Как я впервые увидел Eльцина

Александр Попов 8
Да-да, я видел его живьем…
В тот период, когда он был изгоем…  Его «подвинул» слегка Михаил Горбачев, сняв с должности городского головы города Москва (не помню, было ли тогда уже понятие «мэра»).
Обиженный Борис Ельцин начал «пиариться»  и пошел в народ…
Стал ездить в общественном городском транспорте: в метро, автобусах, троллейбусах, ходить пешком по улицам Москвы. Одним словом, стал якшаться с простым народом.
Обывателю это нравилось. «Он такой же как мы, он наш, народный».
Миша Горбачев к этому времени толпе изрядно поднадоел своим словоблудием. Люди жаждали перемен. Был запрос на борцов за справедливость, выступающих против всяких привилегий.

В это время я работал в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ в должности доцента на кафедре философии.
Вузовские начальники нашего учреждения инстинктивно стали улавливать ветер перемен, точнее почувствовали, куда ветер дует, и потихоньку принялись менять вектор развития.
Им это было не впервые: школа советская, партийная и даже комсомольская… Привыкли приспосабливаться…
Критиковать вс; и вся уже можно было запросто: ничто уже тебе за это не будет, никто тебя, если скажешь что-то лишнее,  за задницу не возьмет…
Из руководства парткома предусмотрительно ушли старые  вожди, которых раньше присылали из ЦК КПСС. На их место уселись  неофиты-новообращенцы, вчерашние комсомольские вожачки..
Они-то и пригласили Бориса выступить перед персоналом ВКШ.
Могучий дуб, Ельцин в актовом зале с трибуны стал критиковать зажравшиеся элиты  с их привилегиями.
Большинство публики внимало словам Ельцина с пониманием. Кого-то это даже воодушевляло.
Борис даже вспомнил Парижскую Коммуну, где рабочие и министры получали равную зарплату. «Так будет и у нас, когда я приду к власти», - заявил оратор.
Я в душе усмехнулся и подумал: «Посмотрим, посмотрим, что ты заговоришь, когда реально придешь к власти».
Для меня уже в это время было ясно, что все это дешевый популизм, который, тем не менее, народ «схавал».
И даже «схавал» не столько народ, сколько социальный слой, чье впервые было придумано еще до 1917 года. И имя этому слою -  «интеллигенция», которую вождь мирового пролетариата Владимир Ленин на заре революции именовал не иначе как «говно».

ххх

Широкие народные массы конца 80-х – начала лихих 90-х годов соответствовали формуле: «Каждый народ заслуживает то правительство, которое он заслуживает». Это чем-то напоминает сентенцию Г.Гегеля о том, что общественное развитие обусловлено закономерностями и, если нечто действительное существует, то оно закономерно, а потому и разумно. И, наоборот, все разумное действительно.
Позднее, когда Борис Ельцин был уже у власти, он много еще чего наговорил.
Ну, например: «Берите себе суверенитета столько, сколько проглотите».  Это он адресовал лидерам автономий, доставшимся в наследство России от Советского Союза.
Полный абсурд, так как не может быть суверенитета суверенитетов.
И звучал такой постулат, когда в России было достаточно юристов, знающих европейские языки и имеющих возможность заглянуть в наиболее значимые энциклопедии и труды, где четко формулируется термин «суверенитет».

Никто из мало-мальски грамотных людей не поднял голоса и не сказал: «Борис, ты не прав!».
Упоминаю  западные источники, потому что Запад породил эти понятия, и в Россию большинство понятийного аппарата пришло с Запада, а не с Востока.
Мимикрия российской интеллигенции поразительна и ее недальновидная позиция парадоксально отозвалась на ней ее обнищанием и потерей статуса в лихие 90-е.  Кстати, термин «интеллигенция» впервые был придуман революционными разночинцами в России.

ххх

Ляпов, допущенных Б.Ельциным было более, чем достаточно.
В публичных дискуссиях с серьезными людьми масштаба русского выдающегося философа Александра Зиновьева, он явно проигрывал. Поэтому после таких проигрышных для ЕБН баталий, его советники рекомендовали ему в будущем избегать публичных дебатов с людьми такого ранга.
Со временем Борис Ельцин внял этим рекомендациям.

МОСКВА, сентябрь 2019 г.