Правда, скромность и мир между людьми

Александр Фильцер
    Из книг А. Фильцера "Еврейские истории или то, что вы не знаете о иврим", Ерушалаим, 2016 и "Еврейская балалайка", Ерушалаим, 2019.
    *
    Девятая заповедь «Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным» требует от человека правдивых показаний в том случае, если он будет вызван на суд, судящий по законам Торы. В повседневной жизни мы тоже должны говорить правду. Но бывают случаи, когда допустимы некоторые изменения.
    *
    Правда – это свойство Творца или, лучше сказать, что Творец – это и есть абсолютная  правда и справедливость. А у разных людей есть свои собственные правды. И каждый думает, что его идеология, религия, взгляды на жизнь правильны и истинны, а взгляды другого ложны.
   *
   Когда Яакову пришлось ради сохранения духовного наследия Авраама пойти к отцу и представиться своим братом-близнецом Эсавом, то на вопрос Ицхака: «Кто ты, сын мой?» Яаков ответил с изменением. Вместо: «Я, Эсав, первенец твой», он сказал: «Я. Эсав – первенец твой».
   *
   Поссорились два еврея. Брат Моше-рабейну, Аарон, встретив одного из них, сказал: «Ты знаешь, твой бывший друг очень переживает и считает, что он напрасно говорил грубые слова такому хорошему человеку, как ты». Встретив через какое-то время второго, Аарон сказал ему примерно то же самое и добавил: «Твой друг очень хочет с тобой помириться».
   Когда эти евреи случайно встретились, то каждый из них подумал: «Он так переживает и понимает, что не прав». Вначале они улыбнулись друг другу, а потом разговорились и помирились.       
   Их дружба продолжалась много лет.
   Аарон предвидел будущее и понимал, каким будет результат его слов. То, что он говорил, относилось к будущему времени. И как он сказал, так и случилось: оба переживали и понимали свою неправоту в ссоре.
   *
   Встретились два соседа. Один стал что-то рассказывать о своей семье, а другой говорит: «Жена у тебя некрасивая и не очень умная. И кроме школы нигде не училась». С его точки зрения, он сказал правду. Однако соседа обидел, да к тому же, солгал. Потому что женщина эта  добрая, всем помогает, заботится о детях, а также любит и бережет своего мужа.
   *
   У моего знакомого был родственник, который большую часть жизни прожил в Украине и, приехав в Эрец Исраэль уже в пожилом возрасте, не хотел делать брит. «Ну зачем мне это надо, – объяснял он. – Я столько лет жил без этого и уж как-нибудь доживу».   
   Тогда мой знакомый, у которого было много детей и мало денег, кое-как скопил тысячу шекелей, пришел к нему и рассказывает: «Я нашел организацию, которая делает брит и дарит тем, кто соглашается, тысячу шекелей».
   Родственник немного подумал и говорит: «Знаешь, ты меня все время об этом просишь, а тут еще такой случай подвернулся. Ну давай, я сделаю».
   Моэль после операции вручил старику деньги, а мой знакомый подошел, поздравил и просит: «Одолжи мне, пожалуйста, пятьдесят шекелей, а то мне домой ехать не на что!»
   На святом языке «завет обрезания» – «брит мила». Русское слово «милый» очень похоже на  «мила» – «обрезание». А слово «бритва» очень похоже на слово «брит». Может быть в Хазарском каганате, ближайшем соседе Киевской Руси,  «милым» звали сделавшего обрезание?
   *
   В своей книге «Все для Босса» Рухама Шайн рассказывает о женитьбе своего отца. В те годы, когда он искал невесту, в Америке сложно было найти девушку, строго соблюдающую заповеди. С большим трудом он такую невесту нашел, но проблема была в том, что его мама была против невесты без приданного. Тогда жених, у которого был свой преуспевающий бизнес, встретился с братом невесты и дал ему две тысячи долларов – очень большие по тем временам деньги. Мама, узнав о таком приданном, согласилась на брак. 
   *
   Когда с женихом  обсуждают его невесту, то принято отзываться о ней хорошо, даже если это не совсем верно.
   Если кто-то купил не очень хорошую вещь, заплатив за нее большие деньги и сделку уже нельзя расторгнуть, то лучше эту вещь похвалить, а не расстраивать покупателя.
   Если у человека спрашивают о его доходах или состоянии, то он может ответить не совсем точно. Если он скажет правду и это приведет кого-то к зависти, то это будет еще хуже.
   *
   Один мой знакомый женился на женщине, которая любила и баловала своего взрослого сына. А сын ее работал охранником, у него была небольшая зарплата и много детей. Для мужа ее материнская любовь стала поводом для ревности и проявления недоброжелательности к пасынку. Тогда женщина потихоньку взяла из семейного бюджета пятьсот шекелей и передала их сыну, а тот пришел к отчиму на день рождения и вручил ему эти деньги. «Я, – говорит, – не знаю, что вы больше всего любите. Купите себе сами подарок по вашему выбору». Умная жена поступила так еще несколько раз.    
   Отношения отчима к пасынку после этого сильно изменилось. Он стал его похваливать и говорил соседям: «Вот какой у меня сын заботливый и внимательный». В семье воцарился мир, и жили они долго и счастливо.
   *
   Есть еще ситуации, когда следует изменять свой ответ. Например, женщина идет в микву, а кто-то спрашивает: «Куда ты идешь?» В этом случае сказать правду, значит нарушить законы скромности.
   И женщина должна ответить уклончиво на такой вопрос.
   *
   Одному раву сделали новую визитную карточку. На ней было изображение ешивы, которой он руководил. Вокруг здания художник подрисовал деревья. «Визитку надо переделать, – сказал рав, – она может ввести кого-то в заблуждение».

   Из книг А. Фильцера "Еврейские истории или то, что вы не знаете о иврим", Ерушалаим, 2016 и "Еврейская балалайка", Ерушалаим, 2019