Экстраполяция образа Калужской Божьей Матери в дре

Игорь Горолевич
Экстраполяция образа Калужской Божьей Матери в древнеегипетской мифологии

Тайна явления чудотворного образа Калужской Божьей Матери уже около трёх веков беспокоили многие поколения калужан, ведь её раскрытие может пролить свет на истинную историческую, незаслуженно забытую роль Калужской иконы Пресвятой Богородицы в формировании духовной и административной самоидентификации Калужской земли и диверсификации духовного окормления российского общества на пике Елизаветинской эпохи просвещения. Чем дальше отстоит от нас время явление чудотворного образа, тем больше искажаются и редактируются первоисточники, новодельные утверждения кочуют из книги в книгу, из статьи в статью. К ним привыкают настолько, что иные точки зрения представляются уже злодейским покушением на каноны, а, следовательно, на истину…

Каноническое описание чудотворного образа относится к 30-м годам XIX века: «Чудотворная икона Калужской Божьей Матери находится на месте явления своего, в селении Калужке, Калужской губернии. Явилась она в 1748 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги...» в виде «свёртка полотна» с «отчётливым изображением Женщины в тёмном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу»[1].

Изводов Калужской Божьей Матери, подпадающих под данное описание, не смотря на редкую иконографию самого образа, достаточно много. Но есть один, уникальный извод иконы с двумя приписными святыми, относящийся к концу XVIII века. Икона, предположительно, исполнена в Санкт-Петербурге (Россия) на деревянной доске (левкас, холст, темпера, золочение) размером 36,7х31,4 см. Внизу кириллицей надпись «Пресвятой Богородицы что на Калушки в церкви Рождества Богородицы явления. 1848 г.». На боковых полях: по правую руку Богородицы - святой Иаков, по левую - святая Екатерина. Экспертиза иконы была проведена доктором Евой Хаустеин из Музея икон города Реклингхаузена в 1987 году[2]. 

Рис. Икона Божьей Матери Калужской с выделенными местами
изображения иероглифов. Конец XVIII века. Дюссельдорф. Германия.

Богородица на иконе представлена в соответствии с каноническими требованиями, но далека от подлинного образа, изображённого на «свёртке полотна». Стилистика иконы находится на границе, так называемых, «народных икон», что роднит её с лубком и, отчасти, с иконами академического письма, напоминая нам на западноевропейскую живопись подлинника Калужской иконы Божьей Матери. Но именно эта смесь искусств разных народов выражает в этом изводе подчёркнуто национальный характер интернациональной культуры российского общества и его связь с мировой культурой. 
Первое, что бросается в глаза - это преобладание на иконе чёрного и золотого цветов. Пресвятая Богородица изображена в траурном чёрном одеянии, подобном монашескому, символизирующему «ритуальную смерть» как отказ от жизненных (мирских) радостей, в позе покаяния и смиреной отрешённости за чтением книги. Иконописцу удалось достигнуть убедительный и органичный синтез из элементов русской и западноевропейской художественных культур. В своей полу-фигурной или погрудной композиции, мастер прибег к золотому фону, как к одному из слагаемых его формоощущения. Золотой фон Фаворского света, исходящий из окна Божьего присутствия, окружённого неизвестностью и таинственной не-проглядной мглой, как бы выталкивает из себя образ Богородицы, покрытой чёрным мафорием, в просветах которого просматривается красное платье с зелёными манжетами. В свою очередь, чёрный мафорий  акцентирует выделение на своём фоне, лика и кистей рук Богородицы, облитых лучами золотистого Фаворского света[3]. В сравнении, светлый объём на тёмном фоне всегда кажется, особенно стереоскопическим и до предела натурально объёмным. Ощущению пространственности добавляет изображение раскрытой книги в правой руке Богородицы, лик которой, как бы, возвышается над уровнем той неизвестности и непроглядной чёрнотой мглы, которая всегда вызывала у людей инстинктивное отвращение и страх, делала их слепыми и беспомощными, являлась символом колдовства и смерти.
 
На чёрном поле каймы иконы помещены два клейма со святыми: справа от Богородицы изображён  святой Иаков, а слева - святая Екатерина.
Святой апостол Иаков (казнён в Иерусалиме около 62 года) - «брат Господень», девятый из двенадцати учеников Христа, почитается как первый епископ Иерусалимский. Иаков был первым свидетелем явления Христа после воскресения. Чудотворный образ святого апостола Иакова обладает несокрушимой силой. В мире нет ни одной похожей святыни, способной наставить на путь истинный людей, которые потеряли дорогу к праведности, - это первое, о чём молятся православные люди перед его иконой. Также Иаков уберегает христиан от злых деяний безбожников, исцеляет страдающих от тяжелых болезней и помогает изгнать демонов из человеческих душ[4].
   
Святая великомученица Екатерина Александрийская (Египетская) (около 287-?) - её жизнь является образцом целомудрия и истинной веры в Господа, она получила блестящее образование. После обряда крещения ей приснился сон, в котором сам Господь назначил её своей невестой, а проснувшись, она обнаружила на своём пальце изящный перстень. Святая считается покровительницей учащихся, которые обращаются к иконе за помощью в трудные моменты жизни, а так же всех тех, кто обращается к ней за поддержкой в обретении душевного покоя с искренними молитвами об избежание ошибок, о покровительстве, о защите от всяческих опасностей, подстерегающих людей на жизненном пути. Женщины обращаются с молитвами к Екатерине для обретения душевной гармонии, налаживания отношений в семье, просят о беременности, о лёгких родах, о защите и здоровье своих детей. Именем святой названы многие учебные заведения в европейских странах. Многие, в надежде на помощь святой Екатерины в судебных разбирательствах, возносят молитвы перед её образом.
 
Согласно житию, написанному святителем Дмитрием Ростовским, Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала сочинения мудрецов древности и сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия» [5],[6].
 
В честь святой Екатерины царём Петром I в 1714 году был учреждён орден святой Екатерины «За любовь и Отечество», являвшийся высшей наградой для женщин в России. Можно предположить, что императрица Елизавета Петровна дала имя «Екатерина» невесте великого князя Петра Фёдоровича принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II Великой.
Вера в Христа, мощнейшая способность наставления на  истинный путь людей, которые потеряли дорогу к праведности, покровительству образования и наукам, исцелению страдающих от тяжелых болезней, изгнанию демонов из человеческих душ, налаживанию отношений в семье, рождению детей и защите их здоровья, разрешению трудных жизненных ситуаций - всё это стало востребовано на пике Елизаветинской эпохи просвещения в 1748 году и нашло отражение в проявлении Пресвятой богородицы в живописном портрете инокини Елены (царицы Евдокии Лопухиной), выполненного на полотне, наиболее вероятно, голландским художником Корнелисом де Брейном в 1707/08 году.

Так произошло явление в с. Калужке, что в семи верстах от провинциального центра Калуги, чудотворной иконы Калужской Божьей Матери, прославившейся сразу многими  чудесными исцелениями, в том числе, самой императрицы Елизаветы Петровны, упомянутой в описании[1] под фамилией некоего жителя Калуги Петелина, который за своё исцеление «на свой счёт обложил чудотворную икону серебряным окладом»[1] с драгоценными камнями («Петелин» - это «ПЕТра [дщерь] ЕЛИзавет + Н»).
Императрица Елизавета Петровна действовала в продолжение политического курса сво-его отца Петра Великого: если Пётр I «прорубил окно» в Европу с помощью создания могучей армии и флота, то Елизавета I - расширила это «окно» с помощью просвещения, умиротворения католической и православной религии при европеизации России. Её задачей стало создание комфортных условий жизни для тысяч иностранных специалистов, стремящихся переехать в Россию для поступления на государственную службу и проявлению себя на различных поприщах, а процесс просвещения приобрёл уже массовый и необратимый характер. В это время российское общество прониклось европейской культурой и просвещением, а книги и живописные полотна стали символом образованности и атрибутом просвещённости их обладателей. Россия получила широкий доступ ко всем ценностям западноевропейской науки и культуры, в том числе, заимствование некоторых типов богородичных образов, которые  заняли своё достойное место в русской иконографии и духовной жизни общества. Среди новой православной богородичной иконографии выделялась своей значимостью Калужская икона Божьей Матери, а книга в Её руках теперь получила новое смысловое значение: кладезя знаний и источника рождения Слова. Икона Калужской Богородицы, сразу полюбился российскому обществу, в которое всё больше проникала европейская культура[7].

 Примечательной особенностью Калужской иконы Божьей Матери из частной коллекции города Дюссельдорфа (Германия) является изображение на ней египетских иероглифов, что само по себе свидетельствует об её сакральном предназначении[2].

На иконе иероглифы изображены белой, как бы прозрачной, краской на чёрном мафории Богородицы (как показано на выделенных местах): на Её голове и, не чётко, на свисающих его концах. Возможно, иероглифы имелись и на золотом поле иконы, в частности, видны какие-то едва заметные тени людей (или божеств) в полный рост по обе стороны нимба Богородицы, но время не сохранило изначальное качество золочёной поверхности и для их выявления требуется детальное изучение оригинала иконы с применением спецтехники.
 
Приписные святые относят нас в древние города Иерусалим и Александрию Египетскую и, как бы, являются двумя компетентными и обличёнными доверием свидетелями расшифровки сакральной информации, зашифрованной на иконе египетскими иероглифами.

Что могут рассказать сохранившиеся на иконе иероглифы Древнего Египта?
Любой человек, даже не будучи историком, осознаёт, что мифологии разных древних цивилизаций основаны на индивидуальных мировосприятиях народов. Мифология Древнего Египта уникальна и обладает удивительными особенностями, которые, из-за многочисленных символов, понять неподготовленному человеку практически невозможно. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд, и как позиционируется в них рассматриваемый извод Калужской иконы Божьей Матери?
Следует признать, древняя египетская и древняя русская православная мифологии, имеют единую основу, прежде всего, они призывают человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества. Более того, мифология и верования древних египтян оказали цивилизационное влияние на ход развития религии и эволюцию представлений древних жителей о мироздании вплоть до возникновения христианства.

С возникновением христианства культура, самобытная письменность и уникальный язык египтян были постепенно забыты и оставались загадкой для европейцев вплоть до XIX века, пока учёные не смогли расшифровать египетскую письменность.  Тем интереснее для нас помещение древнеегипетских иероглифов на Калужской иконе Божьей Матери в конце XVIII века. Возможно, это была первая попытка поиска цивилизационного влияния религии Древнего Египта на недавно воцерковлённый Богородичный образ западноевропейской иконописной схемы. Более того, чёрно-золотистые цвета иконы и подбор специфических приписных святых Иакова и Екатерины Александрийской (Египетской) свидетельствуют о том, что Калужская икона Божьей Матери была написана под заранее продуманный сюжет древнеегипетской мифологии.

Первое, что бросается в глаза, кроме гнетущего взор извечного конфликта чёрной пусто-ты в траурно-горестном жизненном контексте с жизнеутверждающим золотым блеском вечного небесного света, отмеченного Божьей благодатью. Это освещённый золотом женский лик (имеет сходство с парадным портретом императрицы Елизаветы Петровны) в обрамлении чёрного мафория, в знак отречения от мирской суеты, смирения и покаяния, увенчанного ибисом с книгой (или письменным предметом). Ибис всячески стремится нивелировать любое внимание на себе за счёт сокращения пропорции своего размера и прозрачности до степени оконного стекла.

Ибис в древнеегипетской мифологии представляет одного из известнейших и величайших божеств, почитаемых жителями Древнего Египта Тота (Джихути) - бога мудрости и знаний, счёта и письменности, наук, магии и чародейства. Его называли: «покровителем библиотек и архивов», «владыкой чужеземных стран», «создателем всей интеллектуальной жизни Египта», «серебряным Атоном (диском луны)». Также он известен под именем Атлант, так как был преемником мудрости погибшей Атлантиды. Тот являлся судьёй в мире богов, спутником и советником верховного бога солнца Ра, «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов». Его почитали и как «владыку времени», он учредил в календаре 365 дней и научил вести летописи и отмечать календарные даты, по его воле время делилось на годы, месяцы и сутки, которые разделялись пополам на день и ночь; именно он записывал даты рождения и смерти людей.

Тот являлся верховным сановником и личным писцом бога солнца Ра, выступал как его сердце и, будучи богом луны, заместителем бога Ра в ночное время. Дочь бога Ра, богиня истины и порядка Маат, являлась супругой Тота.

Тота чаще всего изображали в виде человека с головой ибиса (в наше время пернатых этого вида уже не существует), держащего в руках папирус и письменный прибор, а также пальмовую ветвь, как символ его власти над временем. Иногда изображали в виде павиана.

Тот играл одну из важных ролей в погребальном культе, занимался учётом и классификацией умерших душ во время суда Осириса при взвешивании их сердец на весах и фиксировал результат. Все умершие после испытаний и магических слов должны были предстать перед Тотом и просить о его заступничестве за их души перед царём загробного мира и богом Осирисом. Кроме этого, Тот являлся посредником между богами и людьми[8].

На конце мафория, свисающего с левой руки Богородицы на рассматриваемой иконе имеет место не отчётливое изображение предположительно павлина. Жест речи Богородицы, когда её рука поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, демонстрирует согласие и принятие Марией промысла Божьего, выраженного в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Таким образом, Богородица, безусловно подчинена божеству, на которое указывает изображение павлина.
 
Павлин в древнеегипетской мифологии является  символом города Гелиополиса, в котором находился храм бога солнца Ра - отца богини истины и порядка Маат. Именно в Гелиополисе был создан первый в Египте пантеон из девяти главных божеств, которым поклонялись египтяне. Жрецы, жившие в этом городе, считались наиболее влиятельными и могущественными. Павлин является символом бессмертия, власти, богатства, процветания, благо-получия, изобилия. В западноевропейской иконографии христианства херувимы (ангелы) часто представлялись с четырьмя крыльями из павлиньих перьев. Подобие «глаз» на перьях павлина понималось как символ божественного «всезнания»[9].
 
Представители христианства почтительно относятся к павлину, считая его символом божественного благоговения. «Глаза» на павлиньих перьях символизируют «всевидящую» Церковь. Способность к обновлению (смена оперения) вызвала у христиан ассоциацию с бессмертием. А легенда, гласящая о нетленности мяса этой птицы, сделала павлина символом воскресения.
 
Из изложенного следует, что бог Тот и павлин, изображённые на иконе, указывают на сущность Богородицы, изображённой на Калужской иконе, в древнеегипетской мифологии, которая тождественна сущности богини истины и порядка Маат - дочери бога солнца Ра и жены одного из самых известных богов Египта - Тота.

Маат, богиня мудрости, истины (правды), правосудия, этики, морали и порядка (гармонии, равновесия) - один из самых известных объектов поклонения египтян. Она была женой бога мудрости и знаний Тота, дочерью бога солнца Ра и участвовала в сотворении мира, когда был уничтожен хаос и установлен порядок, упоминается в «Текстах пирамид». Её изображали сидящей на земле с прикреплённым на голове символом в виде страусового пера («маат» обозначает страусовое перо), иногда она изображалась с крыльями, находящимися на спине. Её ещё называли - «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сёстрах Маат; зал суда назывался «залом двух правд», а судьи носили на груди её статуэтку. Жрецом Маат был везир.

К трудам богини Маат египтяне относят создание времён года. Она разделила год на три равные части и дала им названия: время Разлива, время Всходов и время Урожая. Затем она поделила все три времени года на четыре месяца в каждом так, что каждый месяц состоял из 30 суток. Позже хитроумный бог Тот добавил к солнечному году ещё 5 дней, посвятив их прославлению бога Ра, чем смягчил его гнев из-за нарушения порядка[8].

Богиня Маат покровительствовала справедливым и честным людям. Для того чтобы чело-век был защищён от бесчестья, следовало попросить об этом именно её. В случае если богиня Маат убедится в том, что помыслы просящего чисты, она его полюбит, и будет защищать на протяжении всей его жизни. Если же он окажется бесчестным, она поведёт этого человека по пути исправления. Покровительство Маат можно было заслужить, выполнив все обряды и совершив необходимые церемонии в её честь. Кроме того, нужно было делать лишь добрые дела. Она являлась символом порядка во всей Вселенной, который Бог даровал во время сотворения мира. Согласно этому порядку происходило множество важных процессов: движение небесных светил, смена времён года, осуществлялась связь людей с различными божественными существами. На принципах Маат строились все законы жизни древних египтян.
 
Принципы этой богини были довольно просты, однако они обеспечивали порядок на планете, установленный Богом, поддерживали дружеские отношения между жителями Земли, учили ответственности за совершённые действия. Древние верили, что фараон является представителем богов на нашей планете. Именно он обеспечивал порядок благодаря введению в повседневную жизнь подданных различных ритуалов. Это способствовало искоренению неприязни и хаоса. Фараон, в знак того что исполняются указания богов, подносил к своему лицу статуэтку с изображением богини Маат. Эта статуэтка для древних египтян являлась не просто фетишем. Именно она в те времена была символом благоденствия и наивысшей гармонии. Считалось, что в знак установления порядка на земле Маат поднялась к другим богам на небеса. Там она провозгласила, что хаос, который царил долгое время, побеждён[10].

Рис. Крылатая Маат. Статуэтка. Древний Египет.

Древние египтяне верили, что фараон, являясь потомком бога, был воплощением на Земле Его образа, создаёт законы жизни, которых жители Земли должны были придерживаться. Они называли своего властителя «воплощением Маат». После завоевания Египта другими странами, начались беспорядки, фараоны утратили авторитет и не могли больше устанавливать законы, направленные на поддержание порядка в мире живых. Авторитета Маат был существенно потерян.

Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат всё ещё находит отражение в нашей жизни. Её образ лёг в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А её принципы положены в основу 12 заповедей христианства.

Ритуалы в честь богини справедливости Маат изображены на стенах всех святилищ, она есть и на изображениях фараона, завоёвывающего новые земли, и тем самым устанавливающего истину. При этом сюжеты с участием самой богини Маат, достаточно редки ввиду того, что она большей частью имеет абстрактный вид, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.

Но, несмотря на это, всё древнеегипетское общество было пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во всём пантеоне египетских богов[11].
Дополнительная информация о роли богини Маат в жизни древних египтян содержится на конце мафория, свисающего с правой руки Богородицы на Калужской иконе, в которой Она держит раскрытую книгу, то есть допущена ко всей информации бога мудрости и знаний Тота. Изображение иероглифов в этом месте мафория тоже  не отчётливо, но явственно  просматривается с правой стороны изображение лежащего чёрного шакала с длинными поднятыми ушами, что свидетельствует о присутствии Анубиса - бога  покровителя мёртвых.

Рис. Анубис, бог - покровитель мёртвых в образе
лежащего чёрного шакала с поднятыми ушами
 (статуэтка Древнего Египта).

Не только сотворение мира было взято за основу христианством из мифов и легенд Древ-него Египта, но базовую основу Веры, царившей в этой стране и предполагавшей наличие жизни после смерти. Не смотря на различие в представлении загробного мира, обе религии сходились в основном: жизнь после смерти существует, но войти во «Врата рая» могут только праведники, а для всех остальных были уготованы муки ада по единому для всех сословий общества закону - «искупление через страдание по грехам каждого по воле Божьей». Также, в обеих религиях души умерших людей совершают длительное путешествие между миром живых и мёртвых в ожидании своей участи.
 
За сохранность тела до погребения и после него в древнеегипетской мифологии отвечал Анубис - сын бога Осириса, хранитель и проводник душ мёртвых. В ранний период изображался как чёрный шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой и ушами, позднее - как человек с головой шакала (собаки).

Анубис помог сохранить тело бога Осириса после смерти и организовал его погребение: завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав первую мумию, после чего его почитали как создателя погребальных обрядов, покровителя некрополей, бога мёртвых и бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Его называли «владыкой царства мёртвых», «стоящим впереди чертога (дворца) богов». В древних «Текстах пирамид» Анубис выступал главным богом в царстве мёртвых, он взвешивал сердца умерших[8].

Иероглифы, помещённые на иконе рядом с Анубисом, визуально не читаемы и без специальной техники их рассмотрение невозможно. При этом следует полагать, что важным фактором возможности сопоставления образов Божьей Матери Калужской и богини Маат заключается в уникальности иконографии Калужской иконы, а именно, наличие у Неё в правой руке, символизирующей правду и полное доверие, раскрытой книги для чтения. В этом случае Книгу Богородицы можно соотнести со всей интеллектуальной мудростью Древнего Египта, включая: «Книгу мёртвых», «Книгу дыхания», Книги, в которые бог Тот аккуратно вносил указы бога Ра,  решения загробного суда повелителя загробного мира Осириса и данные о прочей научной, социальной, статистической и другой многочисленной информации.
 
Легко заметить, что образы Маат, Анубиса и Тота объединяет древность их изображений и описание загробного суду Осириса, где они играют главные роли, о котором, надо полагать, идёт речь в нечитаемых на иконе иероглифах. Данное предположение может пролить новый свет на образ Пресвятой Богородицы в Её рассматриваемой ипостаси Калужской иконы Божьей Матери.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела, в конце концов, к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших для египтян был практической необходимостью на ранних ступенях развития их общественных отношений, требующей своей систематизации и привязки к цивилизационному подходу и традициям «страны живых». Единые для всех каст общества законы «страны мёртвых» с единой и ясной процессуальной последовательностью при абсолютной беспристрастности судий при вынесении приговора, оказывали благотворное влияние на общественные отношения. Под страхом вечных страданий после смерти, но при абсолютном убеждении правосудия в «стране мёртвых» египтяне приучались жить по правде, достигать вершин мудрости, исполнять свой долг перед обществом, соблюдать традиции этики, морали, культуры и порядка. Ещё при жизни, каждый египтянин знал всю процедуру «Суда Осириса» и стремился погасить угодными богам добрыми делами свои грехи и неблаговидные поступки. Каждый египтянин, ещё при жизни готовился предстать перед «Весами Истины (Маат)» и представлял себе весь ритуал, происходящий после смерти. Подобные традиции были приняты и в христианстве, контроль над соблюдением которых предполагалось возложить на «универсальную» чудотворную Калужскую икону Божьей Матери.

Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.

Рис. Суд Осириса. Древний Египет. Папирус.

Суд Осириса представляет собой процедуру выявления грешности души умершего человека, происходящую следующим образом:

1. Анубис (бог с головой шакала) ведёт за руку умершего в белых одеждах по загробному миру и через ворота Дуата вводит его в Зал Суда. В Зале Суда или «Чертоге Двух Истин» (Маати) присутствуют 42 бога, каждый из которых отвечает за один грех. Там же уже были приготовлены «Весы Истины», на одной чаше которых будет взвешено сердце умершего человека, а на другой чаше весов уже положено страусовое перо (или статуэтка) богини истины и правосудия Маат.
 
2. В Зале Суда умерший произносит «исповедь отрицания», говорит о своей невиновности в 42 грехах, рассказывает, что он сделал в жизни плохого и хорошего, клянётся, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными (на рисунке сверху). Его показания записывает тростником бог Тот (бог с головой ибиса) на папирус. Допрос ведут 42 бога, присутствующих на суде, каждый за тот грех, за который отвечает. Все судебные процессуальные моменты находятся под контролем богини Маат. Для устрашения умершего, чтобы он говорил правду, под весами сидит чудовище Амат, с телом льва или гиппопотама и головой крокодила, которое готово растерзать его за сказанную неправду.

3. После этого начинается церемония установления правдивости клятвы умершего посредством взвешивания его сердца. Анубис кладет сердце умершего на одну чашу весов, на другую чашу - статуэтку богини Маат или её страусовое перо, которые символизируют меру веса правды и истины. Процесс взвешивания происходил по установленным правилам под контролем 42 богов, весы держал Анубис, а приговор выносил Тот.
Если человек вёл на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка (или перо) весили одинаково, если его грехи перевешивали добрые дела, то сердце весило больше и чудовище Амат пожирало умершего, что означало окончательную смерть души, без возможности её перерождения.
На рисунке сердце умершего на весах не тяжелее страусового пера богини Маат. Равновесие означало, что покойный оправдан перед богами и достоин блаженства на полях Иару (загробный мир, где пребывают умершие, поля рая, место пребывания всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса).

Бог Тот стоит у весов и записывает результаты взвешивания.

4. Оправданного умершего бог неба и солнца (имел ясновидящее око, которое помогало ему видеть правду) Гор (человек с головой сокола) отводит к богу возрождения Осирису. Умерший целовал порог, и после других ритуалов вступал в Великий Чертог, где на троне в белых одеждах, со знаками царской власти (короной, жезлом и плетью), восседал на богато убранном троне владыка мёртвых Осирис в окружении других богов и богинь: Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Гора. О прибытии умершего объявлял бог Тот. Умерший, отвечая на вопросы Тота, просил назвать его имя Осирису, после чего он мог отправляться в поля мёртвых (загробный рай).
Из рассмотрения рисунка «Суд Осириса» следует, что Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходило в «Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 судей. Во время этого процесса богиня справедливости, истины и правосудия доставала свое страусовое перо из причёски и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось не тяжелее страусова пера. Считалось, что пройти этот посмертный суд, означало победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле. Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путём, приводящим к бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом.

Таким образом, можно утверждать, что автор исследуемой Калужской иконы Божьей Матери в конце XVIII века пытался выявить её сущность и область «специализации» на примере древнеегипетской мифологии. Исследование, указанных на иконе иероглифов позволяет предположить, что духовная сила Калужской иконы соотносится с совокупностью духовной силы приписных святых Иакова и Екатерины со сферами ответственности богини Маат и богов Тота и Анубиса из мифологии Древнего Египта, что делало Калужскую икону Божьей Матери «универсальной» одним из самых значимых богородичных образов.

Горолевич И.Е.,
директор Ассоциации «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ», Заслуженный работник «Города Калуги»



Доклад на XVI научно-практической конференции «Краеведение в сфере культуры и          искусства»: Калуга, 15-16 мая 2019 г.