Семь писем с фронта

Евгений Медиокритский
-  Надо успеть.  Мне надо успеть. Время неумолимо уходит. Уходит...

Эти письма отца кочуют со мной по жизни. И когда берёшь в руки возникает желание  «окунуться», прочитать вновь и вновь, ибо прибавляется новая, дополнительная информация, отыскиваешь детали,  которые ранее ускользали или на них не обращал  внимание.

Возможности  портала «Проза.Ру»  огромны. Сейчас даже трудно предположить  как будут развиваться  Интернет, электроника и всё, что связано с ними. Мне представляется (на сегодня), что попытки увековечить факты, мысли, образы, фото  реальны. Поэтому такую попытку,  мне кажется, можно осуществить. А в связи с тем, что эти семь писем с фронта  ВОВ, они приобрели не проходящую ценность  и значимость.  Сегодня 25 августа 2019 г. - прошло сообщение в СМИ о создании величественного  памятника Советскому солдату в 4-х км от Ржева у деревне Хорошево вблизи дороги М-9 Москва-Рига. Через восемь месяцев он должен быть открыт – 9 мая в день 75-летия Победы.    
 
Памятник тем, кто воевал и погиб в одном из самых страшных и кровопролитных сражений Великой Отечественной — Ржевской битве. В ней в 1942—1943 годах советские войска потеряли примерно 400 тысяч человек — убитыми, пропавшими без вести и пленными, а с учетом раненых потери составили 1 миллион 160 тысяч душ (из Википедии).

Именно с мая 1942 года отец в звании капитана и должности начальника химснабжения 111стр. дивизии (см.коллаж М.Карповича)приступил к исполнению служебных обязанностей в г.Бежецке Тверской области  (район Ржевской битвы),  где его ранило и контузило. Но он выжил!

Первое письмо сыну было написано 28 октября, когда тот посещал  детский сад и очевидно мог писать только печатными буквами:  письмо отца тоже написано печатными буквами (!) (см. коллаж). Вот фрагмент этого письма (на оборотной стороне):
-  Кроме того напиши как ты помогаешь маме по хозяйству. Ты вот мне пишешь, что сделал себе железную саблю. Ну что, дело хорошее, но смотри этой саблей не заруби кого-нибудь. Особенно ты, Женюша, не беспокойся за бабушку, тётю Лиду и Женю (двоюродного брата). Они живы, здоровы и, наверное, вспоминают тебя, меня, маму и Инночку. За тобой, Женюша, я сильно соскучился.    Не забывай меня и пиши. Крепко, крепко тебя целую мой дорогой сынок. Твой майор-инженер папа. Целуй за меня маму и Инну.

Как здесь не вспомнить слова К.Симонова:

Жди меня, и я вернусь,                Жди, когда других не ждут,
Только очень жди,                Позабыв вчера.
Жди, когда наводят грусть                Жди, когда из дальних мест
Жёлтые дожди,                Писем не придёт,
Жди, когда снега метут,                Жди, когда уж надоест
Жди, когда жара,                Всем, кто вместе ждёт.

Второе письмо от 20 октября 1943г.:

- Мой славный сынок!  Твоё письмо  я получил давно-давно, а вот с ответом тебе задержался. Но ты не обижайся! Последнее время я много работаю, за что меня представляют к правительственной награде – ордену.  За тебя сынок я очень рад, что ты уже учишься в школе. Мне мама пишет, что ты по музыке и в школе отличник. Будь дисциплинированным  школяром. Всё это тебе в дальнейшем пригодится. . . Я рад, что ты маме помогаешь по хозяйству, ей очень трудно достаётся, она очень много работает. Помогай и продолжай помогать. Молодец! 

. . .  Здесь на Украине уже осень. Холодно, идут дожди, ветер гоняет волны  на Днепре.  Мне приходится быть под обстрелом орудий, под бомбёжками самолётов.  Проходить через горящие города и деревни, видеть  убитых и раненых.
. . . Ты счастливый сынок, так как ты учишься, а вот здесь дети не учатся, т.к. их школы сожжены дотла.  Учись сынок на отлично, слушайся маму и почаще мне пиши. Крепко тебя целую. Твой папа.

К этому времени 111 стр. дивизия через Тульскую область(куда дивизия была переброшена для переформирования после потерь под Ржевом)  в составе 57-й армии была направлена к Сталинграду 1января 1943 г. С марта его переводят начальником военно-технического снабжения той самой 111-й дивизии., с которой он не расставался вплоть до августа 43-го. Однако, в марте того же года «в районе г. Мерефы Харьковской обл. 111-я стр. дивизия попала в окружение, из которого я вместе с 15-ю бойцами вышел, имея при себе личное оружие. Вышедшие из окружения остатки дивизии были  направлены на новое формирование (по счёту третье) в Воронежскую область, где 111-я была включена в 5-ю гвардейскую  армию 2-го Украинского фронта. В мае 43-го дивизия была брошена в бой за овладение г. Харьковом .»

В начале августа 1943 г. отца назначили помощником начальника тыла по трофейному вооружению 49-го стрелкового корпуса 5-й гвардейской армии(5 ГА) и :. . .   «49 стр. корпус всё время был в боях в направлении гг. Харьков–Кировоград. Я сам лично участвовал во многих боях, в том числе за гг. Ново-Украинка, Первомайск, Прага.
За Кировоград мне присвоено звание «Гвардеец» .

Из 49-го стр. корпуса в марте 44-го отец был переведён на должность помощника начальника 3-го отдела трофейного вооружения  5 ГА. Эта армия освобождала Кировоград – Кишинёв – Яссы(Румыния).  Затем её передислоцировали на Сандомирский плацдарм. При сдаче трофейного вооружения 3-му Украинскому Фронту на станции Вапнярка при бомбёжке неприятельской авиацией отец был контужен и затем направлен на излечение в госпитали.

В Первом Украинском Фронте с октября 1944 г. по январь 45-го был военпредом в г. Львове, где пускал заводы: кожевенные, текстильные, металлообрабатывающие, которые впоследствии работали на нужды Фронта. С января по март 1945 г. был военпредом в г. Катовиц-Сосновец (Польша), где также вёл организацию по пуску  заводов. С марта по июнь 45-го – военпред в г. Зорау (Германия,  под  Дрезденом).

Третье письмо от 3 июля 1944 г.:      Мой милый Женюша!

Передо мной 3 твоих письма, на которые тебе и отвечаю. . . В одном из писем  ты поздравляешь меня с 1-м мая. Спасибо, Женя, за поздравление! В нём же сообщаешь, что увлекаешься  почтовыми марками. Хорошее дело. Какие марки мне будут попадаться -  буду отсылать тебе для коллекции
. . . Рад за тебя, что по музыке у тебя 5, а третью четверть окончил отличником.  В третьем письме ты пишешь, что окончил школу(1-й класс) на 5-и. За это я тебя дорогой сын благодарю и крепко целую.  Благодарю тебя, что маме ты помог посадить огород. . . .Желаю тебе хорошо отдохнуть за лето. Твой папа.

Четвёртое письмо от 20 января 1945 г.   

Дорогой мой Женёк! Поздравляю тебя с Новым годом!
. . . У меня много работы в г.Львове.  Дни и ночи я контролирую заводы, выполняющие  военные заказы. Всё время нахожусь в командировках. Ещё немного нашего упорства на фронтах и я вернусь домой, крепко прижму тебя дорогой к своей груди. По описанию мамы ты растёшь прекрасным сыном и я горжусь тобой. Слушайся маму, учись на отлично. Вот моя к тебе просьба. Твой папа.

Пятое письмо от 29 января 1945 г. 

Дорогой Женюша! Получил от тебя письмо от 20 декабря 1944 г. Как рад  за тебя, что ты отличник в первую четверть 1944/45 гг. учебного года! Как мне приятно читать твои замечательные строки:  «Папа, я в эту четверть отличник».  Спасибо дорогой! Ты пишешь: «У нас то зима, то не зима. И не поймёшь». А вот здесь на р.Одер  зима мягкая, приятная. Города брошены жителями, сёла и местечки пусты, бродят кругом  лошади, коровы, овцы, свиньи, дичь домашняя.  Всё брошено жителями – домашние вещи, мануфактура, обувь, ковры и пр.пр. 
. . . Ты пишешь,  что тебе нужны швейные иголки для починку одежды.  Я тебе их посылаю – 5 штук.. . . Ходи в лес на лыжах,  гуляй в свободное время на лыжах. Закаляй себя.  Скоро ведь увидимся. . .   Я нахожусь недалеко от р. Одер, работа у меня интересная – учитываю  промышленные заводы, фабрики в Германии.  Всё  это нам пригодится  для Красной Армии. . .   Очень скучаю о всех вас. Жду не дождусь конца войны, чтобы поехать к вам, всех обнять и счастливо жить с вами. . . . Женюша я тебе посылаю 5шт. иголок, бумагу, 2конверта и две открытки.  Ты мне пиши! Не забывай папу.  Маму слушайся и помогай ей во всём. Я тебе и Инне послал тетради. Всё что тебе надо я приеду и привезу. В том числе и коллекцию марок (он приехал и привёз два альбома марок – прекрасную  коллекцию).  Крепко тебя целую. Инну  и маму.  Твой папа.

Шестое письмо от 3 апреля 1945 г.
 
Вновь и вновь перечитываю  письмо и создаётся впечатление – так это и есть поэзия в прозе. К тому же,  отец в молодости пытался сочинять стихи, записывать мысли великих(сохранился скромный архив отца). Привожу небольшие выдержки из документальной повести «Бессмертный полк Человечества» Евгений МЕЛ (опубликована на русском языке и храниться в Национальной библиотеки и 19 ведущих университетах Польши. 136 стр. ISBN 978-83-62993-24-6). Эта повесть, но без фотографий, имеется на Прозе. Ру (см. авторскую страницу).
 
В конце записной книжки отца, где коротко описан его боевой путь, есть четырнадцать страничек с текстами песен (наверное, любимых) – «Ночь светла», «Синий платочек», «О тебе», «Письмо Татьяны»; высказываниями Великих, перемежающимися с его собственными. Например: «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбе моей, одна мне поддержка и опора русский народ»(11. 04 . 1921 г.); «Одна из несомненных и чистых радостей – отдых после труда» (05. 05. 21 г.); «Самые частые наши посетители – наши недостатки» (06. 06. 21 г.); «Душа – самое дорогое. Если человек мне дорог и близок, значит, я знаю и понимаю его душу. Если я не понимаю её, значит, нет близости»;  «Освежить воспоминание – значит из точки сделать картину» (27. 09. 21 г.); «Ошибка одной минуты составляет горе целой жизни» (11. 04. 22 г.); «Моё сердце легче всего подмочить женскими слезами» (22. 10. 22 г.); «Человек прежде всего должен быть осторожен, тогда и судьба будет к нему снисходительна». . . Есть и его стихи:
                « На заре моей жизни далёкой весны
                Пел я песни, как птицы в сиянии дня.
                Мысль тревожно ещё не будила меня.
                Это юности сны.»   Л. М.               и т.д.      
 
Вот это письмо:               

3 апреля 1945г.
Славный мой сын Женя!   Поздравляю тебя  с Днём твоего рождения!  Желаю тебе от всего отцовского сердца успехов в учёбе, музыке и расширение твоих знаний. От всей души поздравляю маму с именинником и прекрасным сыном, а Инну с замечательным братом и другом (см. фото с аккордионом 10.мая 1945 в день рождения сына) .
Это письмо я пишу из далёкой Польши, далеко, далеко на Урал, туда, где находится мой Евгений и моя дорогая семья. Это моё письмо к тебе служит тому, что весь день я думал о тебе – сынок.  Думал о семье, которую я не видел уже четвёртый год. О!  Как быстро летит время!  И как быстро растёт мой Евгений!
 
Много, много сынок утекло воды за этот период времени. У твоего папки появились седые волосы, новые морщины на лице. Новые взгляды на жизнь.  Мой Евгений расширяет свой кругозор, скучает об отце и ждёт не дождётся папку с подарками, а этих подарков для тебя я сохраняю много! С каким бы необъяснимым радостным чувством эти подарки я тебе подарил сегодня в день твоего рождения. Я помню твои дни, когда ты, Женёк, дышал – вновь рождённый человек Родины. Я тогда говорил – Евгений – это звучит гордо! Не перестаю говорить это и в настоящее время. Я горжусь своим сыном! Я помню, как в один из летних дней на УАЗе в 1940 году после купания ты себя скверно чувствовал. Тебя я нёс  на руках и трепетал за твою маленькую,а вместе с тем большую жизнь. Я помню, как твою маму – мою верную подругу  жизни, в коттедже на кухне успокаивал, что с твоим заболеванием – дифтеритом, всё пройдёт благополучно. Ты будешь жить большой жизнью. Это я чувствовал и чувствую сейчас. Я представляю тебя крупным композитором музыки или техники. Расти сын, год за годом обогащай свои знания. Не далёк день, когда я прижму тебя к своей груди.

Жизнь идёт, время летит! Твой папа крупный военпред в Польше, в одном из городов – Сосновец. В недалёком будущем военпред большого текстильного синдиката на завоёванной немецкой земле. Твой папа жив и здоров и думает быть живым и здоровым, бодрым душой и телом. На днях отправляю тебе посылку. Пусть мама не стесняется тебя одеть и обуть. Тебе я привезу фотоаппарат, бинокль, для нот – ножик из слоновой кости  и др.
Крепко, крепко тебя целую, мой дорогой! А за меня ты целуй маму и свою сестру Инночку.   Пиши!  Твой папа.

Седьмое письмо  от 19 мая 1945г.  г. Зорау  (см коллаж).

Мой славный и дорогой сын Евгений! Когда я  пишу тебе это письмо у твоего папы на глазах слёзы. Мой дружок!  Окончилась война, твой отец прошёл славный путь за 3 с лишним года: Ржев-Орёл-Сталинград- и наконец  десятки городов в Германии.  В какой опасности был твой отец, приеду расскажу.(Нет, отец ничего и никогда не рассказал о фронтовых трудностях и опасностях). Но я жив Женёк ! Бодр, здоров!  В городе у меня 5 фабрик, которые выполняют и вырабатывают текстильные изделия  для фронта и нашей славной Родины. . .  Работаю много, много. Уделяю  всё внимание этим фабрикам.  Скоро увидимся мой милый Евгений.. . .  Получил от тебя 2 письма от30 марта и 11 апреля  и отвечаю на твои письма, но не уверен или я приеду раньше, или письма раньше придут (его демобилизовали, увы, только через год). Как мне мило читать твои письма, что ты на экзаменах по музыке играешь 8 вещей и что  у  твоей кошки родились 4 котёнка.. Как мне радостно, что тебе нравятся книги, которые ты читаешь «Мальчик из Уржума» и «Старая крепость». . .  Цветные  карандаши тебе привезу, бинокль тебе я послал. Как я рад, что ты за 3-ю четверть отличник. . . Мой милый,  милый Женёк! Ведь мы скоро увидимся, будем купаться  в реке Исети.  Крепко за меня целуй маму Лену и Инну.  Нет!  Тысячу  раз целуй их.  Хотелось бы скорей домой, а вот производственные дела задерживают.  Крепко тебя целую. Твой папа. 

Отец скоропостижно скончался в 1956 году в вагоне поезда,  следуя в Москву из Новокузнецка в командировку  с заездом на обратном пути в Кострому (см. «Кострома, ты моя Кострома.Часть1»). Вероятно, причина  неожиданной смерти его –  последствия контузии, которую он пережил на фронте (см.выше). Сыну – студенту СМИ было 20 лет, ему –  55. . ..