Шедевр антибандитской кинополитики!

Максим Гуреев
В этом фильме хорошо практически всё: от романтизации образов честных милиционеров (эх, была ведь когда-то НАРОДНАЯ милиция, а не анти-народная полиция!) до метких фраз и тонкой кинематографической прорисовки психологических портретов самых разнохарактерных персонажей.
Насколько огромна разница между этим детищем Станислава Говорухина и вышедшей на экраны спустя 20 лет сидоровской "Бригадой"! Когда-то мы, действительно, ВЕРИЛИ в справедливый общественный порядок и сильное НАРОДНОЕ государство!

Что-то, конечно, может показаться сказочно-фантастичным: почти все герои здесь - это реальные герои, а злодеи - реальные злодеи, за исключением некоторых фигур, в связи с которыми вспоминается название другого культового советского фильма - "Свой среди чужих, чужой среди своих": если военный товарищ Левченко, которого волею судьбы (или точнее - злого рока, без которого, впрочем, Шарапов вряд ли бы выжил, да ещё и смог ликвидировать банду) закинуло в презираемую им бандитскую "малину", естественным образом вызывает сочувствие, то струсивший в самую ответственную минуту "везунчик" Петюня - презрение не меньше, чем у самого Жеглова.

Есть над чем задуматься по факту просмотра конкретных серий и эпизодов: не только над необходимостью определённого порядка во взаимоотношениях с женщинами (метания и терзания Ивана Сергеевича Груздева), но и над судьбоносностью, причинно-следственными связями, в которые задействованные персонажи вмонтированы Судьбой или сознательно/бессознательно инициируют сами. Шарапов спас жизнь Левченко на войне с внешними оккупантами, Левченко - спас Шарапова в процессе борьбы с внутренними паразитами страны; Петюня спас свою шкуру, прогнувшись под волю решительного и дерзкого Фокса, но зато потерял и важную работу, и репутацию, и уважение многих советских людей.

"Наше дело правое, победа будет за нами", именно поэтому в итоге, всё же, удалась лихая трагикомедия, закрученная Шараповым в "малине", хотя он, действительно, несколько раз висел на волоске от смерти.

ТО Советское кино учило нас любви к Справедливости, даже если ради этой РЕАЛЬНОЙ (а не абстрактной!) Справедливости иной раз, как Глебу, людям приходилось нарушать формальную букву закона. Кинематограф же, который мутной волной хлынул на наши телеэкраны в 90-е годы ХХ века, в основном содержит в себе манифестацию совершенно противоположных ценностей, апофеозом чего стала "Бригада" и иже с нею, в некоторой степени состряпанные по подобию черноплащных/чернопольтных гонконгских кроваво-мессивных боевиков Джона Ву и вовсю пропагандирующих бандитский произвол голливудинках.


6 сентября 2019