Томас Дик. К философии будущего состояния

Инквизитор Эйзенхорн 2
К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ
Томас Дик (1829)

Я начну с того, что постараюсь бросить более конкретный взгляд на доказательства, показывающие нам бессмертность души и вечное предназначение человека. Для каждого из нас это вопрос гораздо более интересный и важный, чем любой другой, который лежит в пределах досягаемости человеческого разума. Наряду с бытием Бога учение о бессмертии человека лежит у основания всех религий и всех одушевляющих перспектив, которые могут подбодрить нас в земле нашего странствия. Достаточно удалить веру в будущую жизнь и надежду на нее - и начнет торжествовать безнравственность, сама религия станет тьмой, жизнь - сном, а приближение смерти - сценой тьмы и отчаяния. При этом от короткого вопроса - бессмертен человек или нет - зависит все, что есть ценного в науке, в морали, и в теологии, и все то, что наиболее интересно человеку как социальному существу и как разумной и ответственной личности. Если ему суждено вечное существование, то какое огромное значение должно придаваться всем его нынешним привязанностям, действиям и стремлениям! И будет делом бесконечной важности направить их в такой канал, который будет нести их вперед в безопасности к счастью будущего мира. Но если все наше существование ограничено кругом нескольких мимолетных лет, человек становится загадкой, необъяснимым явлением во вселенной, жизнь которого - бессмыслица, мир - сцена смятения, добродетель - всего лишь призрак, а Создатель - капризное существо, планы и цели которого образуют непостижимый лабиринт.
Есть слишком много оснований полагать, что безразличие к религии, которое так широко преобладает в наше время, особенно среди тех, кто склонен возвышать себя над толпой, а на деле взращивает в себе самые недостойные склонности и порочные практики, к которым это безразличие приводит, - в значительной степени вытекает из-за отсутствия полной уверенности в реальности будущего посмертного существования, или же из-за сомнений, которые нависают над умом по отношению к этому важнейшему моменту наших убеждений. Нет человека, как бы нечувствителен он ни был к обязанностям религии, который может полностью удовлетворить свой собственный ум или умы других понятием, что идея будущего мира - это просто химера. И напротив, возможность и даже вероятность того, что вечная судьба человека - это истина, имеет такую силу, что в определенный момент может заставить задуматься даже самых беспечных профанов. И все же поразительно думать, с какой легкостью и безразличием множество людей, захваченных потоком времени, живет под ужасной неопределенностью того, ждет ли их тьма уничтожения, царство блаженства или бесконечное горе. "Между нами и этими тремя вещами, -   говорит знаменитый французский писатель, - нет преграды, кроме самой жизни, этой самой хрупкой вещи во всей природе, и счастье небес, конечно, не предназначено для тех, кто сомневается, что у них есть бессмертная часть, чтобы наслаждаться им; таким людям ничего не остается, кроме жалкого выбора между аннагиляцией или адом. Нет ни одного предмета для размышления, более реального, чем этот, как нет и ничего более страшного. Давайте соберем все мужество, размышляя о нашем состоянии, и будем играть героев так искусно, как мы сможем; все же перед нами вопрос, который посещает самую добрую жизнь на земле! Напрасно для людей пытаться отвратить свои мысли от этой вечности, которая их ждет, как будто они думают, что могут уничтожить ее, не давая ей места в своей жизни и воображении. Она существует вопреки им, она готовит к завершению действия, и смерть, которая через короткое время должна опустить занавес, несомненно приведет их к ужасной необходимости быть вечно никем или вечно несчастным".
Можно отнестись к предмету, столь интересному и знаменательному, с легкомыслием или безразличием, можно напрячь все силы души в поисках удовольствий и других вещей, которые максимум через считанные годы навсегда уйдут из наших объятий,  и никогда не проводить ни одного серьезного часа в размышлении о том, что, возможно, последует за нынешней сценой существование, или в попытке найти какой-то свет, чтобы прояснить сомнения, которые могут нависнуть над этим важным исследованием, и вместо этого относиться с насмешкой и презрением к тем, кто попытается направлять нас на пути такого размышления - это не только глупость и нелепица, это было бы верхом безумия и безрассудства. Это противоречит всякому принципу, по которому могут действовать разумные люди по отношению к делам этого мира. Чтобы сохранить прибыльный бизнес, или чтобы предотвратить потерю состояния, человек иногда напрягает каждый нерв, прилагает все усилия, лишает себя сна, идет на многочисленные неприятности, храбро пересекает океан и сталкивается с бушующими стихиями. Более того, он может быть переполнен отчаянием при малейших трудностях, может проводить целые недели и месяцы в угрюмости и огорчении из-за воображаемого оскорбления - и в то же время оставаться совершенно равнодушным, чуждым даже малейших эмоций при взгляде на неизвестные сцены вечного мира и опасность бесконечных страданий, которым он подвергается. Такое легкомысленное расположение, которому слишком часто подвержены тысячи людей и которое порой даже смешивается с религией наших приходов и ассамблей, очевидно, несовместимо с голосом благоразумия и здравого смысла, и со всем, что должно охарактеризовать рациональное и ответственное существо.
Когда мы оглядываемся назад в необъяснимую бездну вечности, которая уже прошла, когда мы с нетерпением ждем неизмеримой протяженности и непостижимых глубин вечности, которая должна прийти, когда мы увидим время и все его кружащиеся годы только как точку на поверхности этого огромного океана, когда мы рассматриваем огромные пространства Вселенной, которой мы окружены, и бесчисленное множество миров, которые лежат рассеянными во всех направлениях по всей неизмеримой шири творения, и, возможно, обитающие там существа с другим устройством и мыслью, неизмеримо далекие от места нашей жизни и проходящие через новые сцены и изменения в далеких мирах; когда мы видим, как наше существование как мыслящих существ движется параллельно старению наших тел, и видим, что наше отношение ко времени может прекратиться в любой момент и наша связь с вечностью начнется в течение нескольких месяцев или лет, или даже прежде, чем земля опишет следующий круг вокруг солнца - ни один вопрос не кажется нам столь важным и значимым, как тот, что приводит к определению нашего будущего и вечного состояния и той реальности, что ждет нас за гробом.
Оставаться бесчувственным к важности такого исследования и не понимать перспективу результата, к которому оно может привести, предпочитая этому нашу чувствительность ко всем ничтожным заботам и маленьким бедам жизни - значит проявлять самую безотчетную глупость, непоследовательность и самовлюбленность. Человек, чье сердце задыхается по истинным знаниям и счастью, чьи чувства сосредоточены на Авторе его существования, и которому доставляет удовольствие созерцать Его характер и совершенства, с радостью воспримет каждое исследование, которое имеет тенденцию пролить свет на сцену его будущей судьбы. Он будет взвешивать беспристрастно, каждое соображение и с восторгом ухватится за каждый аргумент, с помощью которого полное убеждение в нашей бессмертной судьбе может быть несмываемо запечатлено в его разуме, и это придаст его душе радость среди тени смертной, ибо он будет знать, что когда его земной дом разрушится, он получит "дом от Бога, нерукотворный, вечный". Поэтому, иллюстрируя доказательства будущего состояния, я, во-первых, изложу изложите некоторые из тех доказательств, которые обосновывает свет природы, говорящий человеку о его вечном предназначении, а, во-вторых, скажу о тех, которые получены нами из системы Откровения.
В том, что касается религии, человечество во все века было склонно впадать в крайности. В то время как некоторые были склонны придавать слишком большое значение простому усилию человеческого интеллекта и представлять себе человека способным только светом разума без посторонней помощи исследовать путь к истинной мудрости и счастью - значительная часть религиозных людей, с другой стороны, были склонны относиться к научному знанию и его отношению к религии с безразличием, граничащим с презрением. Обе эти позиции одинаково глупы и нелепы. Тот, кто возвышает человеческий разум как единственного верного проводника к мудрости и счастью, забывает, что человек в его нынешнем состоянии обладает искажениями ума и, следовательно, склонен к ошибкам, и поэтому никто из тех, кто будет полагаться только на разум, не будет в состоянии достичь желаемых целей. В течение тысяч лет человеческий род был предоставлен для своего руководства исключительно силам разума, чтобы нащупать себе путь к храму знаний и вратам бессмертия, но каков был результат всех его тревог и изысканий? Вместо того, чтобы приобрести правильные представлений о великом Авторе всего сущего, о природе Его совершенств  и о том, как чтить Его, люди приобрели тщеславие и самомнение, отупели, и их сердца омрачились.  Называя себя мудрыми, они стали глупцами, и превратили славу нетленного Бога в образ развращенного человека, четвероногих зверей и ползучих тварей. Вместо того, чтобы приобрести правильные взгляды на принципы нравственного действия и поведения, подчиняясь вечным правилам нравственности, они предались действию самых дьявольских страстей, вели непрерывные войны и опустошали целые страны грабежами и ужасной бойней, так что всемирная история представляет, на наш взгляд, сплошную череду проявлений порочности человечества и обид, нанесенных одними народами другим.
И так было и остается не только среди людей низкой культуры, орд дикарей на берегах Африки и в дебрях Америки, но даже среди наций, которые стояли и стоят впереди всех в рядах цивилизации и науки. Древние греки и римляне, которые хвастались своими достижениями в философии и искусстве, держались самых глупых, противоречивых и неуместных представлений о предметах своего поклонения, о требованиях религии и о вечной судьбе человека. Они поклонялись множеству божеств, отличающихся нечестием, творящих обман, несправедливость, ложь, похоть, предательство, месть, убийство и любой другой порок, который может унизить человека и его разум, вместо того, чтобы разумно чтить тот Высший Разум, который создал вселенную и управляет ею. Даже их священники и философы предавались самым недостойным и отвратительным практикам и имели самые неразумные понятия о вселенной, о вещах и о нравственном управлении миром. Большинство из них отрицали будущее воздаяние, а у многих из них вообще были сомнения в реальности посмертного существования; что касается учения о воскресении из мертвых, они никогда не мечтали о таком событии, и когда им была предложена такая идея, они расценили ее как вершину абсурда. Славой, к которой стремились их князья и благородные люди, было сеять смерть и разрушение среди своих собратьев, нести огонь и меч, ужас и смятение, опустошать земли других народов, наполнять поля грудами убитых, лишать уцелевших всех земных утешений и приковывать пленных царей к колесницам, чтобы самим наслаждаться великолепием и почестями триумфов. И то, что мы знаем о самых культурных и просвещенных народах древности, будет одинаково применимо к нынешним жителям Китая, Индостана, Японских островов, Бирманской империи и  любой другой цивилизованной нации, над которой не сиял свет Откровения. Что бы ни исследовали своим разумом люди за истекшие с той поры 1800 лет, они находятся ныне так же далеко от предметов своих стремлений,   как и тогда, когда они только начинали свои исследования. И не только это, но  некоторые из этих народов за истекшие времена предались самым гнусным суевериям и идолопоклонству, распространили среди себя множество нелепиц и ужасающих жестокостей, которые были совершенно неизвестны среди греков и римлян.
Таковы печальные результаты, к которым пришли люди, оставаясь под руководством разума без помощи извне в самом значимом и важном из всего, что они хотели понять. Они блуждали среди глупостей и ошибок, а их исследования, вместо того чтобы направлять и расширять религиозные взгляды, как правило, лишь сбивали с толку пытливый ум человека и бросали еще более глубокую тень умственного мрака на наш отступнический мир. После того, как многие века были потрачены на решение тревожных вопросов о пути к истинному знанию и счастью, невежество, порок и горе все еще продолжают простирать свой скипетр над подавляющим большинством человечества. И если нам будет позволено рассуждать от прошлого к будущему, мы можем быть уверены, что пока человечество лишено проводника, превосходящего мерцание развращенного разума, оно приблизится к цели своих путей не больше, чем приблизилось за истекшие шестьдесят веков вплоть до нашего времени. Только к связи с раскрытием Откровения мы можем ожидать, что усилия нашего разума будут успешны в вытеснении царства невежества и унизительных суеверий и прекращении одичания народов языческого мира - через провозглашение праведности, порядка и мира для всех народов.
Хотя христианская религия никогда еще не была полностью понята во всех своих аспектах и сердечно соблюдаема во всех своих требованиях, множество людей исповедует веру в его Божественное происхождение, и целые народы признали власть Сына Божия и подчинились ей, и для них любая вещь уместна, лишь если она согласна с истинами Божия разума и соответствует Его моральному правлению. Но, с другой стороны, хотя свет природы сам по себе слабый и недостаточный проводник, чтобы направить нас к правильному пониманию высшего Разума и нашей вечной судьбы, все же самой опасной и обманчивой ошибкой будет думать, что следует отказаться от разума и науки, посредством которых мы познаем наш мир. Человек, который отказался бы от усилий человеческого интеллекта и наук о природе, исходя из религии, забывает, что Тот, Кто является Автором искупления человека, также есть Творец и Господин всего материального мира; что одна из целей морального правления Евангелия - подготовить нас к правильному созерцанию проявлений Божественного совершенства через видимые дела творца, с помощью которых Он являет атрибуты Своей природы разумным существам; что именно для изучения и созерцания Божьих дел нам даны высшие способности интеллекта, и если бы человек остался в состоянии невинности, они использовались бы именно с этой целью; что одна из главных целей Божественного Откровения - это раскрыть нам действия Бога и Его провидения в формировании и раскрытии всех вещей, и, наконец, что Священные Писания полны самых возвышенных описаний видимого творения и упоминаний множества вещей, украшающих природу.  Без развития наших способностей суждения, без исследования законов и домостроительства природы мы просто не оценили бы многих самых возвышенных дел и самых интересных аспектов Богооткровенной религии. Мы потеряли бы все доказательства аргументов, самым ясным образом показывающих существование Бога, Его мудрость и всемогущество; мы остались бы без возвышенных концепций совершенства и свободы Иеговы, величие и необъятность дел Которого так вдохновляют нас; мы не восприняли бы в полной мере доказательств Божественного авторитета Откровения; мы не смогли бы доказать разумное и удовлетворяющее наш дух толкование многих слов Писания, а также исполнить явное повеление Бога созерцать чудеса Его силы, размышлять о Его делах и прославлять Его деяния.
Эти и многие другие соображения показывают, как глупо игнорировать видимые явления Божества в упражнениях религии, и как недостойна практика некоторых богословов обесценивать чудесные дела Иеговы и оставлять их в тени, как будто они  недостойны нашего серьезного созерцания. По их мнению, быть плохим философом - самый верный путь к тому, чтобы стать хорошим христианином, а расширять человеческий разум значит ставить христианство под угрозу и выставлять смысл религии несостоятельным. Они, кажется, считают, что самый благородный триумф для христианского дела - это обесценить материальный мир и попрать под ногами не только землю, но и видимое небо, как старую, поврежденную ткань, которая больше не требует нашего изучения и не нуждается в восхищении. Их выражения во многих случаях вынуждают сделать вывод,  что они противопоставили домостроительство природы домостроительству искупления, как будто не Тот же самый Бог, Который создал систему природы, также является Автором вечного спасения для всех, кто повинуется Ему!
Будет бесспорно глупо и нечестиво презирать или недооценивать любой из способов, которыми Богу было угодно открыть Свою природу и совершенства человечеству. Если Он явил Свою "вечную силу и Божество" в великом театре природы, являющемся предметом научного исследования, недопустимо и будет крайним непочтением к дивному Автору мира, если такое великолепное проявление Его силы, мудрости и благодеяний, как материальная Вселенная, будет рассматриваться разумными существами с безразличием или пренебрежением. Будет просто бессовестно, если мы не примем с почтением и благодарностью каждый луч славы нашего Создателя, будь то исходящий от света откровения, отражающийся в пейзажах природы вокруг нас или нисходящий с покрова небес, где сияют бесчисленные звезды и движутся планеты и кометы. Вместо противопоставления одного отдела знаний другому с тем, чтобы обесценить науки о природе, наш долг состоит в том, чтобы извлечь из обоих как можно больше сведений и наставлений, рассчитанных на нашу пользу, как они разворачиваются соответственно гармонии Откровения, и использовать откровение в природе, укрепляя, усиливая и продвигая вперед наши взгляды на откровение, содержащееся в Священных Писаниях.
Что касается откровения в Писании, некоторые решили, что оно говорит мало или почти ничего о том, что касается материальной вселенной, и что, следовательно, изучение видимых дел Божьих может иметь лишь незначительное значение в продвижении религиозных знаний и святых чувств. Я еще покажу, что это рассуждение крайнее и лишенное всяких оснований. Но в то же время, хотя бы оно  было принято как должное, оно не даст никаких аргументов против сочетания науки с религией. Следует тщательно отметить, что Божественное Откровение главным образом предназначен для того, чтобы научить нас познанию тех истин, которые важны для нас как для субъектов нравственного правления Правителя мира - иными словами, поскольку мы есть падшие творения, а также моральные субъекты. Его грандиозная цель заключается в раскрытии основ и деталей замысла Божьего милосердия и благодати искоренить злые склонности и страсти, которые в нас внедрил грех, привить святые принципы, которые стремятся к объединению человечества в гармонии и любви, и произвести те благодатные нравы и расположения любви, которые через веру позволят нам наслаждаться счастьем, возможно, уже в этом мире, и во всяком случае в мире грядущем.  По этой причине несомненно, что именно моральные атрибуты Божества представлены нашему взору в священной Книге в большем объеме, чем Его природные совершенства,  и что те особые распоряжения Его провидения, которые касаются морального обновления человеческого рода, изложены наиболее подробно, в то время как степень распространения вселенского Царства, существование отдаленных миров и их моральное домостроительство - на все это мы имеем лишь намеки, или же это скрыто от нас покровом неизвестности. Если бы Откровение, столь необходимое нам, было неопределенным и охватывало предметы очень разной природы, оно потерпело бы неудачу в применении средств, необходимых для исправления тех расстройств, которые грех распространил среди людей.
Но, конечно же, никогда не предполагалось, даже с религиозной точки зрения, что    силы человеческого разума, в их созерцаниях и исследованиях, должны ограничить диапазон предметов, черпаемых ими из Откровения, теми вещами, которые относятся только или главным образом к нравственной природе, ибо если Всемогущий открыл нам такое великолепное зрелище вселенной вокруг нас, и одарил нас способностями, позволяющими в значительной мере постичь ее структуру, то мы можем также вывести отсюда многие самые благородные  и возвышенные результаты. Ходить среди великого театра Божия и смотреть с безразличием на знаки Его всемогущества и мудрости, которые проявляются везде и всюду - значит не ценить Самого Творца и презирать то, что Он уделил от Своей вечной силы и славы нам самим.   Религиозная преданность такого человека, что бы он ни затевал, на какие бы проявления благочестия ни претендовал, потерпит неудачу в попытке сформировать адекватные представления о Том, Кому он намерен поклоняться.
Возвышенные открытия астрономической науки говорят о том, что среди мириад солнц и систем лишь небольшая часть уделена Творцом в распоряжение человека. Исповедующие христианство люди, чьи благочестивые упражнения не бодрят, а концепции Божества не расширяются созерцанием красоты жизни и разнообразия ее ароматов, скорее всего, совсем не знакомы с более возвышенными проявлениями благочестия и самыми благородными чувствами, которые пробуждает  восприятие прекрасного и возвышенного. "Дела Господни, - говорит вдохновенный писатель - дивны, вожделенны для всех, кто любит их". Все они несут на себе печать бесконечного совершенства и являют множество знаков, возвышающих наше представление о Его незримой славе. О перспективах, раскрываемых Божиим Откровением, мы знаем, что после такого состояния расширенного видения они склонны пробуждать самое пылкое стремление все больше постигать замыслы  и дела Бога, которые будут развертываться перед нами все яснее, пока не зазвучит бессмертный гимн Торжествующей Церкви: "Велики и чудны дела Твои, Господь Бог Вседержитель,  праведны и истинны пути Твои, Царь святых".
Самые прославленные представители человеческого рода во все века поражались красотой и величием видимого творения, и посвящали определенную часть своего времени и внимания постижению чудес его домостроительства и организации. Поэтому не вопрос, что если часть наших мыслей посвящена исследованию чудесных дел Всевышнего, должно в конечном счете вдохновить нас. Поскольку некоторые читатели могли придать нам самим излишнее значение, может быть уместным заявить, что мы не говорим, что знание естествознания необходимо для благочестия, но что если человек, имеющий возможность познакомиться с науками о природе и созерцать чудеса небес и истинный свет творения, не найдет свои взгляды на Творца расширившимся, а свои религиозные чувства - поднятыми такими исследованиями, то у нас есть основания задать вопрос о его чувствах. С другой стороны, мы должны спросить: будет ли возрастание силы нашего ума способствовать  нашему возрастанию в христианской жизни и нашей подготовке к возвышенным занятиям вечного мира?
Если ученые нового времени значительно расширили наши взгляды на систему природы и раскрыли огромные масштабы дел Творца в отдаленных областях космоса, то новейшие     открытия естествоиспытателей и философов-экспериментаторов в таких вещах, как атмосфера, вода, газы, жидкости, электричество, магнетизм, а также устройство и поведение живых существ, открыли нашему взору ярчайшие проявления Божественной мудрости в создании и устроении всех частей нашего земного обитания.  С тех пор совершенствование полезных искусств шло в ногу с прогрессом науки, и было достигнуто множество полезных целей,  которые в конечном итоге имеют отношение к интересам и прогрессу религии, прежде всего к нашему общему желанию распространить истину христианства среди языческих народов. С тех пор, как на обоих континентах стал воцаряться религиозный мир, целые нации стремятся разорвать оковы деспотизма, обрести свободу исканий и умственного совершенствования, и если все эти открытия и изобретения, движения и энергии человеческого ума, из которого они исходят, находятся под руководством и контролем Всемогущего Существа, что сотворило мир и управляет им - их следует рассматривать как часть дел провидения, в ходе которых   Он совершит сверхъестественное озарение нашего бытия и путей человечества и даст делу праведности и истины восторжествовать среди всех народов. И поэтому  просвещенный христианин должен благодарно ценить каждое явление и каждое раскрытие атрибутов Бога и величия Его дел, и может быть воодушевлен, чтобы "говорить о Его делах и возвещать славу Его величия, чтобы сыны человеческие знали, как действует Его могущество".