Стрела

Генна Влас
                - 1 -


Если это городское сооружение можно назвать стрелой, то стрелой необычной, так как вместо наконечника у этой стрелы настоящий военный самолёт-перехватчик СУ-9. Вот такие самолёты и стояли в авиационных полках ПВО, охраняя воздушные рубежи СССР во второй половине шестидесятых и первой – семидесятых годов прошлого века.
Теперь «стрела» нашего города стоит прямо на перекрёстке двух улиц и смотрит в небо под углом сорок пять градусов. Одна из этих улиц называется Проспектом Победы и была построена уже в послевоенное время, а «стрела» появилась только в восьмидесятые годы прошлого века на месте автомобильной развязки.
Нет, это сооружение совсем не портит вид города и даже, может быть, придаёт ему какое-то дополнительное величие. «Стрела» окружена четырьмя светофорными переходами, её самолёт-наконечник смотрит в сторону живописной цветочной клумбы, а тыльная сторона окружена пышными и высокими елями разной расцветки. Только городским памятником вряд ли можно назвать эту рукотворную конструкцию. Зато, уж точно, это мой памятник – в память по моим армейским годам, по моим друзьям-однополчанам, с которыми расстался уже очень давно и, которых уже никогда больше не увижу.
Иногда, проходя мимо «стрелы», я останавливаюсь и подолгу стою, глядя на этот символ ушедшей эпохи и моей Армии. Я стою и вспоминаю своих однополчан Дальневосточного гвардейского авиаполка ПВО. Ведь именно тогда я впервые увидел нечто подобное в виде небольшой модели, выточенной из плексигласа.
Помню, тогда с отполированной плоскости, выполненной в виде аэродромной полосы-бетонки, смотрела, направленная вверх, стрела, на конце которой красовалась маленькая копия самолёта-истребителя со всеми его отличительными признаками-атрибутами.
Автором и создателем подобных авиамоделей был в полку левофланговый нашего взвода Николай Перегудов.
Нет, конечно, он не сидел в специально отведённой для такой работы мастерской, не получал от командования по этому поводу задания и освобождения от прямых своих армейских обязанностей: от нарядов и караулов, занятия строевой подготовкой. Для своего странного, по мнению многих однополчан, хобби он выкраивал другое время.
Визуально его модели были точной копией самолётов-перехватчиков СУ-9 на взлёте, ведь Коля, как настоящий конструктор, скрупулёзно старался соблюдать все пропорции и геометрические масштабные соотношения самолётных деталей. Даже квадратные плиты его аэродромной полосы точно соответствовали размерам модели самого самолёта.

Я стоял на проспекте Победы и рассматривал городскую конструкцию с отслужившим свой срок военным самолётом-истребителем.
- Нет, чего-то мне в этом сооружении не хватает, - размышлял я.
- Ну, конечно … Оттого этот военный памятник и выглядит беззубо, словно танк без ствола на постаменте … А вот у нашего Коли было всё, как на современном ТВ, в телепередаче «Точь в точь».
Да, действительно … У этого бэ-ушного военного самолёта, установленного в виде наконечника «стрелы» на проспекте, из каждого треугольного крыла сиротливо торчат по две консоли. В реальности же, ко всем этим консолям должны быть установлены четыре радиоуправляемые самолётные ракеты РС2УС, класса воздух-воздух.
Вот в этом и было основное внешнее различие городской «стрелы» от перегудовской модели из плексигласа. А изготовить вручную из такого материала точные копии, действующих на то время ракет в соответствующем масштабе, было по силам лишь настоящему мастеру, наподобие лесковского Левши.
В этом и было основное внешнее различие городской «стрелы» от перегудовского шедевра.

                - 2 -

Левофланговый Коля Перегудов, был не просто гвардии рядовым нашего взвода и полка. Он ещё представлял собой очень колоритную личность.
Из-за своего маленького роста, а в карточке строевого учёта значился его рост 151 см, Коле так и пришлось пробыть левофланговым весь срок своей солдатской службы, несмотря на пополнения и новые армейские призывы.
- Коля, - подтрунивал над ним правофланговый нашего взвода, высокий Витя Шаров, - тебя же не хотели брать в Армию.
- Кто тебе это сказал, - косил на него глазом Коля.
- Ну, как?.. Ты же сам и говорил, что первый раз на медкомиссии тебе намерили 149 … А второй раз, когда ты захотел повторно пройти эту медкомиссию, то встал на цыпочки и … Ха, … ха, … ха!
- Хватит болтать, Шар кривошипный, - беззлобно отмахивался от длинного сослуживца Коля.
Здесь надо отметить, что в то советское время с ростом меньше 150 см в новобранцы военкоматы на срочную службу не призывали.
Но, несмотря на свой невеликий рост, Коля Перегудов имел боевой характер, а при случае мог и укусить, и лицо поцарапать любому амбалу.
- Да это у него только рост маленький, а всё остальное о-го-го!.. – подхватывал разговор москвич Юра Яковлев, по прозвищу Яшка ефрейтор.
Коля настороженно поворачивал к тому свой непомерно длинный нос.
- Видели, как он в бане в угол прячется, да тазиком своё причинное место старается прикрыть, да никак не может?.. - злорадствовал Яшка.
- Тазик, видишь ли, у него мал диаметром оказывается.
- В сучок, значит, пошёл, - сердечно вздыхает сибиряк Леха Афанасенко.
И как бы в подтверждение этого трёпа по казарме разносится крик дневального:
- Перегудов, к телефону … Машка из «Дома офицеров» вызывает.
- Да иди ты, куда подальше, со своей Машкой …, - опять отмахивается Коля от назойливого дневального.
- Ну, ну … В следующий раз, когда на самом деле вызывать будет, не позову, - на всю казарму горланит дневальный.
Из-за своих непомерных габаритов вольнонаёмная молодая уборщица дома офицеров, Машка, здесь у всех на слуху. Сам же дом офицеров со своим огромным концертным залом, большой библиотекой, буфетом, и подсобными помещениями находился между штабом полка и солдатской казармой. И там всегда была чистота и полный порядок.
А меня всё время удивляло, как это Машка, при таких своих габаритах, успевает мыть огромную площадь и так шустро  орудовать шваброй да веником. А, когда пытаюсь представить рядом с ней Колю, то мне сразу становится смешно.
Сам же я хоть и был любителем тоже порой позубоскалить, но в шутовскую травлю нашего взводного Левши, Коли Перегудова, старался не втягиваться. Что-то меня уберегало от этого. Может быть, я тогда чувствовал, что Коля ко мне иначе, чем к другим сослуживцам относится.
Иногда он рассказывал мне о своих после-армейских планах, о своей семье. И всегда  с особой гордостью говорил о своём старшем брате, который обучался в воронежской ординатуре, а в будущем, по мнению Коли, непременно должен стать знаменитым врачом.
Найти материал для Колиных авиамоделей в технической части авиаполка можно было без всякой проблемы. На это годился материал от повреждённых и списанных самолётных фонарей, прикрывающих лётчика и самолётную кабину истребителя. В свободное время Коля доставал из солдатской тумбочки заветную коробку с детальками для очередной своей конструкции, пилочками, надфилёчками, кусочками наждачной бумаги и бархотки, а потом пытался объяснить мне, как это он достигает такого совершенства в своей, очень тонкой и кропотливой работе и добивается при этом поразительного сходства с оригиналом.

Мой дембельский эшелон уходил с Дальнего востока раньше, чем у Перегудова Коли.
Я собрал свои вещи в голубой чемодан, купленный мной перед самым дембелем в местном гарнизонном магазине, а потом зашёл в помещение, отведённое в казарме под Ленинскую комнату. В этой комнате, в свободное от службы время, играли в шахматы, шашки, писали задушевные письма друзьям, родным и близким на Родину. Здесь же, в переднем углу за стеклом, красовалась перегудовская модель истребителя-перехватчика СУ-9 на подставке и со всеми своими атрибутами: блестели красные звёзды на крыльях и хвостовой части самолёта, стреловидная радиоантенна выступала пикой из носовой части самолёта, а под его треугольными крыльями эффектно смотрелись все четыре ракеты типа РС2УС.
- Вот он – гроза нарушителей наших воздушных границ, в полной своей красе, - подумалось мне тогда.
И вдруг какая-то горечь подкатилась к моему горлу, что сразу показалось: ещё немного, и я могу заплакать.
Я отвернулся к стене и прикрыл свои глаза рукой. И вдруг почувствовал, что кто-то обнимает меня за пояс. Это был мой однополчанин, Перегудов Коля, эшелон которого уходил из Владивостока на Воронеж гораздо позже моего эшелона. Коля стоял рядом, уткнувшись своим длинным носом, похожим на нос Буратино, в моё, всё ещё армейское, плечо, и молчал, насупившись, а его губы кривились в вымученной неестественной улыбке.

4 сентября 2019 года