Свобода добра или свобода зла?

Шафран Яков
Как-то вечером решил передохнуть и в кои-то веки просто посидеть перед телевизором. Включил и захватил конец какой-то очередной «мыльной оперы». А за три минуты до конца, как всегда, реклама интригующей передачи — «Подростки зверски избили мальчика-инвалида». И хотя сколько раз давал себе слово держаться подальше от негатива, решил посмотреть.

Передача началась с показа любительского ролика о садистском избиении и издевательстве над мальчиком-инвалидом. Зрелище было ужасным. Подростки били руками, пинали ногами и бросали в глубокую грязную лужу мальчика двенадцати лет, много моложе и слабее себя. В этом действе участвовала и девочка, которая орудовала в основном ногой. Самому старшему подростку было семнадцать лет. Этот любительский ролик, снятый подростками и выложенный ими в Интернете, в течение передачи был многократно показан на всю страну. Сразу возникает вопрос — а этично ли это по отношению к мальчику, ведь его тут же показали в студии в лицо?
А вот лиц тех, кто его избивал, так и не показали, их в ролике затушевали.
 
В студии началось «обсуждение» увиденного и случившегося. Конечно, обсуждением это было назвать очень трудно, так как начались эмоциональные выплески, переби-вание и перекрикивание друг друга — все то, что именуется емким русским словом «базар». Но все же можно было услышать и разумные мысли и доводы. Так много говорилось, что виновники должны были прийти и извиниться перед мальчиком, а их родители извиниться перед его мамой. Говорилось о том, что и родители и подростки должны быть наказаны так, чтобы первые воспитывали своих детей, а вторым неповадно было более так поступать. Осуждали директора школы, уволившую учительницу, которая, проявив инициативу, собрала тех подростков, показала им их же ролик и стала проводить воспитательную работу. Мотивировка ее увольнения была совершенно формальной и не относящейся к сути вопроса — истечение срока договора.
 
Потом в студию пригласили мальчика, который сказал, что его избили за дело, но за какое говорить не стал (мать одного из тех подростков ранее рассказала, что он их обзывал бомжами). Далее, действительно, выяснилось, что все подростки-избиватели из неблагополучных семей, многие из которых не имеют своего собственного жилья. Мальчик вел себя достойно, имен не называл, не жаловался. Более того, он сказал, что они лично перед ним извинялись и обещали, что такое не повторится, и матери он не говорил, про избиение — не хотел, чтобы их наказали. Мать узнала о случив-шемся только из ролика в Интернете…

Время передачи истекало. Ведущий сказал, что мальчик в этой истории победил. На этом все закончилось.

Какой вывод зрители могут сделать из этого всего? Да, мальчик вел себя достойно на всех этапах и, действительно,  победил, победил в себе жалобщика, инфантильность, ябеду, мстителя, зло в себе победил.

А кого победила эта передача? Она не решила главного! Так и не были показаны лица этих подростков, не было признано, что самосуд — это зло и преступление, которое должно быть неминуемо наказано и в лице этих подростков, и в лице их родителей, что вопросы нужно детям учиться решать, может быть, и без взрослых, но по-другому. И что самосуд в отношении этих подростков со стороны других подростков, вступающихся за мальчика, это тоже зло, подлежащее наказанию. Ведь, если не остановить, все это может лавинообразно вырасти в настоящую войну. Необходимо было сказать матери мальчика, что те слова, обидные, которые он бросал подросткам, растут из ее сердца, так как он, скорее всего, услышал их впервые от нее.

Но ничего этого сделано не было. Так кто кого или что победил? Получилось, что победило зло! Так как виновные могут продолжать безнаказанно делать то, что делали, и в отношении их тоже можно производить самосуд. И матери могут говорить все, что им вздумается, не принимая во внимание того, что их дети будут повторять это и вне дома. Время передачи истекло. Ведущий сказал: «Ты победил! А сейчас «Новости!»

И что же в «Новостях»? А там, кроме краткой информации с участием руководителей страны и правительства и нескольких сообщений зарубежных корреспондентов, три подробных и захватывающих сюжета. Сюжет о педофиле, который, работая в детской больнице, превратил девочку-ребенка в свою секс-рабыню и, когда она ему надоела (а на тот момент ей исполнилось четырнадцать лет), решил продавать ее на время за большие деньги, о чем даже дал объявление в газете. (Насколько же в нем была сильна уверенность в безнаказанности! Словно это обычное, тривиальное дело, совершающееся постоянно и повсеместно...) Далее сюжет о массовой проституции в одном из городов России и шестидесяти одном сутенере, что предстали перед судом. Когда, несмотря на обилие материала, суд оправдал пятьдесят шесть (!) сутенеров полностью, не найдя в их действиях никакого состава преступления, и освободил прямо из зала заседаний. Осуждены были лишь пятеро, и то на несколько лет в колонии общего режима. И это после стольких-то описаний на суде всего, что творилось в городе (читай — творите ребята и дальше, ничего вам за это не будет, если будете знать меру и делиться). Был показан также красочный сюжет о грабеже с насилием.

На следующий день вечером решил посмотреть телевизор, включил его произвольно и не выбирая программ. И сразу же слышу вопрос: «Кому нужно, чтобы закон против педофилов не работал?» И тут же без всякой паузы реклама — «Бери, покупай сейчас! Ты же это хочешь, так не медли!..»

В выходной утром только включил — «Все больше подростков попадают на учет в правоохранительные органы…» Переключаю канал — фильм, в ходе которого беременная учительница бросается разнимать своих учеников, дерущихся во дворе «на смерть», с кровью, с учениками параллельного класса. В итоге получает случайно сильный удар локтем в живот. «Скорая помощь», больница, ее спасли, но ребенок мертв. Что это? Урок для зрителей через подсознание — поступок направленный на то, чтобы оста-новить зло, восстановить справедливость, будет наказан?

2 июля 2011 года в произвольное время решил сделать краткий обзор телепередач. Ниже привожу результаты.
 
ОРТ, 13:36 — реклама передачи «Мультличности». Взрослый в галстуке и мальчик в галстуке (видимо, какая-то детская организация). Взрослый бросает камень в громкоговоритель, тот падает, он пинает его ногой, и мальчик делает то же самое (делай, как я?..)      

Россия-1», 13:40 — фильм, мужчину бросила жена, отец его соврал, откровенная предсексуальная сцена с другой женщиной, он говорит, что любит и требует физического контакта прямо сейчас же. Но она не может — папа воспитал пионеркой. А зрители уже в предвкушении… И тут все обрывается. Воздействие через подсознание на зрителя: пионерка — это плохо, воздержанность — это плохо. А у героини — хороший человек рядом. Думала, любит его, забеременела, а потом оказалось, что он ей чужой. Хотела завести интрижку (и где же воздержанность, моральность, пионерка?.. их и в помине нет!). У зрителя вообще размываются понятия о добре и зле. Но это по замыслу режиссера, видимо, все неважно, важно только то, что происходит здесь и сейчас.

ТВЦ, 13:44 — в сюжете — Кикабидзе, которому Россия создала имя и славу, у которого было все связано с Россией и который предал ее в 2008 году, облив грязью. Что продолжает делать до сих пор. И о нем фильм!

НТВ, 13:47 — боевик, убийство… И тут же реклама — «Все тип-топ, этот день наш!..» (Без комментариев…)

«5-й» канал, 13:53 — фильм «Четыре танкиста и собака», который так поставлен, что у людей создавалось и до сих пор создается впечатление, что эти четыре польских танкиста с собакой выиграли Великую Отечественную войну!

«СТС», 13:56 — как всегда плоскость и пошлость под гомерических хохот невидимых зрителей.

«ТНТ», 14:00 — «хохма»,  мужчина выбирает «королеву» и говорит: «Сейчас я одену корону на одну из вас, и та, которой достанется корона, будет раздражать весь вечер остальных…» Прямое программирование зависти.

«ТВ3», 14:03 — экстрасенсы, маги, предсказатели...

«ТСН», 14:04 — реклама фильма-боевика, пистолет в лицо — «Руки вверх, болван!», реклама фильма «Доктор-хаос», реклама фильма о Маклауде — «Должен остаться только один!..», реклама фильма — «Они бежали…»: «Они не должны быть найдены, вы меня поняли!..»

И только единственный канал — Культура, по которому шел нормальный фильм, да и то «древний», еще черно-белый.

Что приходит на ум после всего этого увиденного и услышанного? Получается, что в нашей стране ничего хорошего не происходит, если ежедневно телевизионные про-граммы наполнены рассказами о преступлениях и других антисоциальных явлениях. Если практически нет позитивной информации о конкретных действиях и событиях в направлении созидания, добра, милосердия, благотворительности, сострадания, трудовых достижений и примеров жизни по справедливости и добру, а не по несправедливости и злу, к тому же часто и безнаказанных, если нет воспитывающих произведений искусства, воспитывающих передач…

До тех пор пока СМИ, и прежде всего телевидение, будут делать такой посев, на нашей земле будут жить, будут расти и цвести буйным цветом зло, преступления и антисоциальные явления. Ведь сколько ни говори «зло» и сколько ни показывай плохое, зла и плохого меньше не станет. Если беременная женщина будет жить в атмосфере прекрасной музыки, цветов и красоты, то ребенок уже в ее утробе станет формироваться с преобладанием доброго и прекрасного в душе. Но если женщина будет находиться среди ужасной какофонии звуков, курить, пить, употреблять наркотики и постоянно видеть перед собой безобразные картины, то легко можно себе представить, кто у нее родится на свет. Так и люди перед экраном телевизора…

Когда же наше ТВ излечится, когда в его передачах возобладает свобода доброго и светлого над свободой темного и злого?!

21 июля 2011 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019