1. Выбранные места из переписки с прозарянами

Яков Задонский
СУДЬБА  ИЛИ  СЛУЧАЙ ?

Как-то я столкнулся на Прозе с размышлениями автора на тему  «Судьба или Случай?». По этическим соображениям я не могу обнародовать его имя, тем более что по неизвестной мне причине автор покинул Прозу. Потому, к сожалению, и текста основной статьи не осталось у меня. А тема весьма интересна для думающего человека и неоднозначна своими выводами. Я приглашаю  всех неравнодушных и мыслящих моих читателей высказаться, как они для себя решили вопрос предопределения и свободы или Случая и Судьбы.

Я оставил автору небольшой отзыв, буквально несколько  строк и получил ответ:

«Предопределение и Свобода – вещи, на первый взгляд, взаимоисключающие. Если я прыгну с девятого этажа, то чей это выбор? Мой? Или Высший? Насколько наша психика в нашей власти?

"Вот я ожесточу сердце Фараона" – говорит Господь. Он ОТНЯЛ выбор у Фараона, сделав его простой марионеткой в своих руках, не так ли это по тексту? Был ли выбор у Фараона? Если был, то он понёс справедливое наказание, но сказано ведь, что Господь ожесточил его сердце, так стало быть, выбора не было? За что же он и египетский народ понесли наказание?
Не является ли Предопределение (или Судьба, если хотите), чем-то высшим, определяющим лишь архитектуру мироздания, тогда как человеку предоставлена свобода выбора и Случай, только в ограниченном жизненном пространстве?

Чётких и однозначных ответов здесь нет.

Для Вас, пространство Ваших решений, это пространство Заповедей, для меня, это пространство моей Совести. Какое пространство выбрать - решать нам, но выбрав его однажды, мы ограничиваем себя, и тем самым начинаем плести ткань нашей Судьбы. По крайней мере, так я это вижу..».

Я постарался изложить свое представление по теме:

"Он ОТНЯЛ выбор у Фараона, сделав его простой марионеткой в своих руках, не так ли это по тексту? Был ли выбор у Фараона?"

Это не верно. Никто у фараона выбор не отнимал. И он был у него, в принципе, до последнего момента. Но иногда так бывает, если человек поворачивает на определенную дорогу, то впереди, где-нибудь за углом, его ждет какой-нибудь крокодил или лев.

Это Моше Создатель сообщил, что он ожесточит сердце фараона. Однако фараон об этом не знал, и выбор у него был. Если точно, то только после шестой казни у фараона выбора не стало. Ибо сказано: по какой дороге желает идти человек, по той его и ведут. Создатель учитывает, по Фрейду, и наше подсознание или движения сердца, хотя сам человек может и не осознавать свои истинные желания и устремления.

«Чётких и однозначных ответов здесь нет».

Однако, попытка ответа есть. У еврейских мудрецов. И в Торе. И насколько приемлема такая попытка, возможно, дело веры. Мне и действительно, более обоснованного, убедительного и непротиворечивого объяснения, чем у мудрецов, не попадалось. Единственно, Бердяев. Во многих работах на протяжении всей своей жизни он возвращался к этой важнейшей теме.

Коротко: есть ли свобода? Есть. Свобода принимать или не принимать Создателя. В Торе более приземлено звучит примерно так (по памяти): смотри (глава реэ, Дварим 11:26), я предлагаю (не навязываю) тебе сегодня в руки (т.е. ты сам принимай решение) благословение и проклятие. Благословение (для краткости обобщу), если будешь исполнять Тору (жить по Торе) и проклятие, если не будешь.

Вот некто прочел и пожал плечами. Всё. Выбор он сделал. Пенять не на кого.

А вот про материальный мир сказано: всё предопределено. И человек, как составная часть мира материи, находится под предопределением. Тут даже спорить не о чем и нечего доказывать. Человек смертен, и рано или поздно каждый умрет. Какая тут свобода?

«пространство моей Совести».

Это весьма коварное представление и убеждение. Тут очень запросто и лоб расшибить. Что есть совесть? Совесть – голос Творца, звучащий в сердце каждого человека. Но вот какое дело. Есть тут много разных закавык. Вначале я хорошо слышу этот голос, но чем чаще я уговариваю себя поступить по-другому, тем все менее отчетливо я его слышу.

Пример. Не думаю, что нужно кому-либо доказывать, что, например, воровать, не есть хорошо. Но существует масса ситуаций в жизни каждого, когда человек не осознает и не понимает, что ворует. А иногда он находит убедительные доводы и объяснения, что в данном конкретном случае взять ему не принадлежащее, можно. Например, потому, что это, что хочется взять, как бы конкретно никому не принадлежит.

Вспомню мою советскую молодость. Был у меня знакомый по учебе в институте. Он часто говаривал: всё вокруг колхозное, всё вокруг моё. И на самом деле. Положим, кому-то (сельскому жителю) нужна была кукуруза. Он что ехал в город на рынок? Нет. Он шел на колхозное поле и брал себе, сколько нужно. Сознавал ли, что он ворует? Нет. Он брал как бы ничьё.

А житель города? Вот был у меня сосед. Работал на заводе. Говорил мне: иду домой после смены, хоть досточку положу на плечо и несу. Понимал ли он, что ворует? Нет. Он брал как бы ничьё. Ну, и т.д. до бесконечности.

Когда меня человек уверяет, что в жизни он руководствуется совестью, я понимаю, что он руководствуется своими тайными или явными, осознаваемые или не очень, желаниями, которые он совершенно без всяких оснований считает совестью.

Творец все прекрасно знал наперед. Потому и были даны разные заповеди: делай и не делай. Не нужно думать, уговаривать свою совесть. Нельзя (заповедь не делай), и баста. Без рассуждений.

«но выбрав его однажды, мы ограничиваем себя, и тем самым начинаем плести ткань нашей Судьбы».

А вот это точно. Ибо достоверно можно быть уверенным только в одном: что свернув на другую дорогу, мы непременно окажемся в другом месте.
И вот чтобы эту ткань не плести и не оказаться в сети какого-нибудь паука и были даны заповеди.