто просветителями, они при грамотном объяснении не могут противоречить друг другу. А у мракобесов противоречить всё начнёт всему сплошь и рядом, если они попытаются увязать между собой составляющие своего учения. Спроси у просветителя, каков, например, размер Солнца – он приведёт какое-то значение, высчитанное по определённым правилам, или ответит честно «пока ещё не известно». Но если правила расчёта адекватные, то один просветитель всегда сойдётся с другим, даже если они будут делать свои расчёты независимо друг от друга. У мракобесов всё наоборот: они назовут какую-то красивую константу, которая, по их представлениям, более всего соответствует задумке мироздания, а доказать её не смогут. Но при этом не факт, что константы, которые «точно знают» одни мракобесы, не сойдутся с константами, которые «точно знают другие», а адекватных правил выяснения нет. Начнётся бой без правил за догму, которая должна стать общепризнанной, а бой им этот очень важен, потому, что как ещё иначе почувствовать себя важным и продвигающимся вперёд, кроме, как не вот таким способом?

    В системе мракобесия у адептов учения обычно уже отнято всё, на чём они могли бы строить своё счастье, не мешая строить своё счастье другим. Оставлена только возможность отнимать у противников системы то, на чём те должны строить своё счастье, и строить на этом месте своё. И вот мракобес прёт со своей программой «Я счастлив считать, что на Солнце пятен нет, и я имею право бороться с теми, кто пытается отнять у меня моё счастье!». И когда он встречает просветителя, который пытается заработать своё счастье исследованиями и открытиями, мракобес воспринимает его, как врага, который нападает на его территорию и рушит его счастье.
    Допустим, открыл один просветитель пятна на Солнце – мешает ли это другим открыть на Солнце вспышки, радиацию, магнитные бури? Нет – каждое открытие не только не помешает, но и поможет в объяснении всего остального. Открыл пятна на Солнце – дал возможность по наблюдению за ними обнаружить вращение Солнца. Открыл возможность сопоставить это с вращением планет, и получить новый материал для гипотез по происхождении Солнечной системы. Открыл возможность увидеть неравномерность скорость вращения солнечного экватора и полюсов, и сделать вывод, что Солнце – не твёрдое тело.
    Возможностей для открытий бездна – но это только для просветителей. У мракобесов путь иной: есть догма (желательно такая, чтоб ни прибавить, ни убавить), и маршируй с ней по жизни. И этой догмой ему надо встать поперёк горла всем, кто мог бы строить своё счастье на открытиях, оставляя другим возможность делать то же самое. И вот с этой догмой мракобес прёт на чужую территорию, и изливает всю накопленную собой злобу по поводу того, что ему, оказывается, мешают жить.