Где Русское государство начиналось?

Серж Пьетро
      Где начало государства Русь?
Где начиналась единая и могучая Русь, по просторам великой Земли нашей в те далёкие времена рассеянная!
Кто был великим гением, начавшим объединение славян и многие народы вокруг них?
    Много было их, смелых, талантливых - во многих местах, где славянские племена начинали жизнь свою и соседей учили счастливое творить - и близ южных и северных морей, и в Европе, и в Азии, и на Урале, и в Прибалтике.
     В Европе около 2000 лет назад (первые годы нашей эры) уровень воды в Волхове опустился ниже 10 метров абсолютной высоты. Территория будущей Старой Ладоги стала пригодна для заселения после дальнейшего снижения уровня воды не ранее середины I тысячелетия.
    Что было ранее 6 века?
    Какое значение имело имя основателя русской княжеской династии?
Чешск. raroh и польск. rarog - «сокол». От этого понятия в западнославянском мире образовывались:
   как личные имена (Пётр Рериг (Rerig) в Чехии в 1490 г. и польский воевода Ририк в Псковской летописи под 1536 годом),
   так и название рек и местностей.
   Так, Рериком называется впадающая в Одер река, упоминаемая в форме Rurica (Рурика, Рурица), Rorica (Рорика, Рорица). С учетом того что племенное название ободритов означало живущих близ Одера людей, данный факт указывает на существование у них культа сокола ещё до переселения в более западные регионы. Это подтверждает и название польского села Rarog на западе страны.
    Ещё в XI веке Адам Бременский отмечал, что «ободриты… ныне зовутся ререгами». С этим племенным названием перекликается и название их главного города Рерика (по мнению А. Гильфердинга, его славянским называнием был Рарог), где был убит отец Рюрика. Очевидно, что не племя и город получили свое название в честь Рюрика, а он получил своё имя в честь символа своего племени. 
   Чешский и словацкий Рарог, Рарашек, равно как и украинский рариг, был в славянской мифологии огненным духом, связанным с культом очага.
      Исследователи отмечали, что образ Рарога, возможно, генетически связан с древнерусским Сварогом, Страхом-Рахом русских заговоров, воплощением огненного ветра — суховея, а также с иранским божеством Веретрагной, одной из инкарнаций которого также являлся сокол. Образ Рарога как огненного духа, по всей видимости, был общеславянским.
   Хронограф 1494 года бывшего Румянцевского музея неожиданно приводит другую форму его имени: «Во дни Михаила _цря греч(ос) каго и во дни _кнзя Ререка Новгородскаго…  свтый Конъстяньтинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, сотворилъ грамоту словеснымъ (словеньскимъ) языкомъ, _глемую литицю».*

    Рюрик (вероятнее, Рурек, по-РУсски РЕКущий) не был скандинавом и скандинавы не захватывали Северную Русь.
        С середины VIII века (753 год) до 1703 года Ладога была уже городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село было провозглашено как «древняя столица Северной Руси.
   При раскопках определено: под Земляным городищем распашка поверхности производилась (на раскопе №4)  не позднее или несколько ранее VI века, а на раскопе №3 - начиная со второй половины VII века - первой половины VIII века. Земледелие первых ладожан подтверждается находками зёрен пшеницы, ржи, ячменя, проса и конопли.
Предположительно VII веком датируется гребень, найденный в Старой Ладоге в 2013 году.

    Около 700 года или даже ранее могло возникнуть на Земляном городище зачаточное славянское поселение.
   В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске,  Камно,  Рыуге,  Пскове) в VIII-IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре  ранних  славян на рубеже VI-VII веков.
   Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами.
   В VIII-IX веках численность населения Ладоги составляла от нескольких десятков до 200 человек. В IX веке Старая Ладога располагалась на небольшом участке Земляного городища. Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами. 
    Из горизонта Е2 известна литейная форма двурогой подвески в виде пельты (840-855 года). Подобные украшения происходят из Великой Моравии и найдены также в Чернигове, на Княжей горе под Киевом, в Галиче, в Словакии и в Болгарии.
    В некоторых списках «Повести временных лет» (в частности, в Ипатьевском) Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик (Рурек). Отсюда версия, что Ладога была первой  столицей  Руси  (местом  княжения Рюрика с 862 по 864 год). 

   Но варяг ли он?
    Рюрик (возможно - Рурек - по-РУсски РЕКущий) не был скандинавом и скандинавы не захватывали Северную Русь.
    Из истории известно:  Гостомысл, Ободритский князь Витслав был дедом трёх братьев, а король вендов и ободритов Гостомысл (которого не следует путать с новгородским посадником) приходился трём этим братьям племянником, Гостомысл убит Людовиком Немецким в 844 году.
   Отец Рюрика был повешен датским королем Годофридом в 808 году, когда скандинавский предводитель захватил город ободритов Рерик.
   Упоминание старейшины Гостомысла в летописях восходит к своду 1167 года, а в самом Новгороде был даже род бояр Гостомысловых.
    Иоакимовская летопись говорит, что  у Гостомысла было четыре сына и три дочери. К моменту его смерти сыновья его все погибли, а дочери были выданы замуж за других правителей. Согласно вещему сну Гостомысла из чрева его средней дочери Умилы произросло большое дерево, покрывшее весь град Великий, а от плодов его насытились люди всей земли.
    Согласно Иоакимовской летописи, Гостомысл был дедом Рюрика, Синеуса и Трувора, а немецкие источники утверждают, что русская княжна была не матерью, а бабкой трех братьев. При всей несомненной ценности указания обоих источников о родстве между Гостомыслом и Рюриком - чрезвычайно важной подробности, которую не знает никакой другой источник, - определение этого родства различно:      в русской традиции Гостомысл - дед Рюрика, а в немецкой - его племянник. Однако это последнее разночтение легко объясняется исходя из славянской традиции имя наречения новорожденных: «У русских был обычай первому сыну давать имя деда с отцовской стороны, второму - имя деда с материнской стороны…». (В некоторых странах пишется не имя, а потом отчество, как у славян, а  имя деда, или более старшего предка, а позже пишется и произносится собственное имя. Например: Вольфганг Амадей Моцарт; полное имя - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт).
      Еще в XI веке Адам Бременский отмечал, что «ободриты… ныне зовутся ререгами». С этим племенным названием перекликается и название их главного города Рерика (по мнению А. Гильфердинга, его славянским называнием был Рарог), где был убит отец Рюрика.   
     Очевидно, что не племя и город получили свое название в честь Рюрика, а он получил своё имя в честь символа своего племени. 
   Чешский и словацкий Рарог, Рарашек, равно как и украинский рариг, был в славянской мифологии огненным духом, связанным с культом очага.
      Исследователи отмечали, что образ Рарога, возможно, генетически связан с древнерусским Сварогом, Страхом-Рахом русских заговоров, воплощением огненного ветра — суховея, а также с иранским божеством Веретрагной, одной из инкарнаций которого также являлся сокол.
     Образ Рарога (Ра – Солнце, рог – острый предмет с головы животного, похожий на язык пламени, а, возможно, и древнее представление изобилия в виде рога изобилия,) - образ огненного духа; связанный с образом пламени костра, он, по всей видимости,  был общеславянским.
_____
*Кирилл  (в миру  Константин по прозвищу Философ, 827-869, Рим) и  Мефодий  (в миру  Михаил;  815-885,  Моравия) - братья из города Солуни (ныне Салоники), создатели  старославянской азбуки  и  церковнославянского  языка,  христианские  проповедники.