Как снимать Мастера и Маргариту

Теймур Абдуллаев
Или весёлые заметки на полях грустного обсуждения (неудачный сериал политика-режиссёра В. Бортко)

Цитата-эпиграф (взято с форума kino-teatr.ru)

«Счастье случилось у Мастера - выиграл он внушительный бонус и зажил ВОИСТИНУ - в свое удовольствие. Серый костюм, обеды в ресторанах, на службу ходить не надо, отдельная (!) жилплощадь, любимый каприз, ставший любимым делом....Да еще и женщина красивая сама в руки идет»


Убедительно... Вот Марту Идену приходилось готовить себе еду на керосинке, впахивать в прачечной, урывками спать - хотя он тоже на службу не ходил и имел отдельное жильё. Вдобавок, его Любовь не только Мартина не поддерживала - ещё и отговаривала будущего Писателя от его детища.

А тут - ВСЁ ДАЛИ. САМИ. Деньги - прежде всего.

Идея не нова - Воланд и есть подлинный автор романа о Пилате. Как минимум - продюсер оного.

Но ведь не отнесёшь собственноручно Лапшённиковой... Хотя, казалось бы, чего проще - с его-то возможностями и "аппаратурой"?
"Чуфыррр-муфырр! Масамат-мисамат, ю-ю! Ахалай-махалай, сяськи-масяськи!" - и вот Лапшённикова, кося глазами от восхищения, спешит наложить резолюцию - "ПЕЧАТАТЬ!"

Нет, это неинтересно. Интереснее найти историка, полиглота, причём не абы какого, а такого - абсолютно не желающего строить всякие там социализьмы-коммунизьмы, вынужденно прозябающего в дыре на Мясницкой, вынужденно же делящего скрипящее пружинами ложе с "полосатой Варенькой-Манечкой", и вынужденно таскающегося в какой-то там музЭй - отрабатывать служебную карточку.

Итак.

В корзину с грязным бельём подкидываем стотысячную лотерею (и никаких проблем с проверяющими органами, дескать - "а ну, как впал в уклон и получил из-за границы деньгу на развращение советского народа апологетикой Христа и прочей пилатчиной?"). Выиграл и выиграл... Всё законно. Лишь бы ПОНЯЛ, как нужно тратить.

Товарищ оказался понятлив. Не пожертвовал на Осоавиахим или ирригацию Таджикистана, не предложил построить на эти деньги клуб Железнодорожников (с театром, вертящейся сценой, паровым отоплением и чтобы в калошах не пускали), и даже не поделился с супругой (что само по себе, мгм... отдаёт жлобством).

1. КУПИЛ КНИГ (полагаю, что весьма редких - Флавий, Плутарх, кто там ещё мог помочь в построении сюжета. Или, как выразился Бегемот, выстраивании "красной линии данного опуса" - будущего романа о Пилате?)

2. БРОСИЛ МЯСНИЦКУЮ ДЫРУ (вместе с "полосатым платьем"), конечно же БРОСИЛ РАБОТУ (Что ему этот музЭй? А к псам его, с более, чем сомнительной исторической составляющей! Знаем мы эти музЭи. Хуже трамваев!)

3. КУПИЛ недвижимость на Арбате (А то! Сто тысяч - огромная сумма!). По ходу ещё приобрёл серый костюм (Воланд тоже появился перед Берлиозом и Бездомным в сером костюме - "в красной рубахе, как палач! (с) :) ). Натурально выходил гулять, питался в дешёвых ресторанчиках (как и Иден – но тот ходил в японские ресторанчики после напечатания своего первого рассказа). И самое главное –

4. ПРИСТУПИЛ К ДЕЛУ СВОЕЙ ЖИЗНИ (как оказалось - недолгой) - написанию романа о Понтии Пилате.

Однако, поскольку Мастер был вполне себе зрелым и здоровым мужчиной, то последовало ВТОРОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, которое тоже было безоговорочно принято - ЖЕНЩИНА.

И даже устроилось (точнее - устроили) всё таким чудесным образом, ЧТО НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ.

По прошествии времени ТОТ, кто всё это ДАЛ (без просьбы получившего, кстати, но ВЗЯВШЕГО) возжелал узнать - "Ну, как там моё детище? Кстати - а как там, в стране победившего атеизма, обстоят дела? Роман-то читают? И вообще -  что они за люди?".

И прибыл в Москву с инспекцией.

Выяснилось, что роман... Сожжён...

Ну, это поправимо - ОН же его написал гораздо раньше, а М (W) пусть восклицает, что, типа "о, как я  всё угадал!". УгадАйка, блин, кхе-кхе...

Правда, автора кинули в дурдом (Воланд не без скрытого восхищения замечает - "здорово его отделали!"), но это не страшно. Не расстреляли же (а могли).

Правда, подоспело время ежегодного Бала (Воланда морщится, вспоминая об этих, увы, необходимых обязанностях - он ведь тоже на службе) - значит нужна королева-моролева Марго-Карго...

Правда, нужны ещё - квартира для размещения свиты и проведения Бала, чья-нибудь черепушка под кубок и не менее "чья-нибудь" кровушка - ну, ритуал такой.

"Правда" первая решается просто, но не сразу, ещё рано - пока пусть посидит, а для комплекта к нему подкинем вечного Иванушку-дурачка. Заодно наш клиент приготовится. К встрече.

"Правда" вторая - цепляем ту самую, которую в своё время и ПОДГАДАЛИ Мастеру, для... М-м-м... Осуществления им обязательных для здоровых мужчин, "мероприятий" (чтобы «писалось» лучше – с обоими ударениями). Напомним, что когда М и М повстречались ("молния-финский нож"), улица была так же пустынна, как и Пионерские пруды, где Б и Б вели свою последнюю друг с другом беседу.
Ах, ОН наблюдал за... Всем - и уже давненько.

Да-с, так вот, мадам, пришло время, как бы... Это... Отработать. Покорнейше просим понять нас правильно. "Понимаю - я должна ему отдаться" (причём, сказано было сие ЗАДУМЧИВО).
Ну, а как вы думали?
Вы были счастливы в подвальчике с любимым? Были. Муж узнал про ваши, хм-мгм... Прогулки? Нет. Наконец - хотите своего Мастера обратно? Да? Тогда приходите ровно в полночь на сенова... Э-э-э... В общем – разденьтесь (полностью), натритесь (вот крЭм), полетайте (это бонус), пошалите (а почему бы и нет?), и давайте-ка к нам. Быстренько!

От вас потребуется не так уж много - всем улыбаться, всем уделить хоть чуточку внимания (иначе захиреют), всем подставлять голое колено (потом Гелла помассирует), а главное - СО ВСЕМ СОГЛАШАТЬСЯ И НИЧЕГО НЕ ПРОСИТЬ.

Что до крови с черепом-бокалом - Берлиоз и Майгель вполне сгодятся.

"Правда" третья - жильё, решается чуть более хлопотно ("Нехорошая квартира", "Беспокойный день" и т.д.), но всё же решается.

Председателю Массолита "свезло" повстречаться с Воландом первым, да и квартира у председателя удобная, в хорошем районе, а вот собеседник-свидетель Иванушка не подойдёт - слишком глуп, да вдобавок ещё и Бездомный. Берлиоза - под трамвай, Иванушку - к Мастеру. "Сгодился нам этот фраерок"(c)

Майгель и вовсе сам напросился, идиот. В результате все ингредиенты московского Бала успешно подготовлены.
Берлиоз - кубок, Майгель - кровь-вино, Маргарита - голое колено.

Ранее, чтобы не мешали, в разные места отправлены Лиходеев, Босой, Варенуха и Римский. Заметьте - милицию не трогают. Следаков не трогают. Даже Арчибальдов и Палосичей не трогают. Алоизия просто вышвырнули, Семплеярова всего лишь ославили, но сам виноват, как и Бенгальский - слишком много болтали.

Итак, Бал проведён, московское (столичное) население главного города первого в мире государства рабочих и крестьян, проверено (ничего особенного - такие же, как и во всём мире, а квартирный вопрос понятен. W и сам вынужден был его решать, как и М).

Все в восхищении.

Осталось проверить, а как там дела с романом? Не напечатан? Правильно. Было бы странно, если... Сгорел? Не горят рукописи. Особенно МОИ (гы-гы!).

Воланд отправил написанное ИМ (посредством М) в Свет, к Иешуа. Ну, а дальше...

Просто статистика романа. Левий, Иешуа, Пилат, пёс, Луна, дом с плющом, покой...

Последнее ТРЕТЬЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Мастеру - "Пора!". В смысле - "Надоел ты мне, пора и честь знать!"

Касаемо экранизации.

Идеально всё же снять 33 серии. Глава-серия.

Актёрский состав, продюссерская группа и музыка - едины для всех серий. А вот режиссёрско-операторская группа и художники-постановщики - РАЗНЫЕ. Собираем, мнэээ...

Тридцать три российских режиссёра.

Сокуров, Михалков (2 шт.), Звягинцев, Прошкин, Сигарёв (2 шт.), Быков, Буслов, Тодоровский, Бекмамбетов, Литвинова, Хотиненко, Урсуляк, Бондарчук, Гай-Германика, Ф.Янковский, Е. Кончаловский, Серебренников, Шахназаров, Лунгин и ещё 12 абсолютно НОВЫХ (шамшулины, дьяченки, балоговы и так далее).

Каждый выбирает себе главу (лучше разыграть по жребию), пишет по ней сценарий (режиссёрский, то бишь - раскадровывает, ставит с операторами и художниками эпизоды, условие одно - ГЛАВА должна быть снята полностью и дословно) и снимает.

Это был бы проект в духе Дэвида Линча...

P.S. В принципе, можно предположить, что Воланд и Мастер - суть одно и то же, только Мастер перевёрнут с ног на голову. Буквы М и W, собственно - об этом.
Воланд всесилен, Мастер - бессилен. Воланд ничего и никого не боится, Мастер боится всего и всех. Воланда и Мастера объединяет в романе только... Роман :)))
Воланд всё рассмотрел (с балкона), всё оценил (кто трус, несмотря на великие возможности, а кто велик, несмотря на бессилие - допросы-диалоги-беседы Пилата с Иешуа, Каифой,  Афранием и Левием Матвеем).
Иешуа вообще ни грана в людях не разбирается. Но чувствует - этаким шестым чувством. "Отпусти, а то могут убить", "Чувствую, с Иудой беда случится", "Будут мои мысли перевирать на все лады" и так далее.
А Мастер подружился с Могарычем, хотя одного беглого взгляда было бы достаточно, чтобы понять, кто перед ним ("сволочь, склочник, приспособленец, подхалим").
Мастер же - типичный толстовец. Но ведь и Льва Николаевича Каифы отлучали, было такое.
Да, Каифа (кстати - его бы "Г-НУ политику" не с "дурацкой берией", а с Берлиозом "спарить", как он спарил Иуду с Майгелем, а голосами - Иешуа с Мастером, ну - да фиг с ним!), Афраний, Крысобой... Низа, Левий, казнь.
А записать всё это (про Ершалаим и "светлый праздник его") предложил Мастеру (подкинул денег, подогнал любовницу).
И ещё... НИЗА. Вот образ, достойный внимания.
Почему бы не связать Низу (тоже замужем, есть служанка, правда нагловатая, и Низа тоже... Постоянно таскается куда-то, к какой-то там якобы Энанте - "Сводница она, эта Энанта!") с Маргаритой? Кстати - Низа гречанка. Но это так - деталь.