Гордыня. Грехи и пороки, болезни души

Свет Софии
ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –
Все страсти и грехи порождены гордыней. Она – мать всех грехов и пока человек совершает хоть один грех, он имеет в себе гордыню.

«Начало греха – гордость» (Сир. 10:15).

Это смещение точки центра Мироздания в сторону человеческого «я». Все это влечет за собой глобальное искажение мироустройства в человеке. Все импульсы от себя, т.е. от своего эго, во имя себя, для себя – греховны и погружают человека в наркотик иллюзии сего мира. В этой среде легко селятся и живут всевозможные духи несовершенства, порождающие пороки. Они как паразиты, как вирусы пожирают Божью Благодать в человеке, искажают его структуры, приводят к серьезным духовным и физическим болезням. И что страшно – чем более заболевает ими человек, тем меньше он это осознает, потому что они, прежде всего, перекрывают его связь с Богом, через которую есть возможность услышать Истину. Когда человек находится в единстве духа, души и тела – он обретает полноту силы, возможностей, виденья, получает доступ во все сферы жизни, обретает Бессмертие. Гордыня же – это иллюзорный центр, и она, воспринимаясь человеком как центральное его проявление, спазмирует его существо, перекрывает сообщение земного «я» с высшим. Восприятие человека и его действия становятся плоскими, не имеющими должной полноты и объема – несовершенными. Гордыня и ее  ближайшие проявления ограничивают мир для человека на нем самом, и потому он живет в постоянном стяжании и стремлении расширить свои владения, свое имущество.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис 14:12-15).

Прекрасен и гармоничен был мир, сотворенный Богом. В нем каждый находился на своем месте, исполняя свои функции. Но один из сынов Божьих, имя которому Люцифер, возгордился, залюбовался собой, ибо был очень красив, и захотел сам стать центром вселенной – стать как Бог, не захотел быть в подчинении, но основать свой мир, в котором он будет над всем и будет иметь бесконечную власть. В видении блаженной Анны-Екатерины Эммерлих об этом сказано так:

«Сонмы духов перемещались, как бы купаясь в любви, лучащейся из вышнего Солнца. И вот в одно мгновение одна часть ангельских кругов замерла, погруженная в собственную красоту. Они упивались своей красотой и восхищались ею. Еще мгновение назад они были в движении, а теперь пребывали сами в себе. И в тот самый миг вся эта остановившаяся часть блистающих ангельских хоров омрачилась и низверглась»  (Томас Шипфлингер «София-Мария – Целостный образ творения»)

Гордыня – опаснейший вирус, первый совершенный грех, сбросивший с Неба третью часть ангелов, превративший их в безобразных духов – т.е. таких, в которых нет Божьего образа. Этим вирусом были заражены и прародители человечества, и они также не смогли удержаться в том чистом и гармоничном месте, в котором пребывали – и упали в плотный мир, получив «кожаные одежды». Так в мир вошла смерть.

Гордыня – желание человека присвоить себе функции Бога, выйти за пределы своих полномочий – самовольно завысив их или занизив. Гордыня видит себя высшей точкой вселенной и над собой не может терпеть никого.

Гордецы «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет.2:10).

Библия говорит:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

Итак, добродетель противоположная гордыне – смирение. Смирение – это возможность человека видеть себя реально, быть тем, кем он есть, исполняя в полноте все ему предназначенное. Чрезмерное самоумаление также не может быть смирением – это такое же искажение своих полномочий и возможностей. Те, кто считает себя ниже всех и находятся постоянно в согнутом состоянии – не обрели пока смирения, ибо в смирении нет рабства и нет несвободы, но именно в истинном смирении открывается настоящая свобода человека, раскрываются все его возможности, все качества, все творчество. Гордыня как мать всех грехов дает человеку убежденность в том, что он сам – причина всего хорошего, что есть в нем и вокруг него, поэтому он сам себе приписывает множество прав. Таким показательным примером было утверждение во времена атеизма, что человек произошел от обезьяны. Другими словами – человек сам собой без чьей-либо помощи и участия создал себя только своими усилиями с помощью одного труда. И потому, он ничем не обязан Богу или кому-то там еще, потому что он сам – вершина творения.

Отличительные черты всех поступков гордыни, даже при их видимой благости – это их происхождение от собственного желания, а их цель – личное благо и удовольствие, а не благополучие целого Организма, на которое направлена Воля Творца. Потому такие поступки имеют негативное воздействие и на окружающий мир, и на самого человека. Гордыня – есть противостояние Богу, отдаление от Него. Чем дальше человек уходит от Бога в царство эго, тем меньше он видит свою гордыню. Его мир переворачивается и он все видит перевернутым и искаженным, гордыня ослепляет. Потому гордецам видятся настоящими гордецами именно те, кто обрел свободу через смирение, ибо они попирают гордыню. 

Гордыня похожа на длинную палку, будто проглоченную человеком, не дающая ему согнуться. Трудно человеку в жизненных путях, где постоянно требуется сгруппироваться, чтобы пройти через тесные проходы. Гордыня мешает ему, из-за нее он словно становится поперек дороги, не имея возможности пройти дальше. Смирение же гибко, оно спокойно проходит везде, находя нужное включение в каждом из моментов, во всех ситуациях. Потому смиренного невозможно унизить, гордый унижен всегда. Смирение – это не есть пресмыкательство – оно никогда не предает и не ломает свой духовный стержень, никогда не отрекается от Бога. Смирение отдает все и жертвует всем преходящим ради вечного, всем человеческим ради Божьего, ради своей высшей цели. Оно устремлено только к Богу, живет только Им, любит только Его, оно соединяется только с Господом. Гордыня же предает Бога и ближних ради своей самости, жертвует вечным ради тленного. Потеряв связь с Богом, гордыня ищет ему замену, она есть идолопоклонство и порождает духовный блуд, в котором низлагаются основы души, и ее духовный стержень склоняется перед иными богами, соединяясь с ними.

Гордый человек всегда уязвим, его центр смещен, и ему ничего не стоит потерять равновесие. Гордый может и чем-то пожертвовать, но чем он не в состоянии пожертвовать никогда – так это своей гордыней. Гордыня вынуждена постоянно подпитывать себя. Ей страшно вдруг увидеть, что основание всего, что ею построено – пусто и лживо. Потому ей приходится постоянно раздувать свою значимость. Чем можно усилить свою значимость? Прежде всего – возвышением собственных качеств и заслуг, и умалением, уничижением, осуждением других. Для того, чтобы сохранить и усилить свою значимость человек должен постоянно находиться в состоянии войны, постоянно доказывая миру, что он самая важная его часть. Состояние противления сопутствует гордецу во всем. Гордыня – это вражда, постоянная война за утверждение своего права на царство и власть. Оборотная сторона гордыни – страх. Если смирение дает мир в душе, то гордыня наделяет своего хозяина страхом и постоянным беспокойством. Потерять свою власть, свое правление для гордого представляется подобно смерти, ибо только в этом он видит свою жизнь. И потому ему как королю, которого все ненавидят в королевстве, кажется, что на него все покушаются и хотят убить, отобрать его трон. У смиренного же нет ничего своего, но все отдано Богу и потому он всегда спокоен и свободен. Смирение наделяет целостностью, гордыня разделяет и раздробляет.

Гордыня – это пустота, вакуум в душе и сердце человека, где нет Бога. Подобно воздушной пробке в батарее она тормозит все жизненные процессы в человеке. В результате – нет тепла, но только холод и готовая взорваться система, из-за подобного ее перекрытия.

У святителя Тихона Задонского, в его творениях есть перечисление знаков гордости:

1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

2. Дела выше сил своих начинать.

3. Во всякие дела самовольно мешаться.

4. Себя без стыда возвышать.

5. Других презирать.

6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.

7. Высшим быть непокорным.

8. Все доброе себе, а не Богу приписывать.

9. Других дела пересуживать.

10. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.

11. В слове и поступке надменность некую показывать.

12. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.

13. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.

(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).

Схиигумен Савва пишет:

«Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи».

Гордый не может избавится от чувства собственной правоты и презумпции абсолютной невиновности. Самооправдание неотступно следует за ним. В таком состоянии, конечно, невозможно покаяние, а потому и избавление от каких-либо грехов. Гордыня в человеке все действия и побуждения сводит к одному центру: «Я – бог, я – царь, и нет никого выше меня». Так выглядит и проецируется этот вирус. И потому гордыня не терпит присутствия такого же проявления в ком-то другом. Это противоречит ее мировосприятию, ее основной опоре. Ей нужна власть, и она не собирается ее терять. Чувство соперничества всегда присуще гордыне. Она живет тем, что сравнивает себя с другими. Если окажется, что она все же выше – она успокаивается, еще больше укрепляясь в самой себе. Гордыня может быть равнодушна ко многим достижениям других людей, если они не являются теми на которых базируется значимость самости. Но если вдруг окажется, что кто-то лучше в том, что она считает своей отличительной чертой, то в ней вспыхивает буря страстей.

Клайв  Стейплз Льюис пишет в своей книге «Просто христианство»:

«В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а следовательно, и того, что в сравнении с Ним вы – ничто, вы вообще не в состоянии познать Бога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости. Ведь гордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз: как же увидеть ему то, что над ним! Возникает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, пожираемые гордостью, говорят, будто они верят в Бога, и считают самих себя очень религиозными? Я боюсь, что эти люди поклоняются воображаемому Богу. Теоретически они признают, что перед лицом этого призрачного Бога они – ничто. Но им постоянно представляется, будто этот Бог одобряет их и считает их лучше других; они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, переполняясь в то же время горделивым высокомерием по отношению к окружающим. Я полагаю, Христос думал и о таких людях, когда говорил, что некоторые будут проповедовать Его и именем Его изгонять бесов, но при конце мира услышат от Него, что Он никогда их не знал».

Старцы также говорят:

«Гордый человек обидчив, самолюбив, ему тяжело просить прощения, он никогда не уступает в споре, не любит слушаться, не любит приказных интонаций, а лишь смиренные просьбы, подвержен вспышкам гнева, помнит зло, осуждает других людей, не терпит нарушения своей воли, тяжело переносит неудачи в делах, замечания воспринимает как оскорбления, похвалами упивается».

Прп. Иоанн Лествичник приводит такой пример:

«Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но он, ослепленный, сказал ему: “Прости меня, отче, я не горд”. Мудрый же старец возразил: “Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд”» (Леств. 23:14).

В жизненных ситуациях гордый не в состоянии увидеть суть происходящего, ибо чувствительность его уменьшена и искажена на величину его гордыни. Следом идут обида, гнев, зависть, ревность, уныние, осуждение, сетование, ропот, похоть, сребролюбие, чревоугодие. Уйдя с естественного для себя центра, исказив свои структуры, человек не в состоянии остановиться, один грех порождает другой. Одна петля на полотне, разорвавшись, тянет за собой остальные.

«Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен» (Авв 2:5).

Гордыня есть корень греховности, ствол древа греха, от нее в человеческом существе разрастаются остальные ветви. Одни из самых больших ветвей и проявлений гордыни – это тщеславие и самость.