Буддизм глазами физика

Алексей Бтр Кабанов
Сейчас читаю книгу Сергея Александрова "Буддизм глазами физика". Написано просто, для меня даже простовато. Поэтому много размышляю, что называется, "улетаю" в размышления.

Возможно эти размышления будут куда более сложными для читателя, и, может быть, потребуют немало усилий, но пусть это будут ключики для тех, кто любит искать. Здесь будут отсылки (но только лишь отсылки) к закону обусловленности в Буддизме, к высшей (ну не очень высокой) математике, к квантовой механике. Если же для кого-то это будет совсем неудобоваримо, рекомендую почитать книгу Сергея Александрова из заголовка этого рассказа.

Когда я к концу 90-х, еще в старшей школе, впервые познакомился с идеями Майкла Барнсли об итеративных системах и сжимающих афинных преобразованиях (он основатель компании Iterated Systems, логотип которой - ветка папоротника, образованная четырьмя простыми преобразованиями), я вдруг ясно увидел, как устроено наше сознание.

И все прошедшие годы я лишь находил этому подтверждение и разные слова, которыми это прозрение можно хоть как-то описывать.

В центре свежей математической идеи Барнсли находится неподвижное изображение, то, к чему сходится итоговый образ, если, к примеру, взять четыре зеркальных поверхности и показать их друг другу. В итоге сформируется фрактальная картина папоротника, дерева, облака, горного ландшафта... Нужно лишь чуть-подправить коэффициенты.

То есть, из некой крайне простой структуры (Барнсли назвал ее L-системой) рождается богатство и многообразие всего мира.

Сразу прошу прощения за буддийскую терминологию дальше, но, к сожалению, в других философских и научных школах подходящей терминологии не нашлось.

Именно так, самоподобным, фрактальным образом, малое число исходных признаков различения (виджняна) рождает все бесконечное разнообразие различимых образов (намарупа).

Только через долгие годы я встретил эти слова и понял, что увидел тогда крайне глубокое явление, называемое в теории кармы "виджнянапратьяя намарупа", что значит в моем вольном переводе "с различиями обнаруживаются различимые образы".

И еще долгие годы, я искал, что же такое "авидьяпратьяя санскара" и "санскарапратьяя виджняна". Опять же, в моем крайне вольном переводе эти звенья цепи обусловленности звучат как "с неопределенностью обнаруживается беспокойство" и "с беспокойством обнаруживаются различия".

Почему же меня так терзал этот вопрос? Причина проста. Как у всякого материалиста (говоря обобщенно - этерналиста) для меня было невозможным представить, чтобы что-то возникало из ничего, без какого-то механизма, обеспечивающего возникновение.

И где-то к концу 2000-х началу 2010-х тяжелый вопрос "как из ничего возникает все" для меня вдруг разрешился. Сначала, опять же, прозрением в несколько иную картину суперпозиции, квантовой запутанности, чем это обычно трактуется (интерпретируется). Рискуя, что меня назовут фриком и бросят читать, я все же изложу смутные черты того, что обнаружил.

Честно, я очень долго искал, каким образом выразить эту самую пустоту, в которой возникает сингулярность. Квантовая механика не дает такого способа записи, поскольку это была бы фрактальная вложенность |X> в дальнейшую запутанность, что-то вроде бесконечной |||||...|X>...>>>>.

Для тех, кто не знает, что такое запись суперпозиции, кратко поясню. Посмотрите вокруг. Мы видим множество разных предметов, в большом числе вариантов. Нам привычно так видеть - каждый предмет на своем месте, он узнаваем своей похожестью на другие подобные, и имеет различия от них, как в некоторых деталях, так и в пространстве-времени. Однако, существуют такие физические объекты, которые могут одновременно находиться в одной позиции пространства времени в разных вариантах сразу. Это и называется суперпозиция. Привычные телевизоры или телефоны вряд ли получится запутать между собой, а вот элементарные частицы делают это с завидной закономерностью. Надеюсь, что слегка прояснил идею суперпозиции и не слишком покривил против строгих научных взглядов.

И я до сих пор не знаю, как то, что открыл, выразить в матрицах или операторах, но в конечном итоге это и не нужно, поскольку реальная глубина самоподобия всего нашего мира не так уж и велика.

Шесть опор (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышление, современные ученые могут выделить таких опор несколько десятков), словно шесть зеркал, направленных друг на друга, рождают информационное пространство чувственно воспринимаемых образов, а жажда и цепляние ограничивают их еще сильнее. Я сейчас не буду делать более глубокий эскурс в закон взаимообусловленности (пратитья самутпада), чтобы не усложнять и без того уже сложное повествование.

В результате "редукции" суперпозиции со бесконечного многообразия до ограниченного, мир людей определен в значительной степенью пятью опорами чувств, ум человека страшится неопределенности (безумия) чистой опоры ума, в отрыве от пяти остальных опор, поэтому миры рупалоки человеку видятся снами, фантазиями, галлюцинациями. Вне контакта с телом человеку страшно. Сенсорная депривация легко это показывает.

Однако, те, кто способны успокоить этот страх, обнаруживают происхождение всего этого мира из простых первичных реальностей и могут увидеть выход из него.

Тогда становится видно, что все существа и окружающие их миры - лишь иллюзия, подобная тому, как в калейдоскопе из нескольких цветных камушков и зеркальной призмы порождаются картинки, или подобно тому, как система итерируемых функций способна генерировать сложнейшие изображения, среди разнообразия которых наш мир - лишь узкая щелка восприятия.

И становится глубоко ясен закон кармы - эта самая пратитья самутпада, и увидев звенья рождения и смерти, становится ясным и их обусловленность. Подобно тому, как из коробки с игрушками ребенок может доставать некоторые и играть с ними, рождение достает из коробки бхава (существования, кармы) совокупности и играет с ними в звене смерть, делая исходную суперпозицию сначала разбитой на осколки признаков и образов, а затем связав их в желаемое и избегаемое ограничивает эту коробку существования и проявляясь уже в окончательных событиях (читтах) в звене распадка и смерти.

Поэтому для меня всегда абсолютная реальность виделась в виде не то дерева, со стволом, ветвями, побегами, почками, листьями, цветами и плодами, или как многоуровневый фонтан.

Но если посмотреть на это со стороны отдельного момента жизни, то это видится действительно, как цепь моментов, в которой можно перебраться из яблока этого рождения в другие яблоки-рождения и увидеть их общие побеги существования, ветви цепляния и жажды и всю чащу заблуждений.

Если Вы дочитали до конца - я потрясен. Спасибо Вам от всей души, которая лишь иллюзия, но от того не менее теплая и благодарная.