1. Мир, каков он есть

Фокас Владимир
Я весь — внимающее ухо,
Я весь — застывший полдень дня,
Неистощимо семя духа
И плоть моя — росток огня:

Пусть капля жизни в море канет —
Нерастворимо в смерти Я.
Не соблазнится плоть моя,
Личина трупа не обманет,

И не иссякнет бытиё
Ни для меня, ни для другого:
Я был, я есмь, я буду снова!
Предвечно странствие моё…

Максимилиан Волошин.

«Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». (Гал. 6:7-8)

Откуда такое странное название: «Жизнь вечная»? Дело в том, что вещи, о которых мы сегодня будем говорить, представляют собой безусловное целое, во много раз превышающее значение каждой из его частей. Поэтому и обозначение этого целого  должно иметь характер всеобщего.

Исследования подобного рода должны ограничиваться достаточно определенным временным периодом, однако это ограничение ни в коем случае не должно прерывать связь времен и слитность единого всеохватного движения, по-разному протекающего в разных сферах человеческого существования.

Сегодня в поле зрения науки общего поиска появилось весьма необычное понятие - БИФУРКАЦИЯ, обозначающее  узловую точку развития, в которой пересекаются все потенциальные возможности, а также прошлое, настоящее и будущее системы. Способ прохождения точек бифуркации носит характер эмерджентной эволюции (эмерджентность - наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями).

В результате этого нарушается устойчивость эволюционного режима системы, а фундаментальную (решающую) роль начинают играть случайные факторы. Это обстоятельство имеет важнейшее значение в понимании основных закономерностей развития жизни. Например, в процессах социокультурной динамики оно приводит к новому, нелинейному пониманию соотношения необходимости и свободы воли.

В рамках нелинейного мышления свободу следует понимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбора среди виртуальных альтернатив, но одновременно  личную и нравственную ответственность за этот выбор.

В современной теории структурогенеза, неравновесных процессов, динамической теории  хаоса, бифуркация - это акт спонтанного, внешне ничем не детерминированного, а потому непредсказуемого разделения надвое изначально однородного материала, процесса, хода течения событий. Сам акт этого процесса  порождает в дальнейшем множество дроблений, вариантов , направлений и совершенно невозможных ранее связей между частью и целым.

В данной работе исходной точкой  подобного процесса взяты события начала ХХ века - события вроде бы закономерные и предсказуемые, но каждое из которых привело к совершенно невероятным последствиям. В результате этого сложилась принципиально новая картина мира, или «миропонимание новой эпохи как первого опыта масштабного философского осмысления космической эволюции человечества и единых законов жизни» (А. Клизовский).

Невероятно изменился сам мир проживания разумного существа, иными стали и человек, и социум. Изменились время и пространство, изменились научные, философские, религиозные, нравственные, культурные и идеологические ценности. Изменились искусство, образование, медицина, принципиально иной стала психология. Иными стали понятия жизни и смерти, души и личности, разума и сознания.

Технический прогресс, опирающийся на  новейшие достижения науки и технологий, достиг небывалого ускорения и стал практически неуправляемым.  Наука, материалистическая по самой своей сути и призванная  к постижению законов физического мира, обрела черты своеобразной религии  и создала  учение о собственной  непогрешимости и «святости» научного способа познания. Так родился сциентицизм - идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

Однако в это же время начала развиваться и другая наука, сделавшая решительный шаг в сторону куда более глубокого понимания физического устройства мира. Большинство исследователей связывают ее с именем  А. Эйнштейна, автора более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки. Он разработал несколько значительных физических теорий, главными из которых стали Специальная теория относительности (1905) и Общая теория относительности (1907—1916).

Он также предсказал гравитационные волны и «квантовую телепортацию», предсказал и измерил гиромагнитный эффект Эйнштейна—де Хааза. С 1933 года работал над проблемами космологии и единой теории поля. Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.

Эйнштейну принадлежит решающая роль в популяризации и введении в научный оборот новых физических концепций и теорий. В первую очередь это относится к пересмотру понимания физической сущности пространства и времени, к построению новой теории гравитации взамен ньютоновской. Эйнштейн также, вместе с Планком, заложил основы квантовой теории. Эти концепции, многократно подтверждённые экспериментами, образуют фундамент современной физики.

ХХ век дал человечеству множество прекрасных ученых, среди которых были не только представители физической науки. Однако случилось так, что именно последняя стала неким храмом, библией и предметом поклонения для нескольких поколений исследователей.

Увы, но все, к чему прикасался пытливый и вопрошающий взгляд науки, все, что ею познано, проверено, доказано и сотворено, было НЕ О ЧЕЛОВЕКЕ и в огромной мере НЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. В том же, что «было о человеке и для человека» и что с великим трудом поддавалось научному исследованию и анализу, именно с началом ХХ века начали происходить весьма странные вещи.

В первую очередь изменились приоритеты в системе мирового религиозного знания. Нет, новых религий не появилось, однако начала ощущаться острая необходимость нового прочтения и более глубокого понимания духовной составляющей любой жизни. Возникла ситуация, несколько напоминающая ту, что предшествовала приходу в мир Иисуса Христа, т.е. и одновременного ожидания апокалипсиса, и его отмены через заключение Новейшего, Третьего Завета.

Отход от традиционной религиозности так и не привел человека к полному атеизму, однако породил великое множество самых разнообразных духовных исканий. Не все из них можно отнести к ересям, извращениям либо добровольным заблуждениям; многие из них являли собой протест как против клерикального начала, так и против совершенно бездуховного, прагматичного, жестокого мира, чьей истинной религией стали нажива, похоть, насилие и ложь.

Подобный же процесс начал происходить и в философии. Привычная оппозиция материализма и идеализма, физики и метафизики, объективного и субъективного неожиданно начала размываться, вытесняя противостоящие стороны все дальше и дальше друг от друга. Появились области, представляющие совершенно иные проявления бытия; реальности, которых не то еще не было, не то их скрытое присутствие не воспринималось. А если и воспринималось, то отрицалось либо  игнорировалось.

Так, еще В 1888 году Е. Блаватская опубликовала  свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии». Несмотря на неоднозначность и противоречивость и этого труда, и личности самой Елены Блаватской, недооценка  всего, ею сделанного, была бы крупной ошибкой.

Достаточно того, что через ее подачу впервые была осознана необходимость синтетического подхода и предпринята попытка его реализации. К еще одному, очень важному уроку «Тайной доктрины» можно отнести и следующее утверждение:

«Совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, которые таятся в каждой человеческой душе. Однако  приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряженнейшей учебы под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность.

Требуется также много лет относительного уединения и отстранения от суеты человеческого мира и в таком месте, где сама природа сохраняет совершенный и ненарушаемый покой. Где воздух на сотни миль вокруг не отравлен ядом цивилизации, где атмосфера жизни и энергии человеческого существования  совершенно чисты и где никогда не проливается кровь животных».

Мы уже не говорим о том, что перед нами открылось совершенно иное понимание всей истории человечества, его истинного  предназначения, его жизни и смерти. Иное настолько, что все  наше предшествующее знание пришлось подвергнуть самому серьезному  пересмотру.

С 1914  года в индийском журнале «Арья» появляются публикации  Шри Ауробиндо Гхоша, одного из величайших мыслителей и  духовных учителей человечества, творца Интегральной йоги и автора теории духовной эволюции.

Затем в период 1924-1938 г.г. вышли в свет книги Н. и Е. Рерихов под общим названием  «Живая Этика», или «Агни-Йога», а далее - работы А. Клизовского и «Космическая философия» Э.К. Циолковского. К наиболее значимым произведениям в этом жанре можно отнести и «Розу мира» Д. Андреева, написанную в 1958 году, но так и не опубликованную при жизни автора.

Достаточно примитивный и весьма сомнительный спиритизм Х1Х века в веке ХХ  вышел на принципиально новый уровень и породил совершенно необъяснимое явление - длительный многолетний контакт живого человека с миром умерших. Первопроходцем его стала Э. Баркер, в 1914 году опубликовавшая сенсационную книгу под названием « Письма живого усопшего».

После окончания второй мировой войны начался невиданный «мозговой штурм» ранее казавшегося непреодолимым барьера между жизнью и смертью, миром «этим» и миром «тем». В 1975 году появляется  «Жизнь после жизни» Р. Моуди, в 1971 г. «Путешествия вне тела» Р. Монро, в 1994 г. «Путешествие Души» М. Ньютона, 1998 г. - «Проект Омега» Кеннета Ринга.

Из российских проектов следует отметить работу В. Юрина и В. Гриммельт  «Тот Мир, где продолжается жизнь после смерти», в которой впервые в мировой литературе  всесторонне и подробно описан потусторонний мир. Автор использовал огромный массив различной информации, анализируя и исключая всё то, что вызывало сомнение в достоверности. Надо полагать, что это начало прямого и, если можно так сказать, научного исследования мира обитания всех людей, закончивших  жизнь на Земле.

В 90-е годы ХХ века ранее невиданное распространение получает  ченнелинг -  создание канала между человеком и высшими силами. Несмотря на многочисленные «но» считается одним из самых доступных  и эффективных методик духовного развития и самопознания.

Что бы ни говорили скептики от науки, убежденные материалисты и  представители ортодоксальной церкви, ни случайностью, ни мистификацией, ни массовым умопомешательством подобное развитие событий в ХХ веке признано быть не может.

Не стоит отрицать требование непременно рационального подхода к объяснению всего необъяснимого, однако надо отчетливо понимать, что пути разумной и духовной реальности  не противоречат, а дополняют друг друга, что мы действительно стоим на пороге грандиозного эволюционного прорыва, отнюдь не неожиданного, а тщательно продуманного и подготовленного. Подобное предприятие никогда не проходит гладко и безболезненно; не может оно и быть лишено уродливых и непривлекательных проявлений.

Уже сегодня мы можем отчетливо видеть, как  в человеческом сознании и разуме наряду с миром общим, единым, появляется все больше и больше иных миров. Физика обращается к метафизике, религия - к «духовному материализму», материализм (в том числе и материализм диалектический) перестает быть единственно правильным революционным учением, психология прирастает парапсихологией, а еще лишь недавно сформированное понятие Универсума спешно заменяется понятием Мультиверсума.

Без глубокого знания этой предыстории невозможно никакое понимание   нынешего этапа эволюции; без знания всех ее вершин, глубин, уровней, планов, этажей и подвалов, квартир, чердаков и балконов нам никогда не понять, во что погружен человек. Не определить, как и о чем он думает, во что верит, на что надеется, чего боится, что любит и что ненавидит. Не увидеть, как взаимодействуют и дополняют друг друга микрокосм и макрокосм.

Наука обладает отнюдь немалым знанием физического мира и примерно понимает, как он устроен и как функционирует. Этим занимаются и космология, и астрофизика, и квантовая физика с квантовой механикой. Однако пик интереса ко всему «физическому», как и величайший оптимизм середины 60-х годов постепенно угас. Трудно объяснить почему, но людям стало неважно знать, как устроена вселенная, что такое материя и энергия. Зато предельно важно стало знать,  КТО или ЧТО стоит за всем этим, что такое ЖИЗНЬ и что такое ЧЕЛОВЕК.

Поэтому давайте начнем все с самого начала, т.е. с тех времен, когда науки, еще не было, но уже были познание,  философия,  религия,  искусство, и удивительное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое древнее знание… Прекрасно сказал об этом Огюст Конт: «Никакая идея не может быть понята без ее истории».

***