Синхронный канкан Кумтора

Замир Осоров
(Отрывок из трагедии "Золотые врата Кумтора")

«В принципе, это трагедия шекспировского масштаба и накала страстей. Автор сделал действующими лицами проворовавшихся экс-президентов и политиков, обогатившихся на «золотой афере века».
 Али Турдугулов, литературовед, доктор филологических наук.

Электронный и бумажный вариант книги можно купить по адресу:
https://ridero.ru/books/zolotye_vrata_kumtora/


(Первые леди подобно русалкам стали вращаться и изгибаться в воде, демонстрируя чудеса водной гимнастики, выставляя разные интимные части сначала верхней половины своего тела, высоко вскидывая над водой головы, руки, обнажая подмышки, ключицы - затем, вытягивая тело горизонтально в воде, переворачивая его, обнажая под разными ракурсами и углами стопы, колени, бедра, промежности, нижние передние и задние части туловища, ягодицы, затем и вовсе уходя головой в воду, поднимали ноги, бедра кверху, совершая плавные вращательные движения, выставляя напоказ самые сокровенные и недоступные уголки своего тела, где у них скрывались родимые пятна, родинки, бородавки и другие особенности их кожи, присущие только им — и на что эти дамы, в довершение ко всему, в ходе этих сложнейших упражнений указывали  указательными пальцами, нисколько не стесняясь, а наоборот, полностью раскрывая и выворачивая наизнанку свои чары и вытягиваясь ими навстречу, подобно щупальцам осьминога, чтобы Журналист зафиксировал навеки в памяти точное местоположение этих интимных подробностей).



Занавес открывается.

 В обрамлении все еще белоснежных и девственно чистых кыргызских гор, покрытых ледниками, взору предстает огромное искусственное озеро Кумтора — это ставшее знаменитым серно-кислотное, цианидное хвостохранилище золоторудного комбината, шириной в несколько километров, где опоясывающая дамба по нижнему периметру водоема, выложенная из мусора, старых покрышек и сваленных камней, удерживает от прорыва в устье реки Нарын (Сыр-Дарья) 60 млн. кубов высокотоксичного ядовитого раствора.

(Экс-президенты Кыргызстана Акаев, Бакиев, Атамбаев нагие с обожженными телами и с содранной кожей купаются в воде. Среди них также плавают Левитин, Бирштейн, Гуревич, Максим, Айдар и много других известных деятелей, экспертов, советников, аксакалов — все они барахтаются в серной кислоте, испытывая невероятные муки.

На берегу озера, на возвышении из мусорных отходов, расположился огромный дракон, который наблюдает за тем, как люди «купаются» в хвостохранилище, и когда кто-то из них пытается выбраться на берег, жуткое чудовище изрыгая из пасти длинную струя огня, снова загоняет мученика в ядовитую и холодную воду).

Журналист: О Боже, что это за видение?! Во сне это происходит, или наяву?

Дракон (громовым голосом): А-а, писака! Уж кому кому, так тебе не надо было быть таким скромным. Сон или не сон — нет разницы. Спроси у тех, кто принимает серные ванны — они все тебе скажут как есть?

Журналист: Кто все эти люди и в таком ужасном состоянии плавающие под этой дамбой и там вдалеке? Как же их много?

Дракон: Это — акционеры Кумтора, несказанно разбогатевшие кыргызстанцы и их зарубежные коллеги. Миллионеры и миллиардеры, главы держав, депутаты, конгрессмены и прочая шушера, охочая до власти и золота.

Журналист: Они тоже имеют отношение к Кумтору?

Дракон: Все, кто так или иначе наварились на золоте или заработали на этом политические дивиденды. Там есть и брокеры с биржи в Торонто и президенты, и маклеры — все теперь барахтаются в кислоте и терпят муки. У Кумтора были ведь 5 тысяч акционеров по всему миру.

Журналист: Неужели все они здесь?

Дракон: Большая часть. Особенно жадные деятели принимают ванны, а менее провинившиеся акционеры — пашут на рудниках Кумтора.

Придет время и ты тоже будешь барахтаться в этом бассейне, если не перестанешь скрывать правду и заниматься подкрашиванием лжи!

(Обращаясь к плавающим в хвостохранилище).

Ну-ка, скажите, совращенные золотом несчастные и жалкие души и душонки, муки, которые вы испытываете — настоящие или не настоящие?

(Из пасти дракона полыхнула струя огня в направлении президентов, головы в ужасе скрылись под водой в ядовитом растворе).

Первым показался над водой Аскар Акаев, неожиданно близко к берегу, где стоял, созерцая в изумлении и ужасе это зрелище Журналист.

Аскар Акаев: Эй, уважаемый современник, это не сон — все, что ты видишь. То, что мне казалось прежде реальностью, оказалось сном. Как же я так мог обмануться!? А еще я назывался специалистом по квантовой физике и голографии. Вот меня и сголографили, в конце концов — сюда, на Кумтор — на ту реальность, которую я заслужил по праву. Я прошу тебя, подойди поближе.

(Журналист подходит вплотную к берегу хвостохранилища).

Аскар Акаев: Я хорошо знаю тебя. Как и ты меня. Ведь ты учился в Политехническом, где я работал когда-то. Надо было мне там и оставаться физиком и не лезть в большую политику. Я ведь был неплохим ученым… Но теперь все это в прошлом и ничего уже не вернуть…

Журналист: Аскар Акаевич, когда вы пришли к власти, многие вам верили, считали вас достойным президентом, почему же мы все обманывались?

Дракон: Ну что скажешь на это, человек достойный быть президентом?

Аскар Акаев: Я изначально не был достоин быть президентом. Я оказался в этой должности по воле интриганов и ненавистников Масалиева, которые хотели любой ценой избавиться от него.

Журналист: Но даже видя, как нечестно вы пришли к власти, многие смирились с этим, надеясь, что вы будете лучше Масалиева. И вроде вначале вы оправдывали эти надежды. Но почему вы так и не заложили в Кыргызстане основы устойчивой демократии?

Аскар Акаев: В том-то и дело, проклятая моя доля! У меня было все, чтобы превратить Кыргызстан во вторую Швейцарию — и знания, и власть, и международная поддержка.

Не хватило только малости! Любви к кыргызскому народу, высоких нравственных качеств руководителя, духовного и исторического величия. Я был неплохим физиком и человеком, а президентство превратило меня в мелкую и мстительную душонку, которая не видела ничего, кроем денег, золота, укрепления режима личной власти любой ценой, которая не знала как отстаивать интересы Кыргызской Республики — так я превратился в шута и паяца перед лидерами великих держав, я стал их марионеткой, заискивая и трепеща перед ними и в то же время обрекая свой народ на прозябание. Я не был президентом по своей сути — в итоге, стал предателем кыргызского народа и даже после того, как народ избавился от меня, найдя убежище в другой стране, я продолжал вредить своему народу и родине, активно сотрудничая с лидерами и политиками, которым была ненавистна свобода кыргызского государства.

…У меня к тебе есть одна просьба…

(Рядом с Журналистом оказались Курманбек Бакиев и Алмаз Атамбаев, соревнуясь друг с другом).

Курманбек Бакиев: У меня тоже есть к тебе слово, Замир. Помоги, дорогой, не откажи мне. Ведь мы все-таки с тобой земляки. Ведь в свое время ты верил в меня и помог мне стать президентом?

Журналист: Да, я верил, как и большая часть народа в вас, когда вы стали президентом, когда народ прогнал из Кыргызстана Акаева с позором — все верили, в том числе и вы, что на этот раз в Кыргызстане утвердится справедливая власть. Почему этого не произошло?

Бакиев: Ээ, товарищ журналист, политика — вещь сложная… Я действительно, хотел работать во благо народа и чтобы впредь не было семейного правления. Но мы все живем в пределах стран СНГ, где происходят схожие процессы и выдвинуться из этой среды очень непросто. Во всех этих странах в той или иной форме присутствует авторитаризм и семейная или групповая форма правления — везде процветает та же самая системная коррупция и нравственное одичание власти и значительной части общества, порочные суды и прочее. Как в такой обстановке я в одиночестве мог сделать что-то, чтобы подправить режим правления в республике, а тем более заложить основы демократии? Да у меня на тот момент не было и соответствующих знаний и практики. Ведь я был руководителем предприятия при социалистическом советском строе — должность президента свободного Кыргызстана, а тем более в условиях свободной экономики, была совершенно неприемлемой и неподъемной для меня…

Алмаз Атамбаев (перебивая Бакиева): Послушай и меня, Замир. Ведь мы вдвоем долгие годы были в оппозиции к акаевскому режиму, твоя газета в одно время даже находила пристанище в «Форуме» — высотном здании, которое принадлежало мне. Я всегда тебя ценил как журналиста…

Бакиева: Дай возможность и мне высказаться!

Бакиев: И мне сказать то, что я хочу — до конца!

Акаев: Я тоже не сказал все до конца!

(Все три президента и их жены отчаянно борются за возможность высказаться Журналисту).

Акаева: Послушай меня тоже! Ведь твои предки были из Таласа, и ты из того же самого рода кучшу, что и я. Так что не откажись выслушать свою соплеменницу.

(В этот момент Дракон снова выпустил струю ужасного огня по направлению к президентам и их женам, которые быстро попрятали головы в холодной воде. Поскольку Журналист находился поблизости от них, огонь слегка коснулся и обжег его руку).

Дракон: А теперь окуни обожженную руку в воде хвостохранилища, и ты будешь иметь представление о муках, которые испытывают эти несчастные!

(Головы экс-президентов снова стали показываться над водой, один за одним).

Дракон (президентам): Говорите по одному, проявляя уважение друг к другу, несчастные клептократы, соблазненные золотом и подражающие дракону и их алчные жены, готовые идти на все ради обогащения и власти!

Акаев (Дракону): Очень хорошо, господин Дракон! (Журналисту) Все, что ты видишь здесь, товарищ журналист, ты должен честно рассказать как есть, когда вернешься назад.

Бакиев: Да, расскажи обо всем, не утаивая ничего.

Атамбаев: Отточи хорошенько свое перо и изложи все, как есть на бумаге, как это ты можешь делать, когда очень этого захочешь.

Акаев: Будет еще лучше, если ты встретишься с нами.

Журналист: Встретиться с вами? Как это? Где и как?

Акаев: Прилетай прямо в Москву и обратись к Аскару Акаеву лично. Скажи обо всем, что происходит здесь. Пусть он не надеется отсидеться там, под покровительством лидера этой страны, а быстрее возвратит украденные у народа деньги.

Журналист: Он меня послушается? Да и примет ли?

Акаев: Примет и послушается, если ты скажешь ему всю правду

Все президенты и жены хором: Расскажи! Расскажи! Расскажи!

Если не сделаешь этого, то и ты останешься с нами здесь вовек!

Расскажи! Расскажи! Расскажи!

Акаев: Пусть вернет все украденные средства у Кыргызстана — все, что осталось у него и спрятано в банках по всему миру, отдаст народу и пусть покается перед народом и мировой общественностью, пусть рыдает и чистосердечно раскаивается — может быть, тогда его страдания здесь облегчаться

Бакиев: Да, дорогой, после Москвы сразу же направляйся в Минск и встреться со мной, пожалуйста. Скажи мне, что сбежать из Кыргызстана и спрятаться у Лукашенко, в лесах Белоруси, постреливая там кабанов, не имея возможности видеть Максима — это еще не ад. Настоящий ад, дорогой мой, здесь — на хвостохранилище Кумтора! Пусть вернет все деньги Кыргызстану, которые он нахапал и прихватил с собой или где-то прячет по всему миру, а потом вернется на родину сам и будет осужден там сурово! А пить водку в Белоруси и жаловаться на судьбу — в этом нет ничего хорошего. Ээ, дорогой Журналист, конец света и Судный день — это тебе не пустяки и выдумки?! Как же устала моя душа от здешних мук и терзаний!

Атамбаев: Ну они вдалеке от тебя и Кыргызстана, а я живу в одном городе с тобой, Журналист. Завтра же, не откладывая, явись ко мне в резиденцию, обязательно пробейся ко мне и расскажи все, как есть, президенту страны, не скрывая ни одной мелочи, и он поверит тебе.

Иди быстрее, любым путем добейся встречи с ним, найди общий язык. Скажи мне, Фариду, моей супруге, советникам, родным и близким о том, что происходит со мной в этой стороне. Пускай как можно быстрее все они возвратят стране и народу похищенное у них. Пусть не упорствуют с проблемой Кумтора, передадут его полностью под контроль общественности и кыргызского правительства. Если ты не уговоришь его, я должен тебе сказать, Замке, ты тоже будешь здесь поджариваться на цианиде!

Журналист: Уважаемые президенты, я обещаю сделать все, что в моих силах, встретиться с вами и рассказать вам всю правду о том, что вижу здесь. Но ведь там меня никто не будет слушать?

Президенты: Будут слушать и исполнят все, что ты им скажешь!?

Бакиев: Если совсем потеряешь надежду, скажи, что видел у меня на теле родинку.

(Бакиев развернул тело в воде и вывернул руку назад указал на родимое пятно у него на спине, под лопаткой).

Если скажешь ему об этом, он поверит тебе, и воспримет все, сказанное тобой, всерьез.

Акаев: Очень хорошо! У меня тоже есть родимое пятно, о котором знают только самые близкие мне люди. Только оно находится ниже. Смотри!

(Президент нырнул по-дельфиньи в студеную отравленную воду, через мгновенье из воды показалось оголенное мягкое место президента, где у него имелось родимое пятно, — уже в следующий миг его голова снова показалась над водой).

Акаев: Если ты скажешь ему об этой родинке и точно укажешь его расположение, он тебя спросит, откуда ты знаешь об этом, и ты скажи ему, что видел его барахтающимся в хвостохранилище.

Атамбаев: Посмотри и на мои стопы, Замир.


(Поднимает правую ногу над водой).

Заметил родинку? Скажешь ему об этом, и он поверит твоим словам и больше не будет сомневаться.

Жены президентов: Приглядись повнимательнее и к нашим телесам, братец журналист. Если вдруг наши мужья не поверят тебе, то мы-то уж точно поверим…

(Первые леди подобно русалкам стали вращаться и изгибаться в воде, демонстрируя чудеса водной гимнастики, выставляя разные интимные части сначала верхней половины своего тела, высоко вскидывая над водой головы, руки, обнажая подмышки, ключицы - затем, вытягивая тело горизонтально в воде, переворачивая его, обнажая под разными ракурсами и углами стопы, колени, бедра, промежности, нижние передние и задние части туловища, ягодицы, затем и вовсе уходя головой в воду, поднимали ноги, бедра кверху, совершая плавные вращательные движения, выставляя напоказ самые сокровенные и недоступные уголки своего тела, где у них скрывались родимые пятна, родинки, бородавки и другие особенности их кожи, присущие только им — и на что эти дамы, в довершение ко всему, в ходе этих сложнейших упражнений указывали  указательными пальцами, нисколько не стесняясь, а наоборот, полностью раскрывая и выворачивая наизнанку свои чары и вытягиваясь ими навстречу, подобно щупальцам осьминога, чтобы Журналист зафиксировал навеки в памяти точное местоположение этих интимных подробностей).

Жены президентов: Если наши мужья, горе-президенты, не поверят тебе, то мы-то уж точно поверим, когда ты скажешь нам о том, что у нас скрыто под платьями. Эх, дорогой Журналистушка, если бы мы только знали, что с нами со всеми произойдет в будущем, то давно захомутали таких, как ты, когда мы были в силе первых леди страны. Кто мог тогда устоять перед нами — уж если не красой тела и души, так золотом, деньгами и влиянием мы бы быстро притянули тебя к себе, чтобы через тебя управлять будущим… И не пришлось бы тогда, может быть, заниматься этими упражнения в холодной и ядовитой воде этого проклятого водохранилища.

Президенты: Сжалься хотя бы над нашими женами, если тебе не жалко нас. Надеемся, что ты понимаешь теперь, каково нам тут, как тяжело принимать такие ванны здесь?

Журналист: Но я ведь говорил вам и предупреждал, стремился не утаивать правду, что будущее может стать ужасным. Но вы не поверили мне. Что же, я попробую еще достучаться до вас, я сомневаюсь, что вы мне поверите и в этот раз. Да и ваши близкие не дадут мне сделать это.

Президенты: Ты кого имеешь в виду?

Журналист: Ваших советников, тех, кто окружает вас, они не позволят, чтобы вы знали правду — скорее, обвинят и расправятся со мной, объявят ненормальным, загонят в психушку.

Президенты: Заклинаем тебя, не бойся нас. Отныне и впредь мы тебе и твоим братьям не будет чинить никаких притеснений, не будем преследовать тайно тебя и твоих родных. Наоборот, дадим тебе самую престижную работу, в президентском аппарате, окажем всяческую материальную поддержку, как творческой личности, направим послом в любую страну, куда пожелаешь, подарим самую лучшею квартиру в Бишкеке. Мы хорошо знаем о таких технологиях. Ты только, дорогой, встреться с нами, говори и пиши всегда только правду, даже если раньше и не понимали друг друга, то теперь уже этого не будет. Не только тебе, всем, подобным тебе людям, правозащитникам, любящим правду нашим гражданам, мы окажем существенную поддержку. Будем делать это, не предупреждая вас, а о наших возможностях вы даже представления не имеете.

Журналист: Как же вы будете хорошо относиться ко мне, если я буду критиковать ваши недостатки?

(В это время из воды показалась голова Советника президента Эмиля Каптагаева):

Потому что ты говорил и писал правду! А не так, как делали эти служители пера…

Советник президента (указал рукой в сторону журналистов и экспертов из президентской команды, почти все из них были знакомы Журналисту):

Они могли работать только по указке сверху, что им скажешь, то и жевали и пережевывали, разукрашивая, приглаживая да размазывая, думая только о квартирах, должностях, зарубежных командировках, им давай только побольше денег. И потому их слова не стоят ничего теперь и они принимают холодные ванны из цианида, мышьяка, свинца. Если и ты тоже будешь поступать как они, руководствуясь исключительно шкурными интересами, то и тебя ожидает то же самое, при этом я буду наказывать тебя и учить быть честным.

Журналист: Но, вы же итак не жаловали меня и наказывали как руководитель аппарата президента?

Советник президента: А то была ерунда, а не наказание! А вот что ты скажешь, когда с тебя содрут шкуру и бросят в ядовитый раствор?

(В этом месте в разговор вмешался Атамбаев).

Атамбаев: Ты бы закрыл пасть, чем поучать его! Ведь могли же в свое время все сами решить, оказать внимание, а не притягивать всякую сволочь — а не тружеников правды. Я понадеялся на вас и вот терплю здесь адские муки. Это не советники, а ослы и продажные шкуры, которые устроились ко мне на работу!

(Акаев, Бакиев, Атамбаев, их жены, советники, эксперты стали выбраться из воды и жуткой толпой преследовать Журналиста, норовя схватить его):

Не будешь говорить правду — сгинешь и ты с нами, найди и убеди их во чтобы то ни стало, чтобы вернули наворованное золото и деньги, выблевали все, что похитили у страны и народа, и пусть оставшуюся жизнь пашут они как ишаки ради интересов попранного им народа, может тогда их страдания здесь облегчатся.

(Когда уже толпа готова была схватить Журналиста, Дракон снова полыхнул в них прицельной струей огня, загнав из всех обратно в студеную смертельно-ядовитую воду, в которой, в довершении ко всему, плавали двух-трех-головые мутанты-рыбы с огромными и острыми зубами, которые жадно нападали на грешников Кумтора, рвали их тела и волокли в глубь бассейна…)