Осени лепестки

Антоша Абрамов
        Золотой
        Футбол и фигурное катание – два вида спорта, любимые нашим телевидением и мною с детства. Но к футболу я заметно охладел, российские матчи не смотрю совсем. А интерес к фигурному катанию возрос, особенно к женскому. Хотя тоже угасал, особенно в период расцвета Ледникового периода. Процесс превращения Золушек и Иванушек в прекрасных лебедей завораживал.
        До сих пор люблю пересматривать номера Егора Бероева с Катей Гордеевой. Знаменитая олимпийская чемпионка и мало кому известный актёр. Он ещё не мог проехать пяти метров, не упав, но уже заявил себя лидером – я же мужчина. И когда я впервые увидел, как он катит по прямой не падая, небрежно оторвав ото льда Катю и прижав её справа к груди, я сразу понял – это самородок, так легко у него это выглядело. Почти с первого номера они стали выдавать шедевры, при этом не поражая сложными прыжками, да никакими прыжками, и не балуя особым разнообразием поддержек. Хотя несколько фирменных они разукрасили всякими вензелями, заходами, выходами (никогда сбросами, как грешили почти все мужчины-непрофессионалы, а мягким опусканием своей принцессы). Да, принцессы, а он был её принцем, они сначала не очень-то и скрывали возникшие чувства, но у неё был муж, у него жена. В общем я тогда понял, что есть что-то важнее, чем красивые и сложные прыжки и поддержки. Даже великая Тарасова говорила, что ждёт каждую неделю их номер, чем ещё поразят, да так, что опять защемит сердце.

        Я, конечно, могу об этой паре говорить бесконечно, но упомянул лишь из-за прыжков, мол я где-то охладел к фигурному катанию профессионалов из-за чрезмерного внимания к прыжкам, а не созданию номеров – трогательных, смешных, доводящих до слёз. Но с Юли Липницкой я опять увлёкся официальными соревнованиями девушек. Образ девушки в красном пальто до сих пор перед глазами. А потом появилась Женя Медведева, черноглазый оленёнок, трогательный и стальной – ни одного падения, пока не появилась ещё одна прима – Алина Загитова.

        Все они совместили сложность с созданием номеров, которые смотришь, затаив дыхание, впитывая каждое движение, внутренне ахая на каждом заходе на прыжок и благодарно выдыхая на прекрасном выезде.
        И совсем довело ситуацию до предела трио четырнадцатилетних, которых  я увидел на чемпионате страны и был поражён окончательно. Кто-то ругается – эксплуатируют детей, катание неизящное, одни прыжки лёгких телец. Не собираюсь спорить – мне-то нравится. Именно эта троица катается так, что сочетание сложности и хореографии доведено до искусства, трогательного, хрупкого, беззащитного, нежного. И в то же время сильного, надёжного, доводящего до мурашек, а то и слёз.

        И вот эта троица осенью вольётся в ряды взрослых. А их место заняла ещё более (говорят) талантливая тринадцатилетняя Камила Валиева. И я стал смотреть соревнования юниорок тоже. Вчера девчонки завершили уже третий этап своего Гран-при. Не знаю, кроме нашей Камилы и американки Алисы, пока никто не поражает – действительно серенькое детское катание. Да и эти две пока выглядят послабее нашей тройки. Впрочем, лето только закончилось, программы  освоены, но не откатаны до автоматизма. Так что посмотрим.

        Но я хотел позвать таких же фанатов к сегодня-завтрашнему пиршеству – оно зовётся Предсезонными контрольными прокатами 2019-2020. Обе знаменитые чемпионки (Женя Медведева и Алина Загитова), трое вчерашних юниорок (Саша Трусова, Аня Щербакова и Алёна Касторная), две запасные и наша тётя – Лиза Туктамышева, совсем взрослая, тоже чемпионка мира и главное – воспитанница знаменитого Алексея Мишина.

        Думаю, что посмотреть можно будет здесь – и здесь – https://www.youtube.com/channel/UCbv3gsBXzIwotCt2JGySfJA.

        Приставка “пред” здесь главная. Ожидания перед началом сезона – их море. Женя Медведева приобрела уверенность и даже всё лето разучивала четверной прыжок. Как дастся молоденьким юниоркам переход во взрослые? Что ждать от Алины, большую часть лета доводившую до исступления японскую публику в различных шоу? У неё пока может оказаться самая сырая программа.

        Кстати об Алине, и не только. Вчера вечером искал сайты, где посмотреть контрольные прокаты, и наткнулся на заголовок “Тутберидзе плачет! Реакция на короткую программу Алины Загитовой, Гран-при Кубок Ростелекома 2018”.
        Стал смотреть и получил ответ на такой важный вопрос. Четырнадцать с половиной минут шёл репортаж, даже не репортаж, а съёмка специальной камерой. Снимали группу людей у бортика катка, в закутке, где ожидают выхода следующая спортсменка и её команда. Плюс команда выступающей спортсменки. В первой шеренге пятеро японцев, видимо на льду их подопечная.
        За ними четверо наших. Подпрыгивает Алина Загитова, тискает мочки ушей. И ещё глубже – Этери Тутберидзе и два постановщика номера и техники – Даниил и Сергей. Команде, кажется, нет дела ни до кого. Этери погружена в себя, глаза опущены в пол. Но вот Алина чуть приблизилась к первой шеренге, и сразу глаза Этери на неё – жесткие, внимательные. Алина шагнула вперёд, к бортику. Этери уже рядом, чуть сзади. Что-то сказала. Алина не может стоять, ходит вдоль самого бортика, туда-сюда. Глаза Этери опять в пол. Мужикам-постановщикам по-прежнему нет дела ни до кого. Алина стала разминаться, Глаза Этери поднялись, но не смотрят на подопечную. Несколько острых мгновенных взглядов-уколов на Алину – и мне ясно, что Этери ни на секунду не прекращает сканирование, что она чувствует всё происходящее с девушкой. И та чувствует, что Этери рядом, что всё хорошо. Она ни разу не посмотрела на тренера, но понятно, что обе настроены только друг на друга.
        Алина скидывает курточку, передаёт Этери, и только теперь по закругляющимся звукам музыки понимаю – японка заканчивает выступление. Алина сосредоточенно массирует руки, так хрупко без ничего выглядят плечи. Губы плотно сжаты, концентрация полная. Готовится выпорхнуть на лёд. Этери уже сбоку, пристально смотрит на неё. Вот это взгляд! Вот что такое Десять-Тонн. Мне аж не по себе. Мелькнула мысль – не гипнотизирует ли она девочку? Несколько неразличимых слов, Алина кивает в ответ, рука Этери шлёпает её по попке – вперёд! Дверка всё не открывается, Этери почти вплотную сзади, левой рукой приобнимает Алину, ладонью похлопывая по бедру. Всё, дверца открылась, птичка улетела. Прошло три минуты сорок секунд.
        Теперь у бортика трое наших тренеров. Этери несколько секунд пристально смотрит на Алину, находит всё нормальным, расслабляется, обменивается репликами с мужчинами. Камера направляется на лёд, там разминается, накручивая круги, Алина. Ждёт оценок японки. Я жду номера, вспоминая, что же она год назад танцевала в короткой программе.
        Алина едет к бортику, к Этери. Вкладывает ладошки в ожидающие ладони тренера, берёт полотенце, вытирает пот с лица, и снова ладони соединяются. Лицо Этери совсем  близко, что-то говорит, смотря в упор, несколько шлепков по попке, выпроваживая.
        Соревнование в Москве, диктор по-русски объявляет: приглашается олимпийская чемпионка из России Алина Загитова. Камера возвращается к бортику, с первыми звуками музыки Этери встрепенулась, выгнула шею, полуприсела в лёгком развороте. И так весь номер она танцевала вместе с Алиной.
        Музыка заканчивается, Этери обнимается с Даниилом и они идут куда-то вдоль бортика. Оказывается – встречать надо в другом месте. Они так идут, что невольно вспомнились слухи, что лето они проводили вместе. А вот с этого момента я помню – обнимашки, лавочка ожидания оценки, улыбки. Видно, как все довольны. Левая рука Этери опять полуобнимает Алину. Быстрый взгляд на тренера – ты довольна мною. Совсем быстрый, после выступления на чемпионате мира он станет дольше, глубже, откровеннее.
        Но я понял, как у них там на самом деле. И потому особенно любопытно, как будет в этом году. Действуют ли ещё чары, или летние шоу отняли все силы и эмоции.
        А ещё интересно – как Этери будет провожать на лёд и встречать трёх малышек, которые наверняка подросли. Кто теперь её любимица? Или каждой достанется её любовь…
        Проблемы роста, проблемы любви. Кому достанется золотой лепесток?

        Красный
        В “Последнем шансе”  я писал о шансе Серены Уильямс и Марии Шараповой. Первая выиграла тогда настолько легко, что я засомневался, что этот толчок будет достаточным для Серены, всё никак не выходящей на свой чемпионский уровень. Это было десять дней назад. За это время Серена набрала такую мощь и скорость, что бронепоездом влетела в финал. Никому не удалось оказать ей серьёзного сопротивления. Зато она восстановила всё – скорость, мощь, точность, наглость и уверенность.

        Тогда же я мечтал увидеть поединок Серены с одной из трёх молодых претенденток. Одна из них и будет играть сегодня ночью с Сереной в финале. Это румынская канадка Бианка Андрееску. Почти месяц назад они встречались в финале открытого чемпионата Канады в Торонто. Тогда Бианка была на ходу. Чего нельзя было сказать про Серену. Она наверняка это понимала и снялась, ссылаясь на травму при счёте 1:3.

        Как же всё переменилось. Канадка выглядит уставшей. В полуфинале Бианка проползла под колючей проволокой, прячась в рытвинах от прямых попаданий мячей-снарядов, несколько раз отброшенная назад мощной взрывной волной, но доползла: 7:6, 7:5.

        Она находится в почти разобранном состоянии, но характер  удерживает всё единой конструкцией и тащит её вперёд.
        По игре у неё шансов против такой Серены нет. Хватит ли характера хотя бы достойно сопротивляться?

        Когда в полуфинале её положение становилось критическим, она напрягалась, удары вдруг становились точными и мощными, а игра агрессивной. То, что и надо против Серены. Экономила ли она силы (во что не верю, хотя притворяться усталой она любила в каждом матче месяц назад), травмирована или слишком много играла последнее время, доходя каждый раз до финала?

        На её стороне возраст – девятнадцать лет против тридцати восьми. От неё зависит, упадёт ли ей в ладошку красный лепесток – цвета подвига.
        Самая великая против самой сильной юниорки – таков финал сегодня ночью.

        Зелёный
        Арина Куликова двенадцати лет сказала, что танцевать будет папинг. Она выглядела как Мэри Поппинс, причёска, одежда, взгляд – точь в точь. И судья из народа сразу схохмила: Мэри Папинг. Но девочка лишь улыбнулась и приняла позу испорченной куклы – сломалась в поясе головой и руками вниз, подметая волосами пол. Со скрипом несколькими дёргаными движениями выпрямилась. Щёлк – глаза открылись, и волшебство началось. Помните Суок из “Трёх толстяков”? мою первую детскую любовь. Она была сломана, но такая живая, такая прекрасная. Я про Суок. Арина же, выглядевшая как Мэри, оказалась настоящей сломанной куклой. Она двигала ногами, руками, головой, всем. Эти части её отчаянно скрипели, делали что хотели, каждая сама по себе. В общем получилось отпадно. Все (ещё и судьи) пришли в восторг. Мурашки мои угомонились лишь к концу номера.

        Это я не смог сдержать впечатления недельной давности от нового проекта на ТНТ “Танцы. Дети”. Эта девочка была обречена на успех, потому что её готовила Катя Решетникова, моя любимая хореограф из взрослых “ Танцев на ТНТ”.  И любимая танцор она же. И тренер классная. Да ещё сама в эту девочку влюблённая.
        Встретились две поцелованные в макушку дамы. И мне уже праздник. Но, помнится, кто-то ещё тогда поразил. Загляну в архив, вспомню.

        Ну да, Соня из Москвы, вышла сразу за Ариной. В пять начала заниматься карате. Об этом напоминает конструкция из волос на  голове. Затем увидела спецвыпуск “Танцы. Дети” (надо поискать в инете) и заболела танцами. Приготовила лёгкий фрейм-ап, как сказала она, объясняя, что за женский стиль предпочитает. Помнится мне мультик про солнечный зайчик, каким-то образом пробирающийся внутрь предметов и оживляющий их. Вот такой зайчик проник в Соню, и задвигались они как положено солнечному попрыгунчику совершенно безинерционно, очень прикольно и необычно.  Впечатление солнечное.  Вот так детки!

        Моя землячка Полина из Новосибирска прожила на годик больше тринадцатилетней Сони. И потому выглядела абсолютно созревшей. Когда она начала перетекать из одной формы в другую, то я захотел превратиться в настил на той сцене. А может музыка так подействовала. Но потом она принялась вынимать из себя карточки и выбрасывать их на пол – губы, нос, глаза, подбородок… А потом она приставила к лицу фоторамочку и получилось: я себя слепила из того что было. Не банальное же – я больше чем просто нос, глаза…

        Думаю, пора остановиться, хотя бы потому, что устал. А эти детки заслужили зелёные лепестки – цвета надежды.
        А вы сами собирайте осень горстями. В Новосибирске уже, кстати, падают-падают листья.