Дикер - значит лучший

Вячеслав Прытков
                Д  И  К  Е  Р    -    З  Н  А  Ч  И  Т      Л  У  Ч  Ш  И  Й.
               
                ( от  гардемарина  -  до   вице -  адмирала)

В  командировку, о  целях  которой  ничего  не  было  объявлено, капитан – лейтенант  Ричард  Робертович  Дикер, также, как  и  другие  офицеры  Балтийского  флота, отправлялся  впервые. Приказано  было  явиться  в  штатском  платье  в  Ревельский  порт, где  в  ожидании  посадки  пассажиров  стоял  двухмачтовый  пароход  Северо – германского  Ллойда  «Цимбрия». На  берегу  никто  не  знал  о  нём, да  и  большая  часть  пассажиров  едва  ли  догадывалась, куда  они  направляются. Среди  оказавшихся  на  борту  парохода  Ричард  Романович  узнавал  многих  сослуживцев, непривычно  смотревшихся  в  штатской  одежде, а  не  в  морской  форме.               
1  апреля  1878  года  «Цимбрия»  вышла  в  море, а  уже  через  пол – месяца  бросила  якорь  в  Юго – западной  Бухте  американского  штата  Мэн. По  прибытии  парохода  никто  не  сходил  с  него  на  берег, что  вызывало  некоторое  недоумение  у  местного  населения, только  одна  из  газет  сообщала, что  на  «Цимбрии»  находятся  русские  офицеры  и  матросы. Однако, тайна  постепенно  развеялась: переодетые в  частные  платья  офицеры  и  матросы  оказались  действительно  русскими, отправленными  в  Америку  для  формирования  экипажей кораблей.               
               
                Среди  офицеров  и  матросов, позднее  вспоминавших  своё  пребывание  в  штате  Мэн, где  действовал  сухой  закон  ( продажа  стакана  алкоголя  каралась  тремя  месяцами  тюремного  заключения)  можно  было  услышать:  «Опились  мы  там  за  два  месяца  молоком. Скорей  бы  домой  в  Расею – матушку!»
 «Тайная»  командировка, в  которой  принял  участие  Р. Р. Дикер, также  как  и  другие  65  офицеров  и  606  нижних  чинов, возглавляемая  капитан – лейтенантом  К. Гриппенбергом, стала  экспедицией  в  Америку  для  приобретения  быстроходных  пароходов  «Стейт  оф  Калифорния» , позднее  получившая  название  «Европа», «Колумбус»  («Азия»)  и  «Саратога»  («Африка», в  связи  с  обострением  отношений  с  Англией. Закупленные  Россией  корабли  на  филадельфийской  верфи  братьев  Крамп  переоборудовались  в  крейсера, пополнялись  прибывшими  на  «Цимбрии»  экипажами, а  в  случае  войны  с  англичанами  могли  нанести  существенный  урон  торговле  королевства.         
               

Капитан – лейтенанта  Р. Дикер  назначили  старшим  офицером  на  крейсер  «Африка», до  этого  бывший  пароходом  «Саратога», успевшим  сделать  несколько  пассажирских  рейсов  из  Нью – Йорка  в  Вест  Индию. Под  командой  капитана  2  ранга  Евгения  Ивановича  Алексеева  «Африка»  пришла  к  родным  берегам, позднее  войдя  в  состав  Тихоокеанской  эскадры.               

Дальнейшие  годы  безупречной, уже  командирской  службы  Р. Дикер  проходили  на  клипере  Императорского  Гвардейского  Экипажа  «Стрелок», на  эскадренном  броненосце  «Император  Николай I»  в  звании  капитана  1  ранга. Первое  плавание  броненосец  совершил  в  составе  Практической  эскадры  в  1892  году, отправившись  на  празднование  400 – летия  открытия  Америки, а  в  1893  году  посетил  Францию  с  ответным  визитом  после  пребывания  в  Кронштадте  французской  эскадры.               
Вот  как  писал  журнал  «Нива»  в  1893  году  о  капитане  1  ранга  Р. Дикер  во  время  нахождения  эскадры  русских  кораблей  в  Тулоне:               
«Командир  эбр  «Император  Николай I»  -  капитан  1  ранга  Р. Р. Дикер  принадлежит  к  числу  ЛУЧШИХ  наших  моряков. Как  командир, он  считается  одним  из  опытнейших; все  суда, которыми  он  командовал, всегда  находились  в  образцовом  порядке  и  за  долговременное  командование  судами  и  их  сбережение  капитан  1  ранга  получает  особое  вознаграждение  сверх  положенного  жалованья.    
Броненосный  корабль  «Император  Николай I», играющий  роль  адмиральского  корабля  в  эскадре, имеет  в  длину  326  футов  и  в  ширину – 67. При  водоизмещении  в  8440  т  и  силе  машины  в  8000  индикаторных сил, броненосец  делает  15  узлов  в  час. Тяжёлое  вооружение, имеющееся  на  нём, состоит  из  двух  12- и  дюймовых, четырёх  8 – и  дюймовых, восьми  6 – и  дюймовых  орудий  и  двадцати  скорострельных  пушек.»               

К  сожалению, многие  эпизоды  из  жизни  русского  моряка  Р. Р. Дикер  неизвестны. Он  закончил  Морской  корпус  в  1865  году, произведён  в  гардемарины  4  апреля, звание  контр – адмирала  получил  в  1896  году, вице – адмиралом  стал  6  апреля  1903  года.
Ричард  Романович, как  и  многие  морские  офицеры  эмигрировал  за  границу, где  и  умер  в  1939  году. Отдав  флоту  большую  часть  своей  жизни, остался  верен  девизу: «ЧЕСТИ  СВОЕЙ  НЕ  УСТУПЛЮ  НИКОМУ!»  -  «HONOREM  MEUM  NEMINI  DABO!»               

4  сентября  2019  г.                Вячеслав  Прытков.