Рождённая на стыке веков 86 глава

Баширова Шаира
     Я открыла калитку, за ней стояла Мухаббат, вся в слезах.
     - О, Аллах! Мухаббат, что случилось, дорогая? Проходите во двор, - испуганно спросила я.
     - И Вы здесь, а Абдулла где? - войдя во двор, спросила Мухаббат.
     - Дома, все дома, проходите. Что с Вами, почему плачете? - спросила я.
     Она бросилась мне на шею и разрыдалась.
     - Батыр акя умер. Пришёл с работы пораньше, сказал, что устал и прилёг на диване. Хурсандой часа через два пошла звать его на ужин, но выбежала с криком:
     - Мамочка! Папа не дышит.
     Мы забежали в дом, а он уже умер. Кеное? Что теперь делать? - рыдая, восклицала Мухаббат.
     - О, Аллах... Как же это... Успокойтесь, дорогая, ну что тут теперь поделаешь, - сказала я, понимая, что в горе и слов утешения не найти.
     - Аммажон? Что случилось? - увидев нас, Абдулла спустился с топчана и быстро подошёл к нам.
     - Батыр умер. Собирайся, надо ехать, Абдулла, - сказала я.
     - Да, конечно, я сейчас. Вы садитесь, аммажон, я быстро, - сказал Абдулла и ушёл в дом одеваться.
     Я переодеваться не стала, Абдулла вышел и мы втроём направились к калитке.
     - Может и мне поехать? - спросила Анна.
     - Нет, с детьми оставайся, утром приедешь, - сказала я.
     - А как же горы? - услышала я голос Кати.
     - Успокой детей, Анна, горы никуда не денутся, - ответила я.
     В доме Мухаббат уже собрались соседи, их, видимо, позвал Санджар. Тело Батыра положили на пол, постелив новые курпачи и накрыли его тонким покрывалом. Во дворе плакала Хурсандой. Это было неожиданостью. Когда человек болеет, родные знают, что шансов нет, всё равно тяжело принять смерть. А здесь, был совершенно здоров, пришёл с работы, лёг отдохнуть и не проснулся. Обычно, это для близких большой стресс. Но жизнь не умеет жалеть, если срок пришёл, человек ни секундой больше не проживёт. За ночь, тело омыли, обернули в кяпан (саван) из мечети принесли тоут (гроб) и ранним утром, перед утренним азаном, его унесли. Мы весь день провели рядом с Мухаббат, не могли оставить её одну. Только поздним вечером следующего дня, мы с Абдуллой вернулись домой.
     - Поездку в горы придётся отложить на пару дней, Абдулла, я не могу  сейчас оставить Мухаббат одну, - сказала я сыну и он со мной согласился.
     - Ничего, поедем позже, нужно чтить память Батыр акя, хороший был человек, очень жаль его, - ответил Абдулла.
     Когда мы пришли домой, я узнала, что приходила Даша и забрала Наргизу, сказала, что в горы поехать не сможет.
     - А когда придёт, не сказала? Анна, ты сказала Даше, что Батыр умер? - спросила я.
     - Да, конечно сказала, она сказала, что в воскресенье зайдёт к Мухаббат. Это значит уже завтра, - ответила Анна.
     - Хорошо, значит там с ней и увидимся, а я вот искупаюсь и  поеду. Анна, нужно быстро плов приготовить, у нас же всё для плова есть? - спросила я.
     - Да, всё есть. Это для Мухаббат? - спросила Анна.
     - Ну да, ты же знаешь, у нас в доме покойного три дня не готовят, поэтому соседи заносят поесть плов или мошхурду. Абдулла, помоги Анне, надо почистить и порезать морковь, нужно быстрее, не ночью же ей плов нести, - сказала я. 
     - А как же теперь горы? Мы не поедем? - расстроилась Катя.
     - Поедем, дочка, дня через три поедем. Нельзя сейчас Мухаббат одну оставлять, ты же понимаешь, - ответила я.
     Я взяла чистое бельё и другое платье, более тёмное и прошла в ванную. Искупавшись, я расчесалась и надела на голову тёмный платок. Решила идти к Мухаббат сегодня же, не откладывая на завтра. Бедная женщина, от горя ничего не ела и всю ночь почти не спала. Нужно было поддержать её и успокоить. Ведь, когда умер Махсуд, она неделю от меня не отходила, правда, Махсуд был её братом, но Мухаббат была рядом со мной. Когда я вышла во двор, все сидели на топчане, я подошла ближе.
     - Отабек? Ты? Когда же ты пришёл? - с удивлением спросила я, совсем позабыв о нём.
     - Ассалому аляйкум, я недавно пришёл, хотел узнать, как Вы? - смущаясь, ответил парень.
     - У нас вот родственник умер, собирались уже сегодня рано утром ехать в горы отдыхать, а вчера вечером пришли с вестью. Анна? Ты пойдёшь со мной к Мухаббат? - спросила я.
     - Нет, я рано утром пойду, не хочу детей одних оставлять. Вот, Абдулла хочет с Вами пойти. И плов через полчаса готов будет. Я только что рис положила, - сказала Анна.
     - Хорошо, поедем через полчаса. Катя, чашку вынеси для плова и чистую скатерть, чтобы завернуть, - сказала я, посмотрев на Катю, которая сидела, смущённо опустив голову.
     Катя быстро встала и ушла в дом.
     - Аяжон, соболезную Вам, пусть прибудет он раю, - сказал Отабек.
     - Аминь, дай Аллах. Спасибо, сынок. Сам то как поживаешь? Дома всё хорошо? - спросила я.
     - Да, всё хорошо. Я подумал... если Вы разрешите, хотелось бы вместе с вами поехать в горы. Потом опять учёба начнётся, некогда будет отдыхать, - сказал Отабек.
     - Ты же видишь, как всё обернулось. Теперь уже пусть первый четверг пройдёт, потом только можно будет ехать, а это значит в пятницу, - сказала я.
     Через полчаса плов был готов, я сама перемешала его и из казана выложила в чашку, Абдулла сходил за горячими лепёшками, я попросила Анну покормить детей и уложить спать, складывая лепёшки поверх плова.
     - Ни о чём не беспокойтесь, мамочка, я утром пораньше приду к Мухаббат, - сказала Анна.
     Мы с Абдуллой пошли к калитке.
     - Что это за парень, мама? Откуда он? - спросил Абдулла.
     - В поезде вместе ехали, кажется, ему наша Катя понравилась. В гости пришёл, пусть лучше открыто приходит, чем они скрытно будут встречаться. Девочка взрослая, а парень хороший, я уж разбираюсь в людях, поверь, сынок. Пять дней с ним в дороге вместе были. Скромный такой, в Ленинграде учится, да и Кате он понравился, - ответила я.
     - Что ж, Вам виднее, а что Анна скажет? Катя всё-таки её дочь, - сказал Абдулла.
     - Время покажет, сынок. Поехали, уже поздно. Хорошо, ты Валеру попросил подвезти нас, хороший парень этот Валера. У него семья есть? - спросила я, подходя к машине бежевого цвета.
     - Да, он женат, жена скоро должна родить, с матерью живёт, отца нет, - ответил Абдулла, открывая дверцу машины.
     В доме Мухаббат сидели дальние родственники Батыра, которые приехали из Ферганы, там жила сестра отца Батыра, она и приехала с двумя взрослыми сыновьями. Несколько соседей сидели во дворе, где для них был накрыт дастархан. Увидев меня и Абдуллу, Мухаббат подошла к нам и взяла чашку из рук Абдуллы.
     - Спасибо кеное, уважили. Проходите, садитесь, - сказала она.
     Мы подошли и поздоровались со всеми, Мухаббат быстро положила в два лягана плов и принесла гостям. Хурсандой несла лепёшки, ложки и салат.
     - А это моя кеное, жена моего покойного брата Махсуда, Абдулла, сын Махсуда, - сказала Мухаббат, ставя ляганы на хантахту.
     На нас с любопытством смотрели несколько пар глаз.
     - Хорошо, когда рядом близкие. Со смертью моего племянника, Вы не оставили нашу Мухаббат, - сказала тётка Батыра.
     - Близкие и должны быть рядом, в радости и в горе. Как поживаете, уважаемая? - спросила я.
     Мы обменялись приветствиями.
     - Ешьте плов, пока горячий, душе Батыр акя спокойно будет, - сказала Мухаббат.
     - Вам сегодня отдохнуть нужно, Мухаббат, глаза у Вас усталые, - с сочувствием сказала я.
     - Ох, кеное... так тяжело осознавать, что его уже нет. Ведь совсем здоровый был, не болел, ни дня не лежал, обидно очень, - заплакав, сказала Мухаббат.
     - Что поделаешь, дорогая, такова жизнь. Смерть никогда не спрашивает разрешения прийти. Ваш брат, Махсуд акя, мир праху его, тоже умер рано и неожиданно. Вы же помните, - сказала я.
      - Аминь. Но я, как Вы, не смогу. Буду до конца своей жизни чтить память по мужу, - вдруг сказала Мухаббат.
     - Я разделяю Ваше горе, Мухаббат. Батыр и мне был, словно брат. Но не нужно здесь обсуждать мою жизнь, прошу Вас, - тихо, в самое ухо Мухаббат, сказала я.
     - Правда никому не нравится, мой брат тоже был достоин памяти с Вашей стороны, кеное, - сказала Мухаббат.
     Сидевшие на топчане гости, перестав есть, смотрели на нас. Я готова была встать и уйти, понимая, о чём говорит Мухаббат.
     - Я очень уважаю Вас, Мухаббат, но даже Вам не позволю обсуждать мою жизнь, тем более, прилюдно. Ещё раз соболезную Вам. Дай Аллах терпения и сил. До свидания, - сказала я и поднялась, посмотрев на Абдуллу.
     - Пойдём, сынок, свой долг перед твоим отцом мы выполнили, не оставили в горе его сестру, - сказала я, направляясь к калитке.
     Абдулла встал, попрощался со всеми и пошёл за мной.
     - Что случилось, Мухаббат? О чём это Вы? - спросила тётя Батыра, глядя мне вслед.
     - Правда глаза колет. Теперь только я и буду помнить и брата, и мужа, - заплакав, ответила Мухаббат.
     Что они говорили дальше, мне было неинтересно, я вышла на улицу и пошла по дороге, в сторону остановки. Валере было сказано, что мы остаёмся, поэтому он тут же уехал, оставив меня с сыном возле дома Мухаббат.
     - Да что случилось, мама? Почему Вы ушли? Вы же хотели остаться, - догоняя меня, спрашивал Абдулла.
     - У Мухаббат горе, я понимаю её, но всё, нас с ней больше ничего не связывает. Не думала, что она до сих пор держит на меня обиду, - ответила я.
     - За что? Что между Вами произошло? Ничего не понимаю, - спросил Абдулла.
     - Она считает, что я предала память её брата, Махсуда, выйдя замуж за Сашу. За ушедшими, не уйти. Живые должны жить дальше. Я счастлива, пусть думает, что хочет. У меня сын, такое счастье не всем дано испытать. Мне не восемнадцать лет, сынок. Или ты тоже осуждаешь меня? - остановившись, спросила я.
     Обида переполняла меня, Мухаббат не следовало мне говорить при людях обидные слова.
     - Вот Вы о чём... тётя Мухаббат и мне часто говорила об этом. Не обращайте внимания, мама, она любила брата, да и воспитание у неё такое, ей тяжело принять то, что Вы вышли замуж, да ещё в свои годы родили сына, чего Аллах ей не дал. Вот ей и обидно. А Александра Фёдоровича я очень уважаю и для меня главное, чтобы Вы были счастливы. Ладно, можно и в горы ехать, без зазрения совести. Вон, трамвай идёт, пойдёмте быстрее, - сказал Абдулла.
     Его слова меня успокоили, обида вроде ушла и я улыбнулась, прибавляя шаг. Анна, увидев, что мы вернулись, очень удивилась.
     - Вы же хотели остаться? - начала она, но Абдулла перебил её.
     - У тебя плов ещё остался? Я есть хочу, чёрт, только пару ложек и успел съесть, - сказал он.
     - Да, немного осталось, садись за стол, я сейчас, - сказала Анна и побежала на кухню.
     - Катюша, накрой на стол, помоги маме. А Отабек уже ушёл? - спросила я.
     - Да, ушёл. Сказал, завтра ещё придёт, - ответила Катя, убегая следом за матерью.
     Абдулла с аппетитом поел плов, предлагая и мне. Но плова оставалось немного, поэтому я просто поела каймак с лепёшкой, сказав, что на ночь плов есть не буду.
     - Ну что, завтра сборы и послезавтра рано утром мы едем в горы. Я договорился, поедем на озеро Чарвак, красивейшие места, - весело сказал Абдулла.
     - Вот здорово! А я уже собралась, только купальник купить нужно, - радостно сказала Катя.
     - Утром поезжай в универмаг, да и купи себе купальник, - сказала Анна.
     - А дети уже спят? - спросила я.
     - Да, наигрались, поели и мы с Катей их спать уложили, - ответила Анна.
     - Хорошо, я тоже очень устала, спать пойду, - вставая с топчана, сказала я.
     Утром меня разбудил Олежек, щупая мой нос, он звал меня.
     - Ты мой сладкий. Мой сынуля есть хочет? - обнимая и целуя сына, ласково говорила я.
     - Мама, Лека есть хочет, - пролепетал малыш.
     Олежек всегда ел с аппетитом, я никогда его не уговаривала и тем более, не заставляла есть, как это делали многие мамочки. Он сам просил поесть.    
     Умывшись, мы вышли во двор. Солнце было уже высоко, освещая лучами весь двор. Тень только и была на топчане. Абдулла и Анна уже завтракали, они всегда просыпались рано. Ближе к обеду, пришла Даша, с моей чашкой в руках, которую я вчера оставила в доме Мухаббат.
     - Думала, ты у Мухаббат, а ты оказывается дома. Мухаббат сказала что-то, но я не совсем поняла. Что там у вас опять случилось? - спросила Даша, присаживаясь на топчан.
     - А Наргиза не с тобой? - спросила я.
     - У Гриши выходной, я попросила его присмотреть за внучкой. Ты бы их видела, подруга, они так подружились. Гриша называет её "моя кисуля", "моя внученька", - с упоением говорила Даша.
     - Я рада за тебя, Дашуня. Мы завтра уезжаем, Наргиза так загорелась желанием ехать с нами, не лишай её этой радости, поехали с нами, Даша и мне веселее будет, - сказала я.
     - Да, я сказала Грише, что хочу поехать на отдых, он выразил желание ехать вместе со мной. Но как? В машине всем места хватит? - спросила Даша.
     - Об этом не беспокойтесь, тётя Даша, нужно будет, Валера две ходки сделает, - сказал Абдулла.
     - Ну что ж, тогда можно и поехать. Гриша спросил, что нам купить из продуктов? - спросила Даша.
     Из дома вышла Катя и быстро перекусив, собралась уходить.
     - Я в универмаг поехала. Может кому, что нужно? Мам, у меня денег мало, добавишь? - спросила Катя.
     - Я добавлю, - сказал Абдулла и полез в карман.
     - О, это много. Ей и половины этого хватит, - сказала Анна.
     - Да ладно, может захочет ещё что-нибудь купить, оставь, - ответил Абдулла.
     Катя чмокнула Абдуллу в щетинистую щёку.
     - Ух ты, спасибо, дядя Абдулла. Я побежала, - сказала девушка и взяв деньги из рук Абдуллы, пошла к выходу со двора.
     - Балуешь ты её, Абдулла. Зачем ей так много денег? - спросила Анна, с улыбкой посмотрев на мужа.
     - Скоро Валера приедет, мы с ним на базар  поедем. Тётя Даша, кто у нас Гриша, можно узнать? - спросил Абдулла.
     - А тебе прямо всё и расскажи! Любопытный! Гриша - мой одноклассник, правда, мы увиделись с ним совершенно случайно, поверишь... почти через сорок лет. А теперь... что тебе сказать, Абдулла? Мы решили жить вместе, - сказала Даша.
     А я смотрела на неё и не могла нарадоваться. Она так преобразилась за эти два дня, её синие глаза светились, нет, они искрились живым блеском, казалось, Даша помолодела лет на двадцать. Она так красиво улыбалась, даже кокетничала, чего давно не было.
     - Здорово! Рад буду познакомиться с Вашим одноклассником Гришей, - сказал Абдулла.
     - А знаешь, Абдулла, Гриша как раз спрашивал, что можно купить с базара, может к нам заедешь и вместе с ним поедете? - спросила Даша.
     - Хорошо, понимаю, ему неудобно ехать, не добавив свой вклад в общий котёл, мужик. Только куда ехать, я же адреса не знаю, - ответил Абдулла.
     - Я с тобой поеду, ведь Наргиза одна дома останется, если Гриша уедет, - сказала Даша.
     - Можно я к тебе поеду, Дашенька? Хочу увидеть, где это ты с Гришей живёшь, - спросила я.
     - Я и сама хотела тебе это предложить, - ответила Даша.
     После обеда приехал Валера, Кати всё не было.
     - Что-то долго её нет. Загуляла, что ли? - озабоченно произнесла Анна.
     - Да придёт, куда денется, не волнуйся, дорогая. Поехали уже, время идёт, - сказал Абдулла.
     Мы с Дашей вышли на улицу, я взяла с собой сына, сказав, что они с Наргизой будут играть во дворе. Сев в машину, мы выехали на дорогу и поехали в сторону зоопарка, где и находился дом Гриши.