Такие мы все дураки

Любовь Матвеева-Поротикова
               
                «Дурак любит красно, солдат любит ясно»
                «Дурак давку любит»(русск.пог.)

            Вчера сижу на базаре с самого утра, скучаю. Передо мной на прилавке луковицы тюльпанов и два трёхлитровых ведёрка облепихи – ну и намучилась я с ней, пока собирала! Но ко мне редко подходят. Я сижу давно, погода хорошая, солнце ласковое, не печёт, и я радуюсь, что устроилась на хорошем месте. Выставила и две своих книжки в надежде, что их купят, но это – почти из области фантастики! Причём одна из них – об этих, окружающих меня людях, продавцах, с которыми год за годом сидим рядом. Картинки они давно посмотрели, поудивлялись – надо же: это в самом деле о них, а Маринка, торгующая гусями – прямо на обложке! На том их интерес и закончился… Никто не то, чтобы не купил книжку - не попросил почитать! О СЕБЕ!.. Не устаю этому поражаться: ведь через их руки ежедневно проходят десятки тысяч тенге!.. Но им всё – всё равно… Как тем гусям, предназначенным на заклание, за которыми они ухаживают…
          Здесь, на базаре, у меня три поклонницы моего, так сказать, «творчества». Это Лена Ковалёва, которая собирает с нас налог, продавец рыбного бутика  Валентина, и Идия Коцюбинская – покупательница. Лена покупает у меня все  книги. Валя – все читает и даже обещает как-нибудь купить. Идия приобрела одну, всё выходящее читает в интернете, и даже подарила мне две картины, вышитые собственными руками, бисером – огромный труд!..
           Поскольку Валентина больше читает, чем торгует, торговые дела у неё идут неважно. Она быстро «проглотила» все мои четыре книжки, и попросила ещё что-нибудь. Я дала ей почитать своих любимых авторов – Викторию Токареву и Дину Рубину. Ей книги понравились, но – сказала она – я пишу лучше! Это, конечно, не так, но я всё равно Вале очень благодарна, и обещаю описать её историю жизни – а она очень занимательна,  иногда даже связана с мистикой.
           Что-то я стала писать большие предисловия… Ну, ладно, дальше я коротко… Итак, я сижу в хорошем настроении, ко мне мало кто подходит, как и к другим продавцам, покупателей мало… Но вот рядом устраивается симпатичная женщина с большими коробками, наполненными красивыми  ранетками. Коробки подносит и подносит от машины молодой  мужчина. Напоследок он аппетитно похрустел яблочком, и пообещал часа через четыре подъехать – забрать женщину, отвезти домой. Симпатяга!..
         - Это кто – сын или зять?  - спросила я соседку завистливо, когда женщина устроилась рядом.  У меня-то тоже много яблок на даче, но большинство пропадает, я не в состоянии доставить их на базар.
         - Не сын и не зять, а друг сына, хороший парень, помогает мне иногда… - ответила она и занялась торговлей. Вот это – да, к ней сразу выстроилась очередь! А я стала размышлять – пора бы пообедать! Сходила в большой магазин «Корона» - он рядом, купила кусок ветчины, пол-булки резаного чёрного хлеба, очистила одну из чесночин, которые оказались в корзинке, и отлично пообедала! Никто из покупателей меня не тревожил. А у соседки торговля кипела!
        - Дайте-ка вашего яблочка попробовать! – попросила я её. Та охотно протянула мне сразу три. Я надкусила одно и была поражена – внутри словно вата, и вкуса – никакого! Зато красивые… Очередь стояла, подходили новые покупатели, а ведь цена была не маленькая – триста тенге за килограмм! В это же время вокруг продавали яблочки по четыреста ЗА ВЕДРО, которые были не такие красивые, но очень вкусные!
        «Вот такие мы дураки», - подумала я, - «клюём на всякую красивую ерунду…» Рядом шла бойкая торговля, ко мне тоже иногда подходили – за тюльпанами. Когда у соседки случился перерыв в торговле, я поинтересовалась её жизнью. Оказалось, муж умер ещё тридцать лет назад, она сама вырастила трёх сыновей, двое живут в России, один – здесь.
         - Я часто вижу вас на базаре, у вас всегда бойкая торговля - почему вы не купите сыну машину, пусть бы он вас возил! – спросила я её.
         - Старшие сыновья сами купили себе машины, пусть и этот заработает!.. – неохотно ответила она,  - и я поняла, что с третьим сыном всё не так просто…
         - Вы живёте с ним вместе?
         - Да…
         - Наверное, он не женат? Не работает?..
         - Иногда работает…
         Всё понятно… Двое сыновей умных, а третий – дурак… Однако, как у неё лихо получается!.. С такой яблоней и коровы не надо!.. – покупатели так и клубятся вокруг Жанны. Но как она не стесняется просить такую цену за невкусные яблоки? - удивляюсь я. Впрочем, это её дело… Наставила же я красивых картинок на свои луковицы… А какой парень хороший – друг сына! Помогает… Мне бы такого помощника!
         Скоро парень опять наведался, похрустел яблоком, «почирикал» о чём-то с Жанной, и та ему из пачки заработанных денег отсчитала… половину, тысяч шесть тенге. Однако!..
         - Не много ли ему за помощь? – спросила я Жанну, когда тот снова уехал.
         - Да он – в долг… обещает отдать, а как на самом деле будет – не знаю… Всё может быть… - неохотно ответила соседка.
         Ну вот, уже и день – к вечеру. Я стала собираться. Слава богу, тюльпаны я продала - благодаря красивым картинкам, облепиху же – нет. А ведь у меня именно тот сорт, из которого давят ценное облепиховое масло, и который до весны может стоять в банке без консервации! Однако вокруг все продавцы, которые торговали гибридом облепихи – ягоды у него крупные, словно воском облитые, но малоценные для здоровья – давно освободились от своего товара, а я со своим не знаю, что делать… Не нести же домой, не терять же снова завтра целый день… И я по дешёвке сбываю бесценную ягоду… То есть обыкновенные тюльпаны, выдав их за сортовые, продала дорого, а необыкновенный продукт, которому не смогла сделать достойную рекламу - дёшево.
         Базар!..
 
         Какие же мы все дураки…