Добраться и вернуться

Владимир Калабухов
                НАША ЖИЗНЬ

     В пути из дома – на работу и на службу, на учёбу и в детский сад, затем обратно – домой, к родному очагу, к семье, где тебя ждут любимые люди и полноценный отдых, проходит значительная и бесполезная часть нашей жизни. Этот рассказ – размышления по такому поводу.

     Каждому из нас, трудоспособных граждан, каждый рабочий день круглый год надо вовремя появляться на рабочем месте, добросовестно творить положенное, за что получаешь зарплату, затем возвращаться домой к семейным делам и заботам. И к сорока часам нормальной трудовой недели с обеденными перерывами обязательно добавляется время, проведённое в пути. Как правило, с утра – от порога родного дома до проходной, вечером – обратно. А это редко для кого несколько минут в день – рядом с местом работы проживают единицы. Для остальных время в пути измеряется часами! И оно, собственно говоря, составляет значительную бесполезную часть жизни каждого, особенно того, кто едет на работу и обратно на личном транспортном средстве и не может отвлекаться от дороги...

     Хорошо тому живётся, кому не лень ходить на работу и обратно пешком. Во-первых, во-вторых и в-третьих это полезно для здоровья. Ведь человек, как млекопитающее определённых размеров и веса, должен по законам природы ежедневно, так сказать, в поисках воды и пищи, пробегать и проходить не менее... 20 километров! Ладно, с возрастом это расстояние можно и сократить вдвое – втрое, но при меньшей «ходовой» нагрузке обязательно, как правило, приходят всяческие хвори. И только в движении – жизнь! Эту истину все знают, но не все помнят, а это уже как раз первый недуг – склероз. Был у меня хороший знакомый – Николай Панютин. Жил он в Реутове, работал в Новогирееве. С Комсомольского проспекта до Сапёрного и обратно в любое время года, при любой погоде, в жару и в мороз он ходил пешком. Сказывалась закалка фронтовика-сапёра, прошедшего всю Великую Отечественную без единой ошибки. Его литературно обработанную и иллюстрированную книгу-дневник «Жизнь сапёра» можно прочитать в Интернете (http://www.proza.ru/2015/11/01/1230).

     Следующий здоровый способ перемещения на работу и обратно – езда на велосипеде. Потери времени сокращаются, но прибавляется физическая нагрузка, с которой не каждый может справиться. Да и не во все времена года, в неблагоприятную погоду захочешь кататься на двухколёсном транспорте с ножным приводом, хотя в моду сегодня вошли и зимние велосипеды с толстыми шинами. Был в давние времена у меня другой знакомый – житель Балашихи Анатолий Зайцев. Любитель дальних водных турпоходов, отчаянная голова, он на работу в Железнодорожный предпочитал ездить на велосипеде. Велопарковок тогда ещё не было, и ему дозволялось оставлять велосипед недалеко от рабочего места.

     Личный, общественный и служебный автотранспорт. Конечно, им сегодня доставляется к местам трудоустройства практически весь работающий люд. Наши дороги, служившие в прошлые века для гужевых перевозок в две встречных колеи, не могут нынче справиться с тем гигантским потоком машин, что предсказуемо, с учётом различных факторов, растёт не по дням, а по часам. Особенно в столице, в Подмосковье и в других мегаполисах России. Чтобы не тратилось личное время трудового народа попусту из-за малой скорости движения и автопробок, заботы муниципальных, региональных и федеральных властей (как их много – и забот, и властей!) направлены на развитие дорожной сети, расширение проезжей части старых трасс, сооружение путепроводов, развязок, совершенствование правил дорожного движения и т. д.

     Что (на примере одного из ближних к Москве городских округов – Балашихи) для экономии личного времени граждан в пути до работы и обратно мы сегодня имеем, и каковы перспективы?

     Развитие железнодорожного транспорта.

     Экспрессы Курский вокзал – Железнодорожная, переполненные остальные электрички. В 2019 году построен и введён в эксплуатацию четвёртый путь. Должно стать больше поездов с меньшими интервалами движения. Для экспрессов вырастет скорость.

     Развитие метрополитена.

     В Большой Москве, что протянулась до Калужской области, в перспективе до 2027 года будет создано много новых линий и станций метро. Об этом недавно поведала газета «Аргументы и факты». Но ближайшими для жителей Большой Балашихи останутся станции «Ново-Косино» в Реутове, «Некрасовка» в Люберцах и «Щёлковская» в Москве. Ни в Горенки, ни в Зарю, ни в Купавну, ни в Павлино московский городской метрополитен вести не планируется.

     Социальные автобусы.

     Областной перевозчик – АО «Мострансавто» и его автоколонны работают по заявкам муниципалитетов. Автобусный проезд из северного конца городского округа Балашиха в южный пока требует пересадки, да не одной. Новые маршруты внедряются с трудом. В зоне Железнодорожного маршрут № 142 от станции Реутово через метро «Ново-Косино» продлён от вокзала до Агрогородка. В ближайшее время маршрут № 11 будет иметь дополнительную пересадочную остановку на Носовихинском шоссе, что позволит повысить удобства и безопасность пассажиров, сократит им время на пересадку в сторону метро «Ново-Косино» и Южного квартала Балашихи. Практически все автобусные остановки по городу оборудованы заездными карманами, новыми павильонами, обустроенными пешеходными переходами.

     Совершенствование дорожного движения.

     Светофоры, которые тормозят почём зря транспортное движение по Носовихинскому шоссе в районах школы № 5, Граничной улицы и в других местах, должны быть оборудованы кнопками для пешеходов. Эта работа началась с перехода на Октябрьской улице.

     Со дня на день откроется движение по путепроводу Разинского шоссе в Салтыковке. А расширение Носовихинского и Леоновского шоссе власти обещают начать в 2020 году.

     Четырнадцать лет (с 2005 года) решался вопрос установки «зелёной стрелки» правого поворота с Носовихи на Керамическую улицу, в августе 2019 года она здесь всё-таки появилась.

     По губернаторской программе «Светлый город» улучшается освещение дорог и дворов.

     Вернёмся к пешеходам, идущим на работу и обратно. За состоянием тротуаров – асфальта и плитки, ям и колдобин, обвалов и завалов на них мы должны следить в первую очередь сами. Есть тротуары, за которые отвечает город, есть пешеходные дорожки, закреплённые за региональными дорожниками. Проще всего о замеченной опасности сообщить через Интернет в Единую книгу жалоб и предложений Московской области – «Добродел». Ведь под лежачий камень, как гласит пословица, и вода не бежит. К примеру, пешеходная дорожка по проспекту Жуковского и Леоновскому шоссе уже несколько лет поддерживается в относительно нормальном состоянии, даже разбитый асфальт на мосту через Пехорку удалось отремонтировать только благодаря «Доброделу».

     Про «электропешеходов» (http://www.proza.ru/2017/08/22/1997).

     Эта новая напасть, это технический прогресс, это головная боль и для ГИБДД, и для водителей, и для нормальных людей, передвигающихся ногами. Что с «электропешеходами» делать, как им вести себя на тротуарах и пешеходных переходах, не знает никто. Электросамокаты уже сдаются в аренду, моно- и двухколёсные пешеходы как бы бегом перемещаются внутри толпы. Уже разработаны «сапоги-скороходы» с моторчиками для каждой ноги! По проезжей части дорог им ехать не разрешено, там и на велосипеде-то перемещаться страшно, потому велосипедисты всё чаще пользуются пешеходными дорожками... Если на работу приехать на электросамокате, то где его можно припарковать, чтоб не украли и не сломали? Вопросов больше, чем ответов. Но решать надо. И ГИБДД, и властям всех уровней, и руководителям на местах трудоустройства граждан.

     Счастливой и быстрой дороги вам, коллеги, на работу и обратно! И пусть технический прогресс идёт в ногу с нами, помогая сокращать время в дороге. Хотя с разумной точки зрения работа должна быть в пешей доступности от дома. Но про такое благо мы давно уже позабыли, строя жилые микрорайоны безо всякой привязки к промзонам и заставляя граждан жертвовать личным временем, то есть значительной частью жизни, проводимой бесполезно в пути на работу и обратно.

     2019