Искусство Ломбардии. 1. Маэстри Комачини

Галина Добрынина
(Отрывок)

МАЭСТРИ  КОМАЧИНИ - (Comacini, Magistri cumacini или commacini o comaceni). Район Северной Ломбардии, между Ларио и Вербано в зоне озер Комо, Лугано и Маджоре, уже с раннего средневековья пережил необычный расцвет особой касты талантливых квалифицированных мастеров : скульпторов, каменщиков, художников и архитекторов, сгруппированных в корпорации, артели странствующих строителей, с VII по VIII век уже работающих по всей Ломбардии, а затем  в Европе, России, Турции. Первый документ, цитирующий Magister Commacinus , - это Эдикт Ротари - Свод Законов короля Ротари от 22 ноября 643 г., а также указ короля Лонгобардов Лютпрандо от 28 февраля 713 г., который содержит в приложении Меморандум mercedibus commacinorum – законодательный регламент отношений и ответственность за работу, правила вступления и настоящий технический тариф/прейскурант Comacini. Он так же позволил им получить юридическую защиту от неправильного вознаграждения или контрактов, а в дальнейшем обеспечивал беспрепятственное «безвизовое» передвижение по Европе.

Неизвестно ни одного события, которое может убедительно объяснить происхождение этого удивительного феномена – Маэстри Комачини. Поскольку их появление впервые задокументировано в средневековье уже в период процветания, можно предположить, что их реальное происхождение относится к более раннему периоду.
Уже во времена Императора Траяна (Траян  — римский император из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах.)  есть упоминания о комачинах в письме Плиния Сесилио, адресованном самому императору: «хозяин комачино» хвастается строительством «Удивительной пригородной виллы на озере Комо». Таким образом, комазини, тогда еще не организованные в артели, могли бы иметь если не прямое происхождение, то очевидные связи с Римской Коллегией, а это – тысячелетняя история /наследие.

Говорят, и это совсем не легенда, что Маэстри Комачини принадлежали к масонской ложе. Об этом - позже.

Первоначальным и широко распространенным явлением этих своеобразных корпораций строителей была систематическая, коллегиальная или изолированная эмиграция в Бургундию, Швейцарию и долину Рейна. Сначала, в Верхней Ломбардии и в альпийских странах Маэстри Комачини приглашались на работы повсюду. Они так эффективно способствовали распространению романской архитектуры, что в результате архитектура стала называться Ломбардской. От простейших заводов – до бенедиктинских церквей в Чивате (Civate) XIIв, церквей вокруг Озера Комо и Валь д'Интеви, монастыри Пьона и Вальтори, Сан Карпофоро в Комо (1040) и Сант-Аббондио (1013-95) - и это только малая часть – далее уже сложный комплекс базилики Павии Сан- Микеле (1155), Сан-Пьетро в Сиело-д'Оро (1132), Сан-Теодоро (конец XII века), в Сант-Амброджио в Милане (XII век), где все предыдущие постройки совпадают по технологии конструкций и прочности зданий, доказывая совершенную степень стиля и техники. Но комачини работали по заказам не только итальянских меценатов и аристократии в базиликах Павии и Милана. Высокие учителя, скульпторы, витрины в архитекторах и скульпторах, шаман ищет работу в Тренто, Бергамо, Модене, Ферраре, Анконе, Пистойе, Ареццо; затем также в Вероне, где они работают в Сан-Зено; затем в Венеции; в конце XIII века Мастера Комасини находятся в Сиене, Орвието, даже в Ассизи, где для базилики Св. Франциска приглашено большое количество архитекторов; затем, вплоть до Бари. Обладая хорошим вкусом и прочными навыками, они распространяют хорошую технику строительства. Среди наиболее известных примеров следует упомянуть, по крайней мере, работу двух архитекторов - скульпторов: Бенедетто дельи Анделами (ст.) и  Луганеса, которые переехали в Парму, работая в соборе и баптистерии, самой большой школе в эпоху романского средневековья; затем, Джудетто из Комо, приглашенных для обновления церквей Лукки.

Практически весь XIV век их деятельность будет сопровождаться единым порывом. Часть мастеров сменит  более общее название comacini на Campioni (по названию местечка Кампьони близ озера Лугано), и именно Maestri Campioni  уступят дорогу в Ломбардии новому тренду. Хорошо обученные, выносливые, их основное поле деятельности - Милан. Бонино да Кампионе (1357-1375) - любимый скульптор Бернабо Висконти - поручает своему любимцу мавзолей с конной статуей: затем Симоне да Орсениго, Якопино да Традате, Маттео да Кампионе (конец XIVв), которые работают в Миланском соборе, в соборе Комо, в соборе Монцы, в гробницах Вероны. А рядом с ними, хотя и не принадлежащим к колледжам, есть большое количество художников, от Джованни да Комо до Микелино да Безоццо.

Позже, однако, титул мастеров campioni (чемпионы) исчезает; но в районе озер художники продолжают создавать необычайные по значению изысканные фрески, передавая, сохраняя и распространяя  на родине и за ее пределами художественные традиции уже сформировавшейся школы мастеров. Напомним только среди самых известных: Бриоско, скульпторы из местечка Бриоско в Брианце (конец 15 века); Андреа Фузина, скульптор из Кампионе (1506-1526); Кристофоро Ломбардо, скульптор, комачино; семья Родари, архитекторы и скульпторы из Марогии (конец XV века, нач. XVI); династия Солари, необыкновенная семья, одинаково талантливая во всех видах искусства, они как рыцари пятнадцатого века, пришли из района озера Лугано до самой Москвы; затем Леоне Леони (1510-1592), знаменитый скульптор из Менаджио; Пеллегрино Тибальди, авлийский архитектор С. Карло Борромео, родился в Вальсольде в 1527 году. Рядом со скульпторами и архитекторами всегда была группа художников: Донато Монторфано, Бернардино Луини, Марко д'Огьоно, Ломаццо, Мораццоне и другие.

Многие работали вдали от дома. В Венеции -  Питер и Туллио Ломбарди, в середине 500-х годов, из Кароны, они держали скипетр архитектуры и скульптуры в течение многих лет; Бальдассарр Лонгана, из Биссоне, в 500 году работает в Венеции, Генуе, Сицилии, Риме. В папском Риме ,в Ватикане,  некоторые из лучших архитекторов – Маэстри Комачини; Карло Мадерно, по сути, из Биссоне; Мартино Лонги из Вигги; Фонтан Мелиде; Франческо Борромини из Биссоне. Вспомним также тех, кто позднее эмигрировал далеко за Альпы: Лео Леони и Пелегрино Тибальди работают в Эскуриале в Мадриде; династия Солари - в Кремле; Кваренги в Петербурге; Фоссати в Константинополе, где они обеспечили сварку собора Св. Софии.


------------
Это любопытно:
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ уходили работать маленькие будущие МАГИСТРЫ Комачини/ТИЧИНЕЗИ?
Дети обычно покидали Тичино в возрасте от 10 до 15 лет, после первого периода обучения обязательному чтению и письму с 6 до 10 лет. Учителем чаще всего был приходской пастор, но иногда подключались местные художники, передавая молодому поколению азбучные технические навыки рисования и черчения. После этого будущие мастера переезжали за границу, чтобы изучить ремесло непосредственно в коммунах-артелях, часто принадлежащих одной семье или соотечественникам. Ученичество носило различные формы и продолжительность - например, на каменщика или резчика мрамора надо было учиться четыре-пять лет, на архитектора – десять и даже больше с обязательной практикой у известных мастеров, к которым непросто было получить рекомендации.

Так, юный Доменико Жилярди из Монтальеле, сын швейцарского архитектора, уже работавшего в Москве, мечтал стать пейзажистом и в 11 лет вместе с матерью приезжает к отцу в Москву, а в четырнадцать лет едет  в Санкт-Петербург к художнику Феррари учиться рисунку и живописи. Затем Доменико перешел в мастерскую Порто. С 1800 году он почти три года учится у исторического живописца Карло Скотта. Получив стипендию императрицы Марии Федоровны, едет учиться в Римскую Академию, затем вернулся в Россию, где увековечил имя своей династии многими работами, среди которых реставрация Университета и Кремля после пожара 1812г. В 1833 году Доменико Жилярди был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств.
Вот такие были Мастера Тичинези.
________________
Библ.: F. De Dartein, ;tude sur l'architecture lombarde et sur l'origine de l'architecture byzantine, Parigi 1865-1882; G. Merzario, I maestri comacini, Milano 1893; G. T. Rivoira, Le origini dell'architettura lombarda, 2; ed., Milano 1908.

2015. Como. Italy