9. Частный суд, мир духов и воздушные мытарства

Фокас Владимир
«Что делается с усопшими? Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа особое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном. То - закрытая для нас страна. Что там, с точностию не определено, однако тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь, на земле. Как настроить - широко разъяснено в Евангелиях и Посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся... все пропало». (Феофан Затворник).

(Ча;стный Суд — Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на Страшном Суде).

Первое, с чего предстоит начинать, это описание посмертного состояния того, что мы договорились  считать душой. ИТАК:

«После смерти душа жива и чувства ее обострены, а не ослаблены. Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, воздвигаемыми смертью; она более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей скорее бремя, чем польза.

Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и ничего из того, что происходило с ними в минувшей жизни, однако уже начинают понимать, что ждет их.

Отсюда следует, что свойство самого разума требует, чтобы дух по сложении  гнета телесности привел все человеческие составляющие в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их" (св. Амвросий - "Смерть как благо").

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис:

«Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью! В  церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим лишь после окончания нашей земной жизни».

Если же обратиться к самым первым шагам христианской религии, то лучше всего сказал об этой тайне св. ап. Павел:

«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я был познан».

Теперь нам предстоит обратиться к книге архиепископа Иоанна (Максимовича) "Жизнь после смерти", предварив ее следующим эпиграфом: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». (Никейский символ веры).

«Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5;24).

«Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем".

Духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким.

Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы.

Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом.

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Следует иметь в виду, что  описание первых двух дней после смерти дает лишь общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций.  Святые не влекутся даже  к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Уход с земли может начаться и ранее двух дней по особому соизволению .

Стоит подчеркнуть, что ада и рая как некого определенного места не существует - они, во-первых, есть состояния души, а во-вторых, еще преосвященный Феофан Затворник говорил, что даже самый страшный экзамен  может оказаться скорее испытанием искушениями, чем обвинением.

В любом случае, внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу, духовным существам, да и к жизни в целом.

Интересно, что опыт изучение предсмертных состояний свидетельствуют только об одном: «путешествия вне тела» - лишь начало первого периода странствия души к месту, ей предназначенному. Здесь ей обязательно оказывается помощь – во-первых, благодаря молитвам близких и родственников, а во-вторых, в роли заступников могут выступать Ангел-хранитель, святой либо кто-нибудь из существ  духовного мира. На третий день начинается этап, называемый в православии «мытарствами души» и происходящий в мире духов.

Что же представляет собой этот Мир духов? Откуда мы узнали о нем? Кем он был создан и был ли создан вообще? Мог ли он существовать всегда? С уверенностью мы можем сказать лишь одно: все живое обладает способностью в течение жизни создавать некие «отражения», существующие на иной, чем мы, материальной основе и в ином пространстве-времени.

Благодаря фактору движения в этом альтернативном мире возникает качество жизни и появляется возможность развития. Вся сложность этой проблемы еще и в том, что сначала мы получаем фактический материал, а потом начинаем его интерпретировать. То есть, уже «живя в доме», и живя достаточно долго, мы приходим к необходимости его объяснения только при наличии  предпосылок. Однако этого мало - нам еще приходится доказывать само наличие этого Дома.

Для этого приходится выстраивать некую вторичную модель, и чем она будет ближе к истинной, тем лучше. В процессе развития человеческой цивилизации  оказалось, что первым шагом разума в познании чего бы то ни было всегда лежит факт, предположение, гипотеза, базис или «краеугольный камень». Последнее понятие пришло к нам из библии и оказалось достаточно интересным.

Апостол Пётр цитирует стих из книги пророка Исайи: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1Петр. 2:6-8).

В определенном смысле Мир духов оказался для многих поколений исследователей этим самым «камнем преткновения», одновременно став  камнем краеугольным»  для религии, науки, философии, психологии, эзотерики вообще всего, где предполагается хоть какое-либо строительство. Предоставляем слово свят. Игнатию (Брянчанинову):

«При разлучении души от тела видимою смертию мы снова (Что означает это «снова»?  Что мы уже когда-то были здесь - в мыслях, снах, духовных странствиях, или вообще родом отсюда? – от автора) вступаем в разряд и общество духов.

Таким образом душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей, но если находясь в теле, она была
какое-то время под влиянием злых духов и злых людей, то может впасть в новую зависимость, какой бы отвратительной и ненужной она душе не казалась.

Совершенно понятно, что для благополучного вступления в этот мир  необходимо благовременное образование себя законами Божиими, что именно для этого образования и предоставлено нам некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования по земле.

Это странствие называется земной жизнию.  И в жизни этой может случиться так, что человек случайно или по воле судьбы вступает в общение с иным, непривычным и неоднозначным миром.

Происходит это через некоторое (иногда весьма значительное)  изменение чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом. Он только замечает в себе, что внезапно начал видеть то, чего доселе не видел и чего не видят другие, слышать то, чего доселе не слышал. Для испытавших на себе такое изменение оно просто и естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для не испытавших  видится странным, непонятным  и опасным.

Так, всем известно, что люди способны погружаться в сон; но что за явление – сон, каким образом незаметно для себя мы переходим из состояния бодрости в состояние усыпления и самозабвения – это остается для нас тайною. Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением чувств.

Истинного духовного виденья достигают лишь очень редкие и особые люди, в то время как виденье чувственное могут получать люди самой порочной жизни.  Есть те, кто способны к нему по естественному слежению (т. е. по особому  таланту, который может быть унаследован); весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особенного обстоятельства в жизни или по воле свыше.  Сведения о духовной жизни могут быть получены во время молитвы, особых состояний (исихазм), во сне и некоторых других случаях.

В последних случаях человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтобы выйти из этого положения как весьма неоднозначного. В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами или душами умерших, причем нередки случаи, когда они являются в виде светлых ангелов, обольщают и обманывают различными интересными сказками, перемешивая правду с ложью – и тогда способны  причинить  нервное, душевное и даже физическое  расстройство.

Ко всем столкновениям с потусторонним миром мы должны подходить осторожно и трезво. Никто, знакомый с православным учением, не скажет, что мытарства не являются "реальными’’, что на самом деле душа после смерти их не проходит.

Но мы должны иметь в виду, что это имеет место не в нашем грубом материальном мире, что хотя там и имеются время и пространство, они в корне отличаются от наших земных представлений, и что на нашем земном языке рассказы никогда не смогут передать потусторонней реальности.

Всякому, хорошо знакомому с православной литературой, обычно будет ясно, как отличить описываемую там духовную реальность от привходящих подробностей, которые иногда могут быть выражены на символическом или образном языке. Встреча с мытарствами после смерти – это только особая и заключительная форма той общей битвы, которую каждая христианская душа ведет всю свою жизнь.

Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования, точно так таинственно совершается здесь, на земле, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них; при шествии через воздух эти свобода и плен только обнаруживаются. Иногда случаются и ошибки.

Описан случай,  как один человек был отослан обратно после смерти из-за "ошибки’’ – на самом деле из жизни должен был отозван некто другой, носящий то же имя (такие события были описаны и в современных "посмертных’’ опытах).

Св. Григорий Двоеслов пишет по этому поводу: "Когда такое случается, тщательное рассмотрение покажет, что это была не ошибка, а предупреждение. В Своем безграничном милосердии благий Бог позволяет некоторым душам вернуться в свои тела вскоре после смерти (или показывает это при жизни),  чтобы видением ада, наконец, научить неразумных  страху наказания, в которое они никак  не могли  поверить’’.

Конечно, пребывание человеков в мире духов может протекать по-разному и завершаться разным. Однако общее правило для всех состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения.

Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий.

Душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия, или, что то же, – изучением христианства, и стяжает способность различать добро от зла. Тогда даруется ей  истинное  видение духов и, если то окажется сообразным с целями руководствующего ею Бога, то она может обрести там необходимый  опыт и получить немалую пользу. В свое время, назначаемое единым Богом и известное единому Богу, все мы непременно вступим в мир духов. Недалеко от каждого из нас это время!

Всеблагий Бог да дарует нам так провести земную жизнь, чтобы мы еще во время ее расторгли общение с духами падшими, вступили в общение с духами святыми, чтоб мы на этом основании совлекшись тела, были причислены к святым духам, а не к духам отверженным".

После такого подробного разъяснения нам гораздо проще будет понять, что представляют собой мытарства души. Интересно отметить, что практически во всех мировых религиях путь этот описывается примерно одинаково. Сами же мытарства понимаются как посмертное испытание (истязание) души падшими духами, преграждающими ей путь в Царство Небесное.

Если души «падают» на мытарствах, то их определяют в ад, и они находятся в страхе вечных мучений, которые начнутся полностью после Страшного Суда. В аду тоже множество разных мест, потому что степень греховности у всех разная и страсти тоже разные. К греховодным страстям отнесены следующие: 

- Празднословие, сквернословие, черный юмор.
- Ложь, клятвопреступление, неисполнение обещаний, сокрытие грехов на исповеди, напрасное призывание имени Господа.
- Осуждение, клевета.
- Чревоугодие, пьянство, наркомания, курение, несоблюдение постов.
- Лень, нерадение, нехождение в храм, уныние, праздность.
- Воровство, укрывательство, невозвращение чужих вещей.
- Сребролюбие, скупость, жадность.
- Лихоимство (неправедные приобретения, взяточничество, вымогательство, невозвращение долга).
- Неправда (неправый суд, обман в делах, обвешивание).
- Зависть, ненависть, вражда.
- Гордость, тщеславие, самохвальство. Непочитание родителей и старших.
- Гнев, ярость, раздражительность.
- Злопамятство, обидчивость, непрощение обид, мстительность.
- Убийство, разбойничество, насилие.
- Колдовство (оккультизм, магия, гадания, спиритизм).
- Блуд, блудные помыслы и осязания.
- Прелюбодеяние, нехранение супружеской верности.
- Содомские грехи.
- Ересь, идолослужение.

Иногда мытарство души называют также воздушными. Владыка Игнатий пишет об этом следующее: «Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы. Они рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками; они склоняют и научают человека греху всевозможными средствами».

«Возможно, - пишет архиепископ Иоанн - ни один аспект православной эсхатологии не был столь неправильно понимаем, как воздушные мытарства. Многие склонны вообще целиком отвергать это явление как некое "позднее добавление" к православному учению или как "вымышленное" царство, не имеющее под собой основания в Священном Писании.

Подобным священнослужителям не хватает тонкого понимания как различных уровней духовной  реальности, так и многообразия смыслов, встречающихся в библейских и святоотеческих текстах.

Современный  упор на "буквальное" прочтение  и "реалистическое" понимание событий, описываемых в Священном Писании и житиях святых, замутняют или даже вообще полностью затемняют духовный смысл и духовный опыт, которые служат зачастую основными православными источниками».

МЫТАРСТВА ДУШИ - сложнейший симптомокомплекс или, как сейчас принято говорить, психофизический феномен. Уже само же это определение – феномен - означает нечто необычное, особенное; то, что поддается чувственному восприятию, но не имеет научного объяснения; субъективное содержание нашего сознания как части общей реальности, постигаемой в чувственном опыте.

Мытарства - это еще и философское понятие; в определенном смысле вся человеческая жизнь ЕСТЬ МЫТАРСТВА ДУШИ, независимо от того, происходят они при жизни или в посмертии.

Сегодня число таких опытов просто не поддается описанию. Конечно, мы вынуждены делить их на «предсмертный опыт» и «истинное посмертие», однако деление это крайне сомнительное  и признается не всеми. Время окончательной смерти - тоже категория условная, так как в реальности чистого сознания время может значительно меняться.

Поэтому на вопрос, например, «сколько может продолжаться посмертное существование», единственно правильным ответом будет: «Сколь угодно мало и сколь угодно много». Это же касается и мытарств, и пребывания в «аду», и в «раю», поскольку время физическое и психологическое - разные категории, что недавно  доказано окончательно и бесповоротно.

Мы уже говорили о концепции психического мира. Столь же распространенными и практически общепринятыми являются сегодня  концепции  над- и под-подсознательного, мыслительной сферы, земного информационного поля и мыслеформы как основного элемента этого мира.

 В религиях бесы (астральные и витальные сущности, мыслеформы низшего уровня, враждебные человеку существа ментального плана) часто относят к «падшим ангелам», т.е. говорят о их небесном происхождении.

Думается, что это не совсем так; большая их часть как раз это наше, земное, а точнее, человеческое. И большинство мытарств происходит именно по их вине. Однако и это не все; главное не в том, что окружает человека, а то, что составляет основу его личности.

Так ли мрачен, коварен и жесток мир «падших духов»? БЕЗУСЛОВНО. Однако он лишь часть гораздо более значимого и широкого пространства, о котором мы поговорим дальше.

Так что потусторонний мир хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми на «полях счастья, а будет духовным столкновением, которое человек испытывал в своей жизни постоянно. Именно здесь будет решаться, склонен ли он к разумной добродетельной жизни  или место его в обществе падших духов.

Сведения об этом мире были получены (как и всегда) живыми от «не совсем живых»; с ними можно ознакомиться в святоотеческой литературе или описании жития святых. Например, классическим описанием мытарств души считается свидетельство блаж. Феодоры Цареградской (Х в. Н.э.).

После ее смерти Григорий, один из учеников святого Василия и составитель его жития, захотел узнать, в каком месте находится душа блаженной, и по молитвам духовного отца получил ответ в сонном видении.

Однако не менее важным моментом, кроме рассказа о мытарствах, является проблема достоверности этого опыта, возможности его повторения и получение надежных доказательств самого факта его существования. Невероятная сложность этого вопроса не позволяет сделать его предметом подробного изучения в столь небольшой по объему работе.

Более того: самым тщательнейшим и серьезным образом исследовав эту проблему, мы вряд ли придем к определенному решению. Единственное, что  сможем сделать – это очередной раз декларировать: реалии и законы мира физического, материального не совпадают с таковыми мира психического и духовного, поэтому не могут быть применены ни для доказательства, ни для опровержения.

И еще об одном. ХХ век внес в достаточно простую и понятную схему умирания  изрядную сумятицу. Танатология вынуждена теперь говорить отдельно о смерти тела, смерти нервной ткани (мозга), отключении энергетического обеспечения и прекращении сознания. У медицины, биологии и психологии не хватило ни мужества, ни достаточных научных оснований говорить об оставлении бессмертной душой тела и возможности сохранения жизни после смерти.

Те же, у кого хватило, всегда представляли себе путь души как «некое восхождение вверх» (вариант - квантовое перемещение в пространство-время с иной мерностью). Это предполагает ситуацию, когда «душа» как  воспринимающая, чувствующая  и мыслящая структура последовательно проходит через морфогенетические поля предыдущих «земель», начиная от самых древних и кончая современными. И отнюдь не случайно у многих первое, с чем они сталкиваются - это полная, непроглядная и безмолвная тьма.

Второй вариант - душа уходит в иное состояние в полной изоляции и вовне ни с кем и ни с чем не контактирует. Такое понимание противоречит весьма серьезному и обширному опыту, говорящему об обратном. Здесь нам приходит на помощь наука, открывшая недавно возможность «выворачивания наизнанку» планет и планетарных систем; то, что было «внутри», оказывается «снаружи», и наоборот.

То же самое оказывается и с душой; она не восходит, а погружается в себя все глубже и глубже, встречаясь с демонами, ангелами и фантомами собственного мира, пока не подойдет к некой «белой дыре», войдет в нее и выйдет в ином пространстве (мире). По крайней мере, мы можем предполагать, что у  физического и психического некоторые механизмы реализации могут быть весьма схожими. Именно так расценивает большинство событий в «жизни после смерти» современная трансперсональная психология, частично - и когнитивная наука.

***