Грудное вскармливание и народная традиция

Жанна Цареградская
Давным-давно, когда у меня родился первый ребенок, я впервые узнала о правилах грудного вскармливания, существовавших в традиционной женской среде русской деревни. Как всегда водилось на Руси, в первые дни после родов ко мне пришла моя бабушка, чтобы «наладить мать и дитя». Она показала мне, как прикладывать ребенка к груди и поучала, что и как надо делать. Вот эти золотые правила:

1. Прикладывай ребенка к груди как попросит, на часы не смотри. Не дело, чтобы дитя плакало, может накричать себе грыжу и, что того хуже, будет с дурным характером.

2. Не сцеживайся, как корова, только грудь себе испортишь и мастит наживешь. Если будешь кормить, как дитя попросит, молока всегда будет хватать.

3. Воды ребенку не давай, и не давай укропную воду, а то будет животом мучиться. Пока само дитя к ложке не потянется ничем нельзя кормить младенца. В твоем молоке есть все, что ему нужно – и вода, и еда.

4. Смотри, не давай дитяте пустышек и сосок – умное дитя соску не возьмет. Приучишь к пустышке – дитя не будет наедаться и не поправится, а соску дашь – сразу грудь бросит. Никакой матери не надо, чтобы дитя грудь бросало.

5. Ты кормящая мать и тебе надо пить есть, как захочется. Если чего-нибудь особенного хочешь, обязательно говори – это организм требует, мы тебе все приготовим. Чтобы ребенка кормить, надо хорошо питаться без всяких диет. А то сама будешь еле жива и зубы потеряешь. Подумай, разве дитю будет хорошо, когда мать больна?

6. Спи с ребенком и ночью корми обязательно. Младенцу нельзя волноваться, чтоб здоровеньким был, и тебе нечего всю ночь прыгать. Ты должна ночью высыпаться при младенце. Днем тоже дитя засыпает, а ты с ним приляг. Пусть он пососет и подремлет, а ты тоже поспишь-отдохнешь. Дела никуда не убегут, а кормящей матери отдыхать надо, чтобы хорошо за ребенком ухаживать.

7. При кормлении грудь чередуй. Чтобы дитя хорошо наелось и грудь полнее освобождало, надо чтобы в одно кормление одну грудь выедал. А в другой раз пусть выедает другую грудь. Сначала трудно будет различать из какой груди кормила, а потом приловчишься – какая грудь тяжелее, из той и корми. Не будешь равно чередовать, станет одна грудь больше другой. И за один раз от одной груди к другой не перекладывай, а то молока много придет и, чего доброго, мастит заработаешь.

Этим уроки грудного вскармливания не ограничились. Бабушка помогла мне справиться с «молочной горячкой», когда у меня был прилив молока. Потом она помогла мне справиться с лактостазом и научила, что делать при застое молока. Научила меня кормить ребенка лежа и удобно спать вместе с ним. Так мы прожили 1,5 месяца под ее опекой и потом я уехала в город. В городском коллективе мамочек были иные взгляды на кормление ребенка – прямо противоположные тому, чему меня учила бабушка. Я почувствовала неуверенность, хотя все получалось хорошо, и, заметавшись, начала нарушать эти правила. Однако, нарушая их, я сразу же получала все негативные результаты, о которых говорила моя мудрая бабушка, а потом мужественно преодолевала последствия того, что сама же и наделала. Вот она вековая народная мудрость, каждое слово – истина!

Потом спустя годы и выкормив грудью не одного ребенка, я вполне оценила эти уроки. Надо сказать, что своего первенца мне удалось докормить до 1,5 лет, и мы расстались полюбовно без всяких осложнений по обоюдному желанию. Интересно, что когда малышу исполнился год я снова приехала к бабушке. В то время все мои подруги говорили мне, что у меня уже большой ребенок и его надо просто немедленно отлучать от груди и перевязываться. И я обратилась к бабушке за советом: как мне быть – отлучать или не отлучать малыша? К моему удивлению она сказала: «Какой же он большой? Посмотри, какой он еще маленький! И кто это придумал, что ребенок в год уже большой и его надо матери лишить!» Это был неожиданный поворот.

Оказывается, в народной традиции, ярким представителем которой и являлась моя бабушка, считалось, что годовалый ребенок еще мал для окончания кормления. Тогда я поинтересовалась, а сколько же надо кормить малыша? И тут выяснилось, что не меньше 2-х лет, а лучше бы 3 или 4. В начале ХХ века в нашей семье детей меньше 2 лет не кормили. В основном кормили до 3-3,5 лет. Еще больше меня удивила информация, что для прекращения лактации женщины не перевязывались. Просто молоко «уходило» и процесс прекращался сам собой. Только, чтобы ребенок отвык сосать при засыпании, мать на 3-4 дня уходила ночевать к кому-нибудь из родственников, оставляя младенца на попечении многочисленных родственниц. В кругу забот близких людей малыш легко оставался без мамы и не чувствовал себя покинутым. А когда мать возвращалась, он, конечно же, вспоминал про си-сю, но когда мама сообщала, что у нее молоко закончилось, он больше не настаивал. Считалось, что для завершения кормления грудью не подходит лето с мая месяца по сентябрь. Кроме того, удачный день для завершения этого процесса считали по Луне. Ориентир на лунный календарь был важен, поскольку после завершения грудного вскармливания дитя не должно было худеть и болеть. Состояние здоровья ребенка напрямую связывалось с фазой Луны в момент завершения грудных кормлений.

С одной стороны кормление грудью в народной традиции имело чисто бытовой житейский характер, а с другой стороны было особым искусством, имеющим свои тонкости и хитрости. Важным человеком при передаче материнского опыта считалась повитуха – ей были известны все секреты материнства. Она и была первым учителем каждой роженицы. Повитуха и старшая женщина в семье «налаживали мать и дитя», обучали ее кормлению грудью и уходу за младенцем. Очень важным для обучения правилам кормления новорожденного считался первый месяц после родов. Однако начинали налаживать кормление в день родин. Хорошее сосание младенца было залогом его жизнеспособности и быстрого восстановления матери после родов, поэтому кормлению грудью уделяли особое внимание. Кроме того, от хорошего вскармливания зависело дальнейшее здоровье младенца, поэтому «наладить» этот процесс было очень важно.

Первое прикладывание к груди у первородящей женщины всегда осуществляла более опытная в материнстве женщина. Этому искусству молодую неопытную мать всегда учили. Со вторым ребенком для нее повторяли все уроки, и только с третьим малышом она могла справляться самостоятельно. Однако, нередко и с третьим младенцем возникали какие-то трудности и снова матери приходили на помощь повитуха, собственная мать или свекровь. В этом плане мне очень повезло, потому что моя бабушка была знакома с повивальным искусством и успешно выкормила грудью троих собственных детей и двоих племянников.

Еще один чудесный момент существовал в деревенском женском коллективе – ведь жили большими семьями и помогали друг другу присматривать за детьми. Мать кормила младенца только своим молоком примерно до 2-3 месяцев. Пока не проходило 40 дней после родин, женщину считали нечистой и не позволяли ей прикасаться к хозяйству, поэтому она была полностью предоставлена заботам о ребенке. По истечении 6 недель она постепенно начинала заниматься хозяйством. С этого момента получали возможность тетешкать ребенка остальные женщины семьи и особенно старые бабушки. К 3 трем месяцам молодая здоровая женщина начинала выходить из дома, выполняя различные работы по хозяйству. Она оставляла младенца на других матерей, которые оставались в доме. Вот с этого времени вместо матери ребенка могла покормить грудью бабушка или тетя. Функцию кормилицы могла выполнять только родственница по материнской линии. Считалось, что молоко только этих родственниц подходит ребенку. Обычно через некоторое время младенец выбирал себе вполне определенную кормилицу, молоко которой ему нравилось больше всего. С этого момента у малыша было двойное питание от матери и от кормилицы.

Такая организация жизни в больших семьях была целесообразна, поскольку позволяла всем чувствовать себя уверенно и спокойно. Более того, это сохраняло преемственность материнского опыта, его накопление и улучшение. Женщина, родившая первого ребенка, всегда обучалась обращению с младенцем и получала значительную поддержку в самом начале грудного вскармливания. Поэтому кормление грудью при живой матери было успешным в 100% случаев.

Впервые статья была опубликована в журнале «Материнство», осень, 2001 год