Роль традиций народов Дагестана в воспитании

Айша Курбанова 3
                Курбанова А. Х.,   
               научный сотрудник МКУ «Каякентский научно-методический центр
                стабилизации социальной обстановки в обществе посредством
                формирования добрых человеческих отношений им Р. Абакаровой».
 
 
                Не от хорошей жизни оттачиваются булыжники. Жизнь их нещадно катит и обтачивает потому, что они оказались на дне. Точно также жизнь не щадит тех, кто вступил на преступный путь. Поэтому мне искренне жаль тех, кого жизнь довела до дна. Жаль их, хотя среди тех, кто вступил на криминальный путь, нет ни моих родственников, ни знакомых. Жаль потому, что они тоже – наши соотечественники, жизнь у которых не сложилась так, как у законопослушных людей.
               События, происходящие в мире, падение нравственности у отдельных групп общества, не могут не вызвать у народов Дагестана размышления: «Что же ждет нас в будущем? Какое поколение растим мы сегодня, и каким оно вырастет завтра?» Ведь каждый гражданин – будь это президент огромной страны или рабочий, высококвалифицированный специалист или безработный – желает своим детям счастья, связывает с ними свои мечты и надежды. Безусловно, не думать о том, какое поколение вырастет завтра, не может ни один индивид, кому небезразлична судьба подрастающего поколения. 
                Семья – это ячейка общества, где подрастают будущие защитники Родины, будущие спортсмены, студенты, мастера своего дела, словом, будущая наша смена. А эта смена должна воспитываться на высоких нравственных устоях, и должна быть защищена от социальных неурядиц.   
                Бесспорно, родители являются первыми и главными ваятелями детских душ, самыми близкими людьми, призванными учить своих чад, жить по законам доброты, красоты и совести. Если же у родителей нет благородных нравственных качеств, то они, как правило, не обнаруживаются и у детей. Однако не исключено, что при хорошей воспитательной работе и обучении в образовательных учреждениях из детей, подрастающих в семьях с низкими нравственными качествами, подрастут порядочные граждане.   
                От того, сколько внимания уделяют родители развитию в детях нравственной культуры, развитию чувств патриотизма, коллективизма, дружелюбия, желания и умения жить интересами окружающих людей, насколько они ценят традиции народов Дагестана, зависит, будут ли их воспитанники воспринимать общечеловеческие ценности скептически или посвятят свою жизнь улучшению взаимоотношений между людьми и сохранению мира на Земле.
                При воспитании детей в Дагестане родители нередко опираются на традиции наших предков: на добрососедские отношения.  Потому что на них воспитывалось не одно поколение.
                Как известно, каждая из мировых религий напутствует: «Не убий. Не воруй. Не прелюбодействуй», чего не всегда придерживаются иные граждане. Надо бы прислушаться к традициям народов Дагестана, которые советуют: «Прояви доброту и к своему недругу, и он сожалеет о причиненных тебе неприятностях».
                Признаемся честно, эта свято соблюдаемая раньше традиция, ныне нами позабыта. Зато чаще вспоминаем негласное правило: «Зуб за зуб. Око за око». Мне кажется, это правило и подталкивает наших граждан к мести мнимому или реальному обидчику, игнорируя все конституционные законы. Месть никогда не возникает на пустом месте. Это – порождение пережитого горя. Это – боль из-за погибших близких. Это – утрата надежд на будущее. Это – лишение смысла в существовании после потери самого дорогого человека в жизни. Это – отчаяние, приводящее человека к чувству мести. 
                Действия, продиктованные местью, никогда не приносят человеку ни радости, ни счастья, ни душевного облегчения, так как насилие, по закону бумеранга, порождает насилие. Желание отомстить делает индивида озлобленным, агрессивным. Озлобленность толкает его на ошибочные шаги, на необдуманные поступки, последствия которых непредсказуемы.Поэтому, я думаю, в таких ситуациях уместно вспомнить другую традицию народов Дагестана: «Постарайся понять своего обидчика. Может быть, он тебя ненароком обидел. Если в конфликте есть твоя вина, ищи пути примирения к его сердцу».
                К сожалению, в минуты гнева модное сейчас слово «толерантность» для противоборствующих сторон остаётся пустым звуком. Поэтому задачей наставников является развитие у воспитанников способности понимать позиции окружающих людей, напоминая при этом слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Когда двое ссорятся, виноваты оба».
                Мне лично дорога другая традиция народов Дагестана: «Твори добро и здоровайся и с тем, с кем ты поссорился. Если после трехкратного приветствия он не ответит на твое приветствие, только тогда ты вправе сказать, что сделал все возможное, чтобы восстановить мосты к примирению». Разве эта традиция конфликтующими сторонами соблюдается? Делать это, им не позволяет гордость. А конфликт, как и грибок, разрастается.
                Хранителями этих и подобных им традиций народов Дагестана должны быть родители, обязанные быть начеку, чтобы их дети не сделали в спешке опрометчивых шагов. Однако нередко сами родители нарушают обычаи, завещанные нам нашими прадедами. А результат сказывается на подрастающем поколении. Что ни говори, родители были и остаются связующим звеном между появляющимися на свет чадами и окружающим обществом. Если родители позабудут такую мудрость дагестанских народов: «Злое слово обнажает кинжал, а мудрое – заставляет вложить его в ножны», то их дети тем более их не поймут.
                Нам, жителям Республики Дагестан, стоит задуматься о том, что жизнь быстротечна, что каждый из нас обязан уберечь подрастающее поколение от опрометчивых шагов.
                28 марта 2013 года Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон Республики Дагестан N 21 «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей». В нём говорится, что «Настоящий Закон направлен на усиление гарантий прав и интересов детей, ответственности родителей (лиц, их заменяющих) за воспитание и обучение детей…» Раз есть дети, то ни родителям, ни лицам, их заменяющих, от вопросов о воспитании подрастающего поколения не уйти. Об этом все прекрасно знают. Проблема заключается только в том, как воспитывать детей, какими методами развивать в них способности, моральные качества. Тут однозначных ответов у взрослых нет. Они, выросшие в разных социальных условиях, воспитанные на разных убеждениях, стараются найти самые безболезненные пути воспитания подрастающего поколения. А это не всегда и не всем родителям или наставникам удаётся.
                На данном этапе развития нашего общества развитие у подрастающего поколения чувств патриотизма и альтруизма является актуальной проблемой, так как и молодое поколение, и дети, пока родители находятся на работе, сидят в интернете или за телефонами. А там наряду с необходимой информацией, способствующей их интеллектуальному развитию, можно наткнуться на всякую чушь. Казалось бы, «эта чушь» – безобидная вещь, но таит в себе такую угрозу, что иным родителям нелегко с ней справится.
                Несмотря на вышеупомянутые проблемы, связанные интернетом или телефонами, жизнь нас убеждает: родительская любовь, внимание, забота способны творить чудеса, так как в трудные для себя минуты дети всё равно обращаются к родителям, благодарны им за всё, что ими сделано.
                Традиции народов Дагестана наставляют родителей развивать у детей чувство уважения к другим народам, так как дагестанцы, представляющие собой разные народности, с древних пор мирно уживаются друг с другом.  Считают, что возникновение конфликтов на национальной, религиозной или социально-политической основе создает угрозу взаимопониманию между отдельными людьми, формирует негативное отношение к ним. Поэтому традиции народов Дагестана призывают родителей к воспитанию   в детях высоконравственных качеств, способных налаживать дружественные отношения, уважать законы государства и права граждан. 
Воспитательная работа с подрастающим поколением должна способствовать формированию чувств чуткого отношения к окружающим людям, желания приумножить материальные и духовные богатства Родины. Для этого необходимо обучать детей познавать себя и окружающий мир, научить их методам самообразования, самовоспитания и саморазвития. 
                Для решения этих и других задач Муниципальное казённое учреждение «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений» им. Р. Абакаровой» создало Проекты методических пособий «Формирование добрых человеческих отношений» с 1 по 11 класс и Проект пособия для занятий в дошкольных учреждениях «Формирование добрых чувств». Главной целью данных Проектов является оказание помощи образовательным учреждениям в воспитательной работе с подрастающим поколением.
                Если данные Проекты будут тиражированы и включены в школьную программу, как факультативный час, и программу ДОУ, как воспитательные занятия, то они могут стать настоящими помощниками педагогов-воспитателей. 
                К. Гельвеций писал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Поэтому целями Проектов является:
                - оказание помощи педагогам и родителям для решения проблем, связанных с взаимоотношениями детей с окружающей средой;
                - развитие у подрастающего поколения потребности следовать добру с опорой на традиции народов Дагестана и общечеловеческие ценности;
                - раскрытие способностей учащихся и расширение их интеллектуального кругозора.
                Сегодня наши граждане всё больше и больше просят у государства улучшения их жизненных условий, добавлений к зарплатам, пенсиям, пособиям, не задумываясь о том, чем они Родине помогают. Каякентский научно-методический центр надеется, что подрастающее поколение, ознакомившись с Проектами методических пособий «Формирование добрых человеческих отношений», спросит себя: «Что я сделал хорошего для людей, для стабилизации обстановки в обществе?», а родители будут надеяться, что Целевая комплексная программа МКУ «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений» им. Р. Абакаровой», направленная на формирование нравственности в семье, детском саду, школе, социальном окружении, даст хорошие всходы.
                Уважение законов государства и прав граждан, развитие в подрастающем поколении гуманных чувств, способных усовершенствовать    межличностные отношения является приоритетным направлением Проектов методических пособий «Формирование добрых человеческих отношений» с 1 по 11 класс и Проект пособия для занятий в дошкольных учреждениях «Формирование добрых чувств».  так как они разработаны на основе добрых традиций народов Дагестана. Вся деятельность Каякентского научно-методического центра тоже направлена на сохранение добрых традиций народов Дагестана и оказание помощи в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма.