За двумя зайцами

Ульяна Ермина
Митя сидел на коряге, нависавшей над лесной речкой и горько плакал.

– Как ты могла?, – крикнул он так громко, на сколько хватило сил. Но в ответ услышал лишь шелест летнего ветра в кронах деревьев да эхо, издевательски, как показалось Мите, повторившее:
– Могла! Могла! Могла!
Митя надул губы и снова крикнул в тишину леса: «Что я тебе сделал?»
– Сделал, сделал, сделал...
– Я не виноват!
– Виноват, виноват, виноват, – повторило эхо.
– И что мне теперь делать или думать? – злился Митя.
– Думать, думать, думать, – не сдавалось эхо.
– Ты чего расшумелся? – донёсся откуда-то знакомый голос. – Давай, выкладывай как на духу, в чем ты виноват и о чем тебе думать нужно? Рыбу ты мне все равно уже распугал, самое время по душам поговорить.

Из-за мохнатой лапы высоченной ели, росшей на берегу реки, появился деда Миша. В одной руке он держал удочку, а в другой ведро в котором плескались пара щук.

– Да, в том-то и дело, что ничего я не сделал и думать тут тоже нечего. Подумаешь, какая важность. Я не обязан только с ней одной играть, вот!
Митя насупился еще больше. Ему совсем не понравилось, что его разговор по душам с самим собой стал достоянием еще кого-то.
– Так, дружок. Давай-ка обо всем по порядку. Я точно тебе ничего не сделал и обижаться на меня не стоит. А вот помочь тебе, скорее всего могу. Как минимум советом, а там, глядишь и ситуация твоя сама-собой наладится. Тем более, что есть у меня подозрение, что совсем не с эхом ты общался только что. Глянь-ка сюда.

С этими словами он приподнял еловую лапу, ту самую из-за которой появился минуту назад, и Митя увидел сидящую на противоположном берегу, немного по диагонали (что объясняло, почему он не увидел ее раньше), Лисёну – такую же грустную, как и он сам.

Его сердце сжалось в маленький комочек. Меньше всего он хотел обижать свою подружку и до сих пор считал, что она не переживает случившегося так, как переживал он.

– Ну, – затянул Митя, – дело было так. Сегодня утром к нам в лес прибежала банда Бурого – навестить своего задиру-предводителя. Сначала они гоняли белок и стреляли по зайцам, а потом, как обычно, за нас с Лисёной взялись. И тут, как это обычно происходит, Лисёне в голову пришла гениальная идея совместить приятное с полезным, и она предложила всем поиграть в «Зарницу». В итоге наш отряд из Лисёны, меня и Варлама встал против банды Бурого. Сама Лисёна в разведке, Варлам в воздухе, а меня в засаду посадили на границе. И надо было границе по нашей черничной поляне проходить? Помните прошлым летом мы с Лисёной нашли в нашем лесу поляну с месторождением самоцветов?
– Конечно помню, – кивнул деда Миша. – Креативщица наша ко мне прибегала дырочки в бусинках после головки сверлить. По весне еще дело было. Как не помнить? Помню, конечно.
– Так вот. С тех пор она мне много про разные камушки рассказывала и с каждым разом я все больше и больше узнавал интересных историй. Но сейчас не об этом. Хотя и об этом тоже. Немножко. Или множко, как выяснилось позже, – Митя всхлипнул. – Сижу я, значит, в засаде, – границу охраняю, погоны свои берегу. И тут вижу – лежит под огромным черничным кустом странная какая-то дощечка – голубая.

Митя запустил руку в карман и достал оттуда небольшой кусок сланца действительно очень похожего на деревяшку, только голубого цвета: «Вот!», – сказал он, протягивая свою находку рассудительному медведю, проведшему всю свою юность в геологических экспедициях.

– Какой интересный экземпляр кианита. Голубой. Я такие на севере Карелии только встречал. Кстати на Южном Урале можно полупрозрачные кристаллы встретить, а на юге Якутии и Полярном Урале – ярко-зеленые. А, в Германии этот самоцвет называли именно «дощатым камнем», из-за его строения, напоминающего распиленную древесину. Интересно, как он в нашем лесу оказался? Вот уж, по истине, волшебная у вас полянка, – протянул медведь-геолог, возвращая Мите его сокровище. – Поправь меня, если я ошибаюсь. Но мне кажется, я догадываюсь за что на тебя подружка твоя обиделась. Ты отвлекся на свою находку и не заметил как через «границу прошел противник» и, похоже, не только прошел, но и, судя по оторванному погону, еще и «обезвредил» пограничника в твоем лице. Верно?
Митя тяжело вздохнул: «Если бы это было все...».
– Ого! А что произошло дальше? – присел на корягу деда Миша. Похоже дело приобретало серьезный оборот, и следствие затягивалось.
– Вы совершенно правы, набил я этими камушками полные карманы. Там, кстати и прозрачные и зеленые были, как вы только что говорили. Побежал к бабушке Ухты. У нее в книге «Драгоценные камни семи лесов» про все камушки написано. Ну, я же просто хотел при встрече Лисёне находку показать да историю про этот самоцвет рассказать. Не все же ей меня учить. Ну, вы понимаете?

Медведь кивнул. – Да, дружок. Выходит ты свой пост оставил. Не хорошо, знаешь ли? За двумя зайцам, говорят, погонишься – ни одного не поймаешь. Слышал такую поговорку?
– Слышал, - буркнул Митя. – Но и это еще не все ...

Он был готов разрыдаться, потому что вдруг понял за что на него Лисёна обиделась и, похоже, действительно, вина на нем была да немалая.
– По дороге меня догнал Бурый. Оказывается он следил за мной из засады и когда я с границы ушел – спокойно прошел на нашу территорию. Подбежал он ко мне со спины и погоны сорвал, а камушки отобрал. Остался только вот этот. А когда я из карманов самоцветы вынимал, мимо Варлам летел и, видимо, решил, что я не только границу оставил, но и на сторону Бурого перешел. Лисёна как услышала, что я сокровищем в Тёмой делился, ничего другого и слушать не стала и вот – приплыли. Результат очевиден: Лучшая подруга на меня обиделась, а Бурый никогда в банду к себе не возьмет. Хотя я и сам туда не хочу.
– Ну, и история, – подвел итог рассказу Мити деда Миша. – А скажи-ка мне теперь, когда ты все понял, о чем в итоге ты должен был подумать? Есть идеи?
– Есть, – вздохнул Митя. – Я виноват по всем статьям. Прежде всего я отвлекся от игры и оставил пост, а значит границу сдал без боя. Более того я потерял трофей и рассказывать мне нечего. В итоге ни в «Зарницу» не поиграл, ни похвастать мне нечем. Выходит за двумя зайцам побежал, ну, а там дальше по тексту. Плохой я друг, – подвел итог непоседа-енотик.
– Да ты погоди винить-то себя. Давай лучше прикинем, как ситуацию исправить. Как думаешь, что можно сделать, чтобы подружка твоя не грустила больше и простила тебя.
– Наверное я должен все же попытаться с ней объясниться и попросить прощения, – неуверенно улыбнулся Митя.
– Вот это правильно, – подтвердил медведь-рыболов, встал с коряги и подхватил свое ведро со щуками. – А еще я бы подарил ей оставшийся у тебя камушек и рассказал, что называется он Кианит, то есть «синий» – в переводе с греческого «;;;;;;».  Кстати впервые на Руси про этот камень стало известно еще во времена Ивана Грозного – был у славян такой царь – и назывался этот самоцвет в те времена «баус» по имени торговца-англичанина Джерома Боуса, возившего этот камень аж из далекой Индии. Кстати, тогда его часто за «яхонт» ушлые торговцы выдавали, а «синий яхонт» – это то, что мы нынче «сапфиром» называем.
– А есть у этого камня какие-то магические свойства?, – вставил, понявший, что про камень он все же, кажется, узнает, Митя.
– Конечно! Говорят, что он способен успокаивать буйный нрав того, кому он принадлежит. В твоей ситуации сегодня – как раз отличное решение, на мой обывательский взгляд, – прищурился медведь. – Талисман, сделанный из кианита, позволяет трезво оценить ситуацию и принимать верные решения. А если повесить его на тонкую нить или волос, то камушек всегда поворачивается одной своей гранью в сторону севера – почти как современные компасы. За это свойство его еще и оберегом для путешественников называют. Более того, талисманы с кианитом помогают сосредотачиваться и не хвататься за сто дел одновременно, а концентрироваться на одной задаче. Но это, скорее, для тебя важное свойство камушка, – подмигнул он озорнику и непоседе.
– Так это же здорово! – обрадовался Митя. – Мой камушек достаточно большой и я могу разделить его на два кусочка. Один Лисёне, другой мне. А за одно еще и талисман дружбы получится. Ну, когда два украшения по факту в одно соединяются.
– Отличная идея, тем паче, что этот самоцвет служит еще и оберегом нежных чувств и помогает избежать конфликтов между близкими друзьями, – улыбнулся медведь. – Только запомни сам и подружке своей передай, что минерал этот очень хрупкий (почти как ваша дружба) и его легко повредить. Так что если однажды надумаете еще раз в «Зарницу» играть или спортом заниматься – лучше украшение свое дома оставляйте, чтобы случайно не поцарапать.
– Благодарю, Вас, деда Миша! Вы мне, прям, сейчас жизнь спасли, – - крикнул Митя, срываясь со своего места в полной готовности бежать на другой берег мириться с Лисёной. – О! Привет!

Около высокой ели стояла лисичка, слушала рассказ деды Миши про кианит и улыбалась.
– Ты давно здесь? – только и смог выдавить из себя ошеломленный енотик.
– Достаточно, чтобы понять, что и моя вина в том, что произошло тоже есть. Я же даже слушать тебя не стала, поверив Варламу на слово. Прости меня, пожалуйста.
– И ты меня тоже. Прости.
– Ну, вот и славно, – подвел итог деда Миша и пошел по тропинке к своему дому.

Вдруг он остановится, обернулся и произнес: «Помните! Берегите свою дружбу. Она такая же хрупкая, как тот кианит, что лежит у Мити в кармане. Вам еще ни один пуд соли предстоит съесть вместе, так что не разбрасывайтесь тем, что имеете. И, конечно...», - повернулся он к Мите: «...не гоняйтесь за двумя зайцами. Практика показывает, что можно не поймать ни одного».

Друзья еще долго смотрели вслед уходящему деду Мише, а когда он скрылся за поворотом, побежали к бабушке Ухты за шелковыми ниточками, чтобы сделать себе амулеты дружбы из удивительного самоцвета.

=====
Сказка - участник ХХXVI Международного фестиваля литературной фантастики «Аэлита» и Всероссийского конкурса «Новый сказ» им. П.П.Бажова в Екатеринбурге.