Грехи и пороки, болезни души

Свет Софии
Когда человек в молитве и соединении с Богом ощущает бесподобный поток Божьей Любви, то в кристальной чистоте Истины все греховное в нем обнажается, все грехи выглядят как уродливые болезни, и ему становится невыносимо стыдно за то, что он стоит перед Высшей Любовью не в чистых одеждах. Душа вспоминает, какой чистой и красивой была сотворена и тогда ей нестерпимо хочется отторгнуть от себя все, что чуждо ее Божественной сути. 

«Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (Притч 16:2).

Божий Закон – это путь Жизни, в котором сохраняется целостность человека, его благополучие. Отклонение от этого пути – есть грех, нарушение гармонии.

«Грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4).

Если представить сотворенный Богом мир как тонкий инструмент, в котором все струны настроены на камертон Истины, ладят между собой, и на котором можно исполнить прекрасные мелодии, созидающие и несущие Свет. То грех выглядит как то, что вносит разрушение в это строение, рвет и растягивает струны, и они способны издавать только скрежет и фальшь. Когда человек думает, желает, или, хуже того – делает то, что не соответствует Истине, Божьему Закону – он уходит в сторону от Бога, перестает Его слышать и выходит из Божьего Покрова, который защищает его от всех напастей.

Любое искажение золотого сечения Мироздания создает некий дефект в существе человека, или, так называемый, порок. По сути, совершенный человек выглядит как чистый кристалл, имеющий гармоничные и ровные грани. Когда луч Божественного Света падает на него – он зажигается этим Светом и, преломляя его через каждую грань своей души, передает эти лучи в мир. Каждой ситуацией, каждой ступенькой познания, переосознанием, победой над своими страстями шлифуются грани кристалла нашей души. Жизнь разворачивает наше существо с разной стороны, чтобы все сферы нашей жизни стали гармоничны. Бережно Господь ведет каждого по этой дороге, чтобы не повредился кристалл, все дается нам по силам. Хотя нам часто кажется, что задачи нашей жизни настолько сложны, что они выше наших сил. Конечно, это не так – просто далеко не все усилия мы прилагаем, и обычно не хотим отпускать то, что не дает нам идти вперед.

Если кристалл души плохо огранен, имеет дефекты, вкрапления, сколы, не отшлифован, а то и вообще покрыт грязью, или закатился за камень – то он никак не сможет ни принять, ни отразить Божьи лучи. Именно так выглядят и проявляются пороки. Порок – это искажение человеческого существа, приводящее к нарушению Божьего Закона, т.е. ко греху. Каждый совершённый грех создает брешь в защите человека. Грех, как ржавчина разъедает структуры, лишает целостности. Если это разрушение не остановить – то грех может дойти до самой сердцевины человеческого существа и тогда сосуд души может треснуть, и она не сможет удерживать в себе дух – он уходит, оставляет ее. Человек становится духовным мертвецом. Храм его души разрушен, и на его развалинах поселяются иные духи – всевозможные нечистые сущности. Каждый грех – это движение от Истока Жизни в сторону своей самости. Грех отдаляет от Бога и человек все хуже слышит импульс Божьей Воли, уходя от Истины в иллюзию и ложь.

Образ, очень часто встречающийся у святых отцов, когда они говорят о падении, – это целое, «разбитое на осколки грехом» (Максим Исповедник). Исходя из этого, можно понять, что имеется в виду, когда говорится о целомудрии. Это означает, прежде всего, духовную целостность, а также – это целостность человека, достигнутая через обретение им Мудрости (цело – мудрие), то есть, через познание им Премудрости Божией. Там, где целостность и чистота – там и полнота, потому и сказано: «Бог прост, и лоно Отчее есть единство. Зло сложно и из-за этого рассеивает» (Павел Евдокимов «Женщина и спасение мира»)

Порок и совершённый по его каналу грех – это способ эго получить желаемое в обход Божьего Закона, это самообман, уход от реальности, иллюзорная самозащита.

Очень часто люди думают, что они неспособны совершить серьезный проступок. Старцы говорят, что грех действует на человека вначале вроде незаметно, как бы понемногу раскачивая колесо стоящей телеги. Он уговаривает человека сначала на маленькие уступки совести, говоря, что пока ничего опасного не происходит. Так колесо сдвигается с места и начинает катиться – чем дальше, тем быстрее. Когда же телега на всей скорости несется с горы – ее уже не остановить. «Кто приставит бич к помышлениям моим и к сердцу моему наставника в мудрости, чтобы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям их; чтобы не умножались проступки мои и не увеличивались заблуждения мои; чтобы не упасть мне пред противниками, и чтобы не порадовался надо мною враг мой?» (Сир 23:2-3) Господь каждому из нас говорит, как когда-то сказал и Каину, мыслящему совершить грех: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7).

Каким образом в наши структуры внедряются пороки? Наши земные структуры, как известно, сотворены «из праха земного» и земной мир для них близок. Тело желаний, тело мысли при слабом импульсе высших структур, тяготеет к миру сему. Кроме того, мы рождаемся в определенном роду и наши земные структуры сотканы из материала земных родов наших родителей. Информация, которая присутствует в родах, в которые мы пришли потенциально воздействует на нас, предрасполагая к определенным слабостям и греховным болезням. Это так происходит, опять-таки, если воля духа и души слабо включены. Третье – это наше окружение. Слишком тесно общаясь с окружающими людьми, мы соединяемся с ними, и мало подозреваем, как их мировоззрение, их духовные болезни воздействуют на нас. Также одну из весомых долей играют всевозможные источники информации, которые буквально программируют людей на определенные мысли и чувства. Кумиры, которыми мы восхищаемся, книги, которые нас вдохновили и многое-многое другое – создает определенные поля, которые направляют нас в свою сторону. Хорошо, если это направление – к Богу! Большей же частью, мир заражает нас своими греховными болезнями, глушит связь с высшим «Я», наполняет чуждой нашему духу идеологией. В любом случае, спасением от пагубного воздействия может быть только огненная любовь к Богу, устремление в мир Света, включение своей воли на воссоединение со своим духом.

Есть грехи, которые лежат на поверхности и явны, а есть тайные, глубинные, которые являются корнем многих других грехов. Конечно, последние сложнее распознавать и выкорчевывать.

В Библии говорится, что есть грехи к смерти, а есть не к смерти. Смертные грехи – это самые опасные, те, что прямо ведут душу к смерти, отрезают ее от Жизни в Боге. Смертные грехи: гордыня, гнев, зависть, уныние, блуд (духовный и физический) и  прелюбодеяние, сребролюбие, чревоугодие.

«Греховность – это возникшее при совершении первородного греха нашими прародителями и ставшее привычным обращение внимания и желания к внешнему... Человек, для которого нравственные ценности являются первостепенными, разумеется, тоже обращает внимание на внешнее, но только как на средство выполнения им заповедей. Он не устремляется к внешнему с вожделением и протестом, а с терпением принимает окружающее. Для всех остальных внешнее, или какая-то его часть, является самостоятельной и окончательной целью» (Н.Д.Гурьев «Страсти и их воплощение в болезнях»).
Святые отцы говорят, что всякий грех либо льстит душе, либо ласкает тело; что всякий грех сладок и приятен, а плоды его горьки, отвратительны и непереносимы. Они прямо говорят, что если что-либо, пусть и выглядит хорошим, но оно не к месту, не ко времени, или непосильное, то оно – не от Бога.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:19-25).

Любой грех начинается с гордыни и от этого корня распространяется в каком-то своем направлении, вырастая в страх, корысть, обиду, зависть, недовольство и т.д.. Исток любого греха – искажение, пустота, смещения с центра гармонии, устремление к внешнему миру, отрыв от единого стержня души. Любой грех – это болезнь, поломка человеческого существа. И единый Врач от всего этого – Господь.