3. Еще немного о родословной Рыжей Лиль

Иракли Ходжашвили
Еще  немного  об  одном  листочке
родового  дерева  Рыжей  Лиль,  ее  бородавке 
и  не  только

Если  вы  помните,  я  упомянул  о  наследственной  бородавке  Лиль на   ее  верхней  губе  слева. 
Ну  о  той,   про  которую  некоторые  могли  бы  сказать, что  она  не  является  украшением  женского  лица,  но,  по  мнению  мистера  Энтони  Патрика  Смита,  эсквайра  (который    уже  долгие  годы  испытывал  не  только  просто  дружеские  чувства  к  мисс  Лиль  Джинджер  Мюррей,  в  чем  никак  не  мог   решиться  ей  признаться),  она  была  мила  и  придавала   даже  определенную  пикантность.  Особенно  тогда,  когда  мисс  Лиль,  уже  машинально, подносила  к  губам  свой  любимый  с  детства  миниатюрный  кружевной  платочек, вышитый  еще  руками  ее  матушки,  благочестивой  Кинли  Мюррей  (в  девичестве  О'Брайен),  или   слегка  скашивала  глаза,  как  бы  проверяя, — на  месте  ли  она.
Ну!  Вспомнили?  Нет?
Ну  ничего.  Зато  сейчас  уже  точно  узнали.
Так  вот.  У  этой  самой  матушки  тоже  была  такая  родинка,  которую  она… Короче  говоря,  чтобы  не  перегружать  вас,  как  сейчас  принято  говорить,  «ненужной  информацией»  о  всех  представителях  лиц  женского  пола  по  этой  линии, скажу  только,  что  первое  документальное  подтверждение  наличия  такой  бородавки  в  роду  мисс   Лиль  Джинджер  Мюррей  встречается  в  протоколах  допросов  святой  кальвинистской  церкви   некоей  Изабель  Кларк  (в  девичестве  Адамс)  из  Данбара, Шотландия  (т. СССМММХХХLLLDDDVII,  стр.12345 — 67890, 1603 г.  От автора: для  получения  доступа  к  этим  ветхим документам  необходимо  особое  разрешение  Архиепископа  Кентерберийского, чего  можно  добиться  ускоренным  способом  после     личного  обсуждения  этого  вопроса  с  автором).
Тут,  конечно,  нам  не  обойтись  без  краткого  исторического  обзора церковно-политической  ситуации  в  Шотландии  того  периода.
Тот,  кто  хоть  раз  и  то  краем  уха  слыхал,  что  в  истории  человечества  были  «средние  века», тот,  может  быть,  даже  уловил, что  их  называли  «темные». Если  ввести  такого  «слухача» в гипнотическое  состояние,  то  можно  обнаружить  связь  этих  слов   со  словом «инквизиция»  (хотя  опыты  показывают,  что  слово  «инквизитор»   чаще   встречается  в  сочетании  с  «зубной  врач», «дантист»). 
Те  же  опыты  с дальнейшим  углублением  сна  в  поисках  слова  «кальвинизм»  показали  их  бесперспективность  в  99,9%  случаев  при обследовании  контингента  домов  престарелых  Гренландии — хорошо  сохранившихся  благодаря  оптимальным  климатическим  условиям  лиц,  наиболее  близких  по  возрасту   к  средневековому  периоду, — за   период   с  19ХХ...по  2018 г.
(Эксклюзивный  источник: еще  неопубликованные  «Итоги  Всемирного  Центра   изучения  всего  и  вся», 2020 г., без  указания  страниц.  Доступ  закрыт  вообще,  но  для  желающих  автор  может  договориться).
Итак,  какое  отношение  эти  слова  «инквизиция»  и  «кальвинизм»  имеют  к  нашей  мисс  Лиль,  точнее  к  ее  пра-пра-...бабке  Изабель Кларк  (в  девичестве  Адамс), 35  лет,  но  уже  вдове,  проживавшей  с  двумя  детьми  и  52-х  летней  старухой-свекровью  в  своем  аккуратном  домике  с  небольшим  садом  на  одной  из  улочек  Данбара, Шотландия  в  конце  XVI –  начале  XVI I  в.в.?
А  вот  и  самое  непосредственное,  потому  что  именно  этот  период  был  самый  темный  в  истории  Шотландии,  да  и  Англии (никогда  не  надо  их  путать,  или  считать  «одним  и  тем  же»!)
И  совсем  не  потому,  что  тогда  еще  не  было  электрического  освещения. А  потому,  что  люди  были  еще  темные,  необразованные,  верили  в  разные  пережитки  прошлого  (которое  было  тогда  еще  не  таким  уж  далёким — как-никак, а  назывались  «средние  века»!),  например,  в  ведьм,  наговоры  и  пр.
Конечно,  были  тогда  и  люди, считавшиеся более  просвещенными,  например,  служители  церкви,  которые,  борясь  за  благочестие  паствы,  не  щадили  их  тела,  изгоняя  из  них  нечистую  силу  с  таким  рвением,  что  вышибали  из  них  душу.
Особенно  проявила  себя  в  этом  деле   испанская    ветвь   
инквизиции  (компетентного  органа  католической  церкви),  созданная  еще  в  ХV в.  священником  Томасом  Торквемадой.
Но,  как  известно,  инквизиции  в  Шотландии  никогда   не  было.
Уточним.  Не  было  инквизиторов  как  представителей  католической  церкви,  которые  занимались  бы  инквизицией,  потому  что  здесь   безраздельно  господствовала  реформистская  протестантская   кальвинистская  церковь,  которая  занималась,  соответственно,   кальвинизмом,  причем  особенно  старался  проповедник   Джон  Нокс. 
Он  так   носился  с  идеями строительства  «истинно  божественного  общества», в  котором  нет  места  пороку,  так  яростно  боролся  за  очищение   паствы  от  ереси,  что  в 1563 году   был  принят  его   антиведовской  акт  по  борьбе  со  всякой  нечистью,  в   соответствии  с  которым  мягкое  наказание  для   ведьмы  исключалось, — её  следовало карать  со  всей свирепостью  средневековых  законов,  чтобы  мир  и небеса  видели: грех  отмщён! 
Все  же  тогда  церковь  не  была  так  отделена  от  государства,  как  сейчас,  поэтому  король  Шотландии  Яков VI  (впоследствии  ставший по  совместительству  королем  Англии  и  др. Яковом I),  всецело  разделял  взгляды  и  методы  преподобного  Нокса  и  даже  пошел  еще  дальше — издал в  1603 г. книгу  «Демонология»,  в  которой  ведовство   было  не  просто  отходом  от  истинной  (читай — «кальвинистской»)  веры,  но  и  предательством  короля,  государственной  изменой.
А  это  уже  совсем  другой  коленкор!  Угроза  власти,  стране!
Но  недаром  Англию  считают  чуть  ли  не  родоначальницей  современной  демократии — там  без  гражданского  суда  ни-ни! 
Чтобы  какие-то  там  монахи  сами  решили, что  эта  ведьма   на  самом  деле  ведьма  и  ее сожгли  или  бросили  в  реку— упаси  Бог!
Пожалуйста,  но  только  после  соответствующего  решения  суда  и  его  Верховного  органа — Тайного  совета,  который,  ясное  дело,  был  целиком  и  полностью  на  стороне  короля  и  церкви,  и  с  чувством  глубокого  удовлетворения  выдавал  направо  и  налево  разрешения  на  смертную  казнь. 
А  казнили  с  таким  усердием,  разнообразием  и  не  покладая  рук,  что  когда  до  инквизиторов,  обосновавшиеся  в  других  частях  мира,  доносились  если  не  людские  вопли,  а  хотя  бы  слухи  о  событиях,  происходящих  на  острове, то  им  становилось  не  по  себе  и  они  начинали  мелко-мелко  трястись  от  страха.   
Даже  основатель  ордена  иезуитов  католической  церкви,  страшный   Игнасио  Лойола  (многое  перенявший  от  несравненно  ужасного   Томаса  Торквемады),  непроизвольно   крестился  при  упоминании  имени  преподобного  Джона  Нокса   и  со  словами  «свят-свят»  с  надеждой  взирал  на  изображения   Святой  Марии.
Вот  такая  обстановка  царила  в  те  «темные  средние  века»!
«Ну  хорошо, — терпеливо     выслушав  этот  краткий   исторический  обзор  церковно-политической  ситуации  в  Шотландии  того  периода,  все  же  спросите   вы  автора, — а  какое  отношение  всё  это  имеет  к  нашей  мисс  Лиль,  точнее  к  ее  пра-пра-...бабке  Изабель Кларк  (в  девичестве  Адамс), 35  лет,  но  уже  вдове,  обремененной двумя  детьми  и  дряхлой  52-х  летней  старухой-свекровью,  которой,  как  видно,  не  повезло   с  проживанием   в  своем  аккуратном  домике  с  небольшим  садом  на  одной  из  улочек  Данбара, Шотландия,  именно  в  это  злосчастное  время — в  конце  XVI –  начале  XVII  веков ?»
Вопрос  ваш,  как  всегда,  правомерный, и,  как обычно,  у  меня  есть  на  него  четкий  и  краткий  ответ — «Прямое!»
Могу  пояснить.
Дело  в  том,  что  в  тот  период  кроме  обычного  хождения  народа  в  церковь  на  церковные  службы  и  добровольную  исповедь,  уже    активно  действовало  встречное  движение, — когда  церковники  стали  ходить  «в  народ». Работали, причем,  преимущественно  индивидуально  с  каждым,  используя  при  собеседовании  и,  в  особенности,  исповедывании  не  только  метод   словесного общения,  но  и  некоторые  меры  физического  воздействия  для  стимуляции умственных  способностей  и  памяти,  хотя,  по  закону,  так  называемые  «пытки»  были  уже  запрещены.
В  случае  с  пра-пра-…-бабкой  Изабель (кому  пришло  бы  в  то  время  называть  ее  «миссис»,  смешно  даже!)   дело  обстояло  так.
Одна  из  ее  соседок  обратилась  в  компетентный  орган  с  жалобой  на  то,  что  вышеупомянутая  Изабель,  «будучи  ведьмой,  что  подтверждается  бородавкой  на  верхней  губе  слева,  наслала  порчу  на   мою  корову, которая  перестала  телиться,  а  еще  и  на  мужа,  который  стал  ходить  налево». (Именно  в  такой  последовательности. Цитируется  по  записи  в  вышеупомянутом  протоколе  допроса,  стр….) 
Ну  и,  естественно,  просила   принять  соответствующие  меры  и  наказать  виновную. 
Ввиду  поступления  официальной  жалобы,  компетентный  орган  не  мог  не  отреагировать  и  отрядил   с  полдюжины  доверенных  лиц,  доставивших  ведьму  куда  надо. 
После  длительного  и  интенсивного  собеседования  (а  бабка,  как  видно,  была  женщиной  не  слабой),  в  которой  Изабель,   ведать не ведавшая  о  ведовстве,   категорически  отрицала  какую-либо  связь  с  нечистой  силой  и  пагубное  воздействие  на  корову  и  мужа  соседки,  хитрый  священник  прибег  к  чисто  иезуитскому  логическому  приему  (читай — «католическому»;  всё  же  я думаю,  что  среди  спецслужб  уже  тогда  были  «внерелигиозные», каналы  обмена  опытом),  спросив: «Но  ты  же  признаешь, что  у  тебя  есть  бородавка  на  верхней  губе  слева?»
Ответ  честной  и  бесхитростной  женщины  был  занесен  в  протокол  в  качестве  полного  признания,  после  чего  «исповедник»,  потирая  от  удовольствия  руки,  передал  дело  в  суд,  где  судья,  увидев  во  время  судебного  заседания  упомянутую  в  жалобе  бородавку,   произнёс  окончательное   «Верю!»,  не  вдаваясь  в  подробности  дела,  а  уж  за  исполнителями  приговора  дело  не  заржавело.
Небольшое   и  простительное  для  автора  отступление,  раз  уж  мы  заговорили  об  этом. 
Говорят,  что   известный  театральный  режиссер   и  реформатор  К.С.  Станиславский  (урожденный  Алексеев,  если  верить  Википедии), известный  своим  неверием,  легшим  в  основу  его  «системы»  (см.  его  монографию  «Моя  жизнь  в  искусстве»,   доступ  открытый.),  всё  же  однажды  произнес  «Верю!»  в  беседе  с  В. Немировичем-Данченко —  другим  режиссером  и  реформатором,  с  которым  основал  Московский  Художественный  Театр  в  1898 г.
А  было  это  еще  во  время  одной  из  их  первых  встреч  в  неизвестном  ресторанчике  за  Бульварным  кольцом,  когда  они  решили  действовать  сообща. Тогда  В.Н-Д-о,  отставив  бокал  вина  и  заглянув  в  глаза  снявшему  пенсне  К.С.С-му.  (ур. А-ву.,повторяю — если  верить  Википедии),  проникновенно  и  убежденно-мечтательно  сказал: «О  нас  еще  будут  все  говорить,  поверьте  мне!». (Взято  из  неопубликованного   тома 1 «Воспоминаний  официанта» И.В.Н-ва., стр.  215, находящегося  в  личном  архиве  автора.  Условия  доступа  к  нему  можно  обговорить).

В  общем,  вместе  с  казнью  оборвался  на  родословном  дереве  листок,  обозначающий  Изабель  Кларк  (в  девичестве  Адамс), 35 лет…
  Хорошо-хорошо!  Я  понял!   Вы  помните  и  о  детях,  и  о  старухе-свекрови,  и  о  Данбаре  в  Шотландии… И  обстановку  в  стране? 
         И  о  пасторе  Джоне  Ноксе?  И  короле  Якове? 
В  таком  случае — вот   вам  их  портреты.
А  также  момент  беседы  кальвинистов,  вполне  возможно,  что  и  с  Изабель  Кларк — пра -пра…-бабкой  нашей  мисс  Лиль  Джинджер  («Рыжей»)  Мюррей,  живущей  со  своими  кошками.
       И  если  она  не  станет вскоре  «миссис», то   фамильная   бородавка  на  сей  раз  исчезнет   уже  с  лица  земли.   
                01.09.2019 г.