Дорога четвёртая

Ольга Шахматова 2
Когда я была маленькая, я говорила: «У меня будет три сына. Двое сыновей будут умных, а третий - дурак».  Мама спрашивала: « А зачем тебе дурак?» «Чтобы душу мотал» - отвечала я.
Всю жизнь я смеялась сама над собой. А теперь мне стало ясно, что третий сын, дурак - ни кто иной, как я сама, ну, или ребенок похожий на меня. Ведь мама мне всегда говорила: «Ты мне всю душу вымотала!». Так вот в детстве я считала себя превосходным ребенком и хотела, чтобы хоть один из трех сыновей походил на меня. И возможно отношения с этим ребенком сложились бы не так сложно, как у меня с мамой, с ее прописными истинами, с нормами для умных и послушных детей, которые я вечно нарушала.
Мое детство было полно приключений. В 4 года я убегала в соседний квартал на стройку, где с огромных гор земли вырытого котлована, я со свистом в платьице и белых трусиках спускалась на попе на самое дно котлована. А потом лезла вверх, покоряя вершины. За это меня драли кнутом, наказывали. Но я все равно возвращалась к своим забавам. Я была настырная.
Потом, в пионерском лагере, я опять летела, но уже с сорока метрового обрыва к реке. Это были большие прыжки по сыпучей земле. В три, четыре прыжка мы достигали воды. Как правило, были опять наказаны. Самое странное – я не чувствовала оснований для запрета. Меня не пугали наказания. Я знала, что лететь с горы – это здорово и все.
В нашей родне был еще один такой летун – Аристарх Павлович Горин – родной брат моей бабушки. В 6 лет он съезжал на лыжах с крыши школы. А уж с обрыва к Барлаку летать – это вообще святое дело. Так вот у него как раз с этими полетами сложилось как нельзя лучше. Он окончил летное училище, и всю свою жизнь посвятил авиации. Был пилотом первого класса, имел много наград. Но об этом я узнала намного позже.
Теперь я понимаю, откуда во мне любовь к горам, к Алтаю. А пришедший страх высоты – это не что иное, как перевоспитание меня в «нормального» ребенка. Заключение в определенные рамки приличия. Арест личности, изгнание моего Я.
Мой муж выводит меня из этого страха. Он всегда говорит: «Оля, будь собой! Наслаждайся! А я полюбуюсь тобой и испытаю двойной восторг!»

***

Мы опять, спустя три месяца после последней поездки на Телецкое озеро, едем на Алтай! Мама говорит – «Это не нормально!» Знакомые косятся на нас как на душевно больных или наркоманов. Некоторые понимают нас, и испытывают радость за нас. Но толи зов предков кочевников взыграет, взбунтуется, забурлит в нас. Тогда надо сорваться и помчаться неведомо куда.  В общем, в первый четверг ноября я предложила мужу: «А не рвануть ли нам завтра на Алтай, денька на два, три!». «Почему не рвануть? Рвануть! Предлагаю в Чемал» ответил он. И на завтра в ночь мы выехали.
«Прощай цыганка Сэ-эра!...»
Ночь непроглядная! Яркие огни ночного Новосибирска остались позади! Мы вышли на трассу, и под любимую нами музыку, полетели на встречу своему счастью. Громко сказано? Да? … Зато верно!
Я вспоминаю последнюю нашу поездку. Какое колоссальное количество положительной энергии, вдохновения, радости, гармонии я привезла с собой оттуда. Как восторженно я любовалась Кату-Ярыком, тихой заводью Южного берега Телецкого озера. Как дрожала от страха во время грозы. Легкая тень тоски прокралась ко мне. Да, сейчас мы едем не туда! Я посмотрела на мужа, и он ответил на мой взгляд: «Можно и туда, но у нас мало дней. Да и погодные условия не для спуска с крутых перевалов! В другой раз обязательно туда!». Как замечательно понимаем мы друг-друга. Вот так и дома. Он меня спрашивает: «Где взять то-то и то-то», я говорю: «Там.», и он не переспрашивает где именно, а идет и берет.
Ночь густая, темная. На небе лишь местами россыпи звезд. Я люблю ночную дорогу. Люблю обволакивающий туман и мутное свечение фар в нем. Люблю когда не видать обочин, и тогда, кажется, что дорога идет по навесному мосту среди разверзшихся небес. Приеду домой, обязательно нарисую «Дорога в …», а продолжат пусть зрители. Дорога в рай, дорога в неизвестность, дорога в будущее. А для меня все это значит дорога на Алтай.
И вот, пожалуй, это к ней подойдет:

Если ты заблудился в себе, как во тьме
Не гони, не лети на обгон, говорю я тебе
Ты мечту свою разбуди, разбереди.
Ту, что Ангел-Хранитель несет пред тобой на пути!

Да, и вот эта яркая звезда, и эти перистые облака около нее в виде рук Ангела и знак обгон запрещен – не торопись, насладись настоящим! Спасибо тебе, Алтай, за вдохновение, за рифму!
А еще я люблю смотреть на мужа, когда он в этой тьме кромешной, уверенно ведет машину. Я доверяюсь ему полностью, и ремень безопасности пристегиваю лишь при приближении к посту ГИБДД.

***

На границе с Алтайским краем традиционно остановились, попили кофе. Барнаул миновали тоже во тьме под рампы  светящихся рекламных щитов и всевозможных вывесок. Знаю, что едем среди бескрайних полей, но их не видно. Да! В  этот раз дорога совсем иная. Бийск остался за нами тоже окутанным в темноту. И вот, примерно у Сросток, занялся рассвет. Он лишь чуть-чуть обозначился сине-голубой кромкой на восточном горизонте. Но как стремительно она растет. Вот от горизонта отходит синяя волна, за ней лиловая, и в вперемешку голубая с розовой. И они расходятся по небу ровной гладью, а сам горизонт занимается желтым. А блики на облаках от серого до белого, от красного до прозрачного желтого. И вот по центру разливается лазурь. Торжество нового дня! В этот момент хорош гимн восходящего солнца. В этот момент оно уверенно начинает выходить из-за горизонта. А за нашими спинами еще остается властвовать черно-синяя тьма.
Женя говорит: «Сейчас моя баба Дуня сказала бы, что солнышко играет как на Пасху всеми  цветами радуги».
Вдруг на небе появляется черное пятно. Оно спускается вниз, оставляя за собой черный дым. Мы теряемся в догадках, что же это может быть? А это пятно, эта черная бочка с черным хвостом дыма, все ниже спускается с небес, как бы перечеркивая весь этот рассвет. Версий много. Пролетающие над нами самолеты, оставляют за собой белые хвосты. И траектория их полета идет параллельно Земли. А тут четкий перпендикуляр. И тут мы вспоминаем, что летом мы на два дня опоздали посмотреть, как с Байконура запускается ракета. Во всех местах здесь были развешаны листовки с оповещением об этом событии. И сейчас, возможно, мы наблюдаем приземление капсулы с космонавтами, или что-то в этом роде. Вот так сюрприз. Мы так поражены, что напрочь забыли про фотоаппарат.

Вдруг, до меня доходит, что каждый раз, когда мы находимся на Алтае, случается чудо, будь то капсула с космонавтами, сказочные пейзажи, найденный сердолик или яшма,или встреча с прекрасными людьми.

***

А вот и Сростки с горой Пикет и с памятником Шукшину на ней, на фоне рассветного неба. А дальше чуть виднеется красавец Бабырган. Говорят, если от Сросток Бабырган видать, будет хорошая погода на пару дней. И вот, как обычно, резко начинаются горы.
-Ах, Алтай, Алтай! До чего же ты хорош в снежной тоге, волнами ниспадающей с могучего оголенного скального плеча! А стан твой опоясан бирюзовым поясом Катуни, обрамленный жемчужными россыпями камней валунов.
-Ах, Катунь, Катунь! А я все думала, за что же тебя называют «бирюзовой». В это время года вода в тебе, ну точно, медный купорос! И, ты значительно обмелела.

А небо все еще рассветное.
И песня играет в машине группы «Рождество»:
«Ты знаешь,
так хочется жить!
Просыпаться с тобой
на рассвете!...».
Эмоции перехлестывают через край. Дослушав песню, мы выходим из машины, бежим к Катуни, фотографируемся. Женя опять угадывает мое желание прихватить с собой пару-тройку камушков для дачи. Устраиваемся поудобней в машине и, любуясь панорамой, завтракаем. Мы не торопимся. Вчера днем забронировали комнату, теперь мы созвонились, нас ждут. И как-то, даже жаль, что так быстро приехали. И, почему-то, кажется, что уже все самое интересное мы посмотрели.

***

Скажу честно, ни дом, ни комната под старину с липовым камином нас не впечатлили. Но тратить драгоценное время на поиски жилья мы не хотим. Оплачиваем сутки, закидываем вещи, и под удивленные взгляды хозяев: «как, вы проехали почти 700 километров, и даже не будете спать и кушать?!» уходим смотреть Чемал.
А что, про «кушать», пожалуй, хозяйка права. Возьмем с собой все необходимое.
  В первое посещение Чемала, мы не осмотрели здесь ничего. Настала пора раскрасить белое пятно.
Первый у нас на пути остров Патмос с монастырем. Вот он, сосущий под ложечкой страх! Страх высоты. На Патмос попадают по подвесному мосту. Больше шести человек на мост не входят. Движение только в одну сторону: либо туда, либо обратно. Мост шатается под ногами, как и перила, за которые держишься. Одним словом червяк, на крючке у рыбака, в полете.
- Иди сюда скорей, я тебе что-то покажу.
Ласково и нежно обнимая меня, говорит мне муж. Мы проходим на смотровую площадку. Он не отпускает меня, подводит к самому краю, к перилам и показывает на левой стороне острова высеченную из камня икону Божьей матери.
Я всматриваюсь в лик, в золоченый нимб над головой. А он, все так же обнимая:
- А теперь смотри на Катунь! Она совершенно бирюзовая и в то же время совершенно прозрачная. Каждый камушек видать.
Я смотрю, и понимаю, что вот в сию минуту я абсолютно не боюсь высоты.
- А теперь возьми фотоаппарат и щелкни меня на фоне этого великолепия.
И я свободно отхожу от него и фотографирую.
Перед мостом, я было, опять заскулила, но его настойчивое: «давай, давай! Ты все сможешь» придало мне сил. И  мы прошли. Чувство гордости наполнило меня. Я сделала это!
Монастырь хорош тем, что очень прост. Три иконы с подсвечниками. Маленькая зала вместимостью не более 5-8 человек. Девушка-служительница продает свечи, записывает имена для молитвы. Мы ставим свечи за здоровье детей, и за упокой близких, отошедших в мир иной. Я всматриваюсь в лик Николая Чудотворца. На всех иконах он разный. Но чудодейственная сила духа во взгляде одна. По острову гулять запрещено. Да и что это за остров. Глыбы каменных плит на  отвесной скале возвышающейся над Катунью метров на 100. Кое-где растет кустарник. В  общем, безопасно пройти можно лишь по узенькой тропке вокруг монастыря.  Фото на память у иконы в горе. В подарок за посещение – умиротворение и благодать.  И уже совсем без страха переход по мосту в обратную сторону.  Я оглядываюсь посмотреть на эту спасительную соломинку, связывающую берег с островом, на монастырь. И уже будто и не бывала я там.

***

Перед выходом на козью тропу, а она начинается на северном склоне горы, и поэтому вся обледенелая, мы делаем небольшой привал. Кажется опасным передвижение по этой тропе. Надо заметить, что в горы в это время года вообще не ходят. Но как у русских: если нельзя, но очень хочется, то можно!  С северного склона тропа под углом 90 градусов поворачивает на западный склон. Открывается совершенно иной вид. Снега нет вообще. Солнце ласкает лысые камни. Внизу плещется Катунь, сверкая бирюзой. Абсолютно нет ветра. Так, повернув за угол, оказываешься совершенно в другом климатическом поясе. Никогда не перестану удивляться чудесам твоим, великий Алтай!

Тропа узкая, местами  шириной в одну ступню, плавно поднимается вверх и также спускается вниз. Находишься приблизительно на одном и том же уровне – 150 метров над рекой. Много смотровых площадок. Поразительно! После прохода по мосту, я совершенно не боюсь высоты. Иду уверенно. Внизу, вдоль берега, мы замечаем еще одну тропку.
- Обратно пойдем  понизу.
- Пойдем. Только я не видела ни спусков, ни подъемов к этой тропе. И куда она приведет не известно.
- В крайнем случае, просто вернемся назад.
  Тропа плавно поворачивает на южный склон. И открывается великолепная панорама слияния двух рек: Чемала и Катуни. В этом месте и Катунь и Чемал, зажаты каменными утесами. Во время большой воды (уровень большой воды видно по отметинам на скалах) видны лишь пара островов на Катуни и по разные стороны рек, врезанные в воду скалы. Сейчас вода совсем низкая. Большая часть дна Катуни из круглых голышек валунов без воды. Чемал вообще кажется небольшим, но бурным ручьем, текущим по сказочному дну узкого, петляющего ущелья. Катунь здесь делает поворот, как бы встречая своего верноподданного, приглашая воссоединиться. Отсюда, сверху хорошо видно, как черные воды Чемала входят в Катунскую бирюзу, долго пытаются сохранить свой цвет, свое течение. Но вздорная Госпожа беспощадно закручивает в один большой водоворот все вместе и дает свой стойкий бирюзовый окрас. Как ни сопротивляется непокорный вассал, непоколебимая власть и красота Госпожи покоряют его тело и Душу.
И вот я стою, и думаю: от чего же мне так хорошо здесь в горах, от чего же так легко дышится. От чего все мои многочисленные задумки, которые пчелиным роем, гудят в моей голове, здесь приобретают четкие очертания и находят форму для выхода в свет.
Понятно, что дышится легко оттого, что воздух здесь кристальной чистоты. С Катуни веет запахом только что разрезанного арбуза. Понятно, что здесь меня не касаются бытовые проблемы. И все же, что-то здесь есть, от Высших Сил, от Небесной Канцелярии, от Духа Земли, от Духа Воды. Какая-то невероятная сила, какая-то страшная тайна, словно магнитом, прилепила меня к этим сказочным местам.

***

Мы идем вдоль русла Чемала. И вот уже слышен шум Чемальской ГЭС. Это старое сооружение постройки начала прошлого века. Теперь она не функционирует. Хорошо посмотреть как извергает она бурлящие воды. На ее территории организован парк. Шашлычные, чебуречные, лавки с сувенирами, аилы с национальной алтайской домашней утварью. Здесь мы обедаем и возвращаемся назад.

Как и договорились, у слияния рек спускаемся на нижнюю тропу. Нам предоставляется возможность погулять по оголенному дну реки, там, где несколько месяцев или недель назад бушевала водная стихия. И вот мы на большом каменном поле. Тысячи, миллионы тысяч камней и камушков, скальные отроги, обточенные водой. И ни одного растения. В некоторых местах блестит меж камней лед. Но больше всего удивляют каменные ванночки. Представьте себе абсолютно отшлифованную каменную глыбину. Сверху по центру, словно выдолбленное углубление, наполненное водой, прикрытое легкой паутинкой льда. Вопрос: почему середина камня вымылась водой, а края остались противостоять течению? Загадка природы!

Мне хочется лечь на это каменное дно и послушать о чем говорит земля, что чувствует она после отхода водного потока. Не так давно здесь царил подводный мир. Теперь каменная пустыня. Но пройдет зима, и с вешними водами все опять будет затоплено и над этими камнями стремительно понесутся многотонные массы Катунских вод.
Идем по тропе, петляем среди утесов. Спускаясь с очередного препятствия попадаем в голубую лагуну, покрытую совершенно прозрачным льдом. Выдающийся бугром песчаный пляж, тихая заводь и две скалы по разные стороны пляжа укрывают от посторонних глаз это райское место. Эхо пружинясь отлетает от одной скалы к другой, множится и тонет в воде. Стерео, да нет – квадро  резонанс! Еще одно чудо природы.
Но перед дальним утесом тропа исчезает. А по склону горы то там, то сям разбросаны обрывки тропинок. Мол, поднимайся, где захочешь! Мы наслаждаемся этим дивным местом. Приглядываем чудную корягу для дачи. И с твердым решением не оставить ее, начинаем подъем.

Сначала все вроде бы просто подъем как подъем. Ступай себе тихонько в гору. И пещерка тут оказалась на пути. Интересно. Наверное в ней какой-нибудь зверек живет. Но вот подъем становится все круче. В некоторых местах уклон 800, т.е практически вертикально. Подниматься становится сложнее. Вниз смотреть жутко. Этот липкий, вязкий страх все же сосет под ложечкой. Опавшая хвоя на камнях очень скользкая. Иногда поскользнувшись, хватаешься за первую попавшуюся соломинку, и потом благодаришь ее и Бога за спасение. И вот Женя при таких условиях несет на себе еще и прихваченную с берега корягу. Мы поднимаемся не спеша, с передышками. Оглядываем местность. Я немного впереди, Женя сзади. Весь подъем занял как минимум минут сорок. И наконец-то мы выползаем на ту самую козью тропу, которая теперь кажется просто бульваром. Какая радость! Какой восторг! Мы обнимаем друг друга, целуем! Смотрим вниз, и нам кажется невероятным, что мы одолели этот склон. Катунь подмигивает нам своим голубым блеском. И вот он восторг, тот самый из детства, когда вершина покорена. Вот он миг счастья! Я поборола страх высоты, я вернула себе радость. Я так горжусь этим подъемом. И я очень благодарна Жене за такое приключение.

***
Вот скажите мне: стоило ради всего этого ехать за 700 километров?  Стоило! Этот день дал мне подпитку на все зимние ненастные дни. И что, спросите вы, всего один день и назад? Да! Скажу я просто. Ну, мы конечно, переночевали, попарились в бане. Утром мы съездили за хорошим медом и часов в 10-11 утра мы отбыли домой.
        Не перестаю восхищаться тобой, Алтай! Пытаюсь понять тебя. Рассказываю маме о нашем  путешествии, удивляясь, как при такой красоте, с такими сказочными пейзажами, население Алтая остаётся нищим. Как люди умудряются жить без дорог, без детских садов и школ, без магазинов и заправок? Да, да! Есть и такие деревни. И вот что характерно, на Алтае нет особняков, высокопоставленных ченуш. А мама говорит, что не пройдет и десяти лет, как всё изменится, и там, где была дикая природа, будут валяться салфетки и одноразовый пластик. И не будет опасности повстречать на тропе медведя, поэтому как уйдет зверь от несметных толп людских. И так мне стало грустно и больно, что захотелось  взять и спрятать от глаз людских такую красоту! Эх! Мама окажется права!