Касимовские татары. Удивительная загадка истории?

Ершов Максим Александрович
Иногда бывает так: находишь на чердаке старую книгу, открываешь и понимаешь, книга интересная, но не имеет начала. Начинаешь листать, увлекаешься и читаешь с интересом, предполагая, что далее начало найдётся. И вот книга прочитана, а первые страницы так и не найдены. Остаётся только предполагать, как развивалось действие и были ли у автора другие герои.

Примерно так прослеживаются в истории касимовские татары. В Мещёрских лесах живут давно, но когда появились, никто не знает. Подобных загадок великое множество. Если бы нашлась библиотека Ивана Грозного, она бы стала началом нашей общей исторической книги. Однако, увы…

Ну и так как начало мне не известно, начну с общедоступного.

В 1425 году на Московское княжество заступил десятилетний Василий II. Это был первый случай, когда престол переходил от отца князя Василия Дмитриевича (сын Дмитрия Донского 1371 — 1425 гг) к сыну. Его дядя Юрий Дмитриевич подобного не одобрил. Спор грозил перейти в войну, однако хан Махмет (двоюродный брат Тохтамыша) объявил Великим князем Василия II и велел Юрию «вести под ним коня».

Василий II был официально возведён на престол в Москве, после чего Владимир утратил право столичного города.

Ханский суд междоусобицы не прекратил. В борьбу включились дети Юрия Дмитриевича: Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный. В 1433 г. они выступили против двоюродного брата, захватили Москву и посадили на трон отца.

Василию II дали в удел Коломну — но тут свершилось настоящее чудо! Василий II начал созывать народ. Москва опустела и столица как будто переместилась в Коломну. Дядя испугался и вернул престол племяннику. На следующий год он вместе с сыновьями вновь захватил власть, но после неожиданно умер. Великим князем объявил себя его сын Василий Косой. Братья воспротивились и выгнали его из Москвы.

Их междоусобица помогла Василию II вернуть престол. Косой же не успокаивался и совершал набеги, доставляя Великому князю немало хлопот. И тут Василий II пошёл на злодейство, от которого содрогнулась Русь. Его подручные бояре соперника поймали, и Великий князь повелел ослепить двоюродного брата. Несчастный далее жил тихо и мирно, на трон более не претендовал, а братья его затаились.

Московия на тот момент соседствовала с Новгородской республикой, с Псковом, с Литвой и с Золотой Ордой. В последней случилось следующее: хан Махмет оказался сброшен с престола братом. Он ушёл сперва в Крым, но там поссорился с местным эмиром и направился в сторону Руси, где занял городок Белёв (Тульская обл), находившийся на ту пору во владениях Литвы.

Махмет обратился к Василию II за помощью, но таковую не получил. Василий II направил против бывшего благодетеля войско. Махмет московских ратников 5 дек. 1437 г. наголову разбил, но из Белёва ушёл.

 Далее он закрепился в местечке Саинов Юрт, за 40 лет до этого опустошённом русскими ушкуйниками. Махмет построил новую деревянную крепость, став основателем Царства Казанского. В продолжении столетия это царство будет чинить опустошения на Руси.

Уже на следующий год хан Махмет осадил Москву. Василий II бежал на Волгу. Татары не смогли взять Белокаменную, пограбили пригород, сожгли Коломну и вернулись назад. Началась серия войн.

7 июля 1445 г. под Суздалем состоялось сражение, в результате которого Московское войско оказалось разбито, а Великий князь попал в плен. Татары сняли с него крест и послали жене и матери. Московию охватил ужас! Никогда до сей поры русские правители не попадали в плен.

В этот момент оживились дети Юрия Дмитриевича. Дмитрий Шемяка предложил Махмету, Великого князя держать в вечной неволе, а его утвердить на царство. Махмет на подобное не пошёл. Он взял с Москвы огромный выкуп, для сбора которого прибыло 500 татар, а Василия II (1 окт. 1445 г.) отпустил. Через несколько недель хан Махмет умер.

Точного текста договора нет, но именно после того как Василий II попал в плен, в Мещере было создано Касимовское ханство. Первым правителем стал сын Махмета — царевич Касим.

Первоначально территория ограничивалась городом «Городец Мещерский» (известным позже под названием «Касимов»). Далее в него формально вошли некоторые мишарские беляки (бейлики), сохранившие самостоятельность (Кадом, Темников, Шацк, Енкай и некоторые другие).

Вернувшись домой, Василий II начал облагать народ большими податями, кроме того, стал принимать в подданство татар и раздавать им поместья. Народ проявлял недовольство и Шемяка этим воспользовался. Он и его заговорщики Великого князя пленили. 16 февраля 1446 г. Василий II был ослеплён. Так Шемяка отомстил за родного брата.

Шемяка взошёл на престол, а Василия II держал в заточении. Народ за свергнутого князя волновался, и Шемяка вынужден был двоюродного брата выпустить, взяв клятву — не искать престола. Но тут вновь случилось удивительное. Сторонники Василия II вновь возвели его на престол, а Шемяка был отравлен.

Василий II проявил на престоле ум и решительность. Под власть Москвы попали Псков и Вятка. Мелкие уделы оказались ликвидированы, усилилась зависимость Суздальско-Нижегородского княжества и Новгородской земли. Митрополитом был избран русский епископ Иона (1448 год). Его посвятил в сан не Константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало началом независимости русской церкви от Константинопольского патриархата

Что касается царевича Касима, попав в зону русского влияния, он остался на службе у Московского государя. В 1467 г. казанская знать тайно пригласила Касима, дабы тот сверг Ибрагим хана и сел на престол. Касим отправился в поход, однако предупреждённый хан подготовил встречу.

Касиму пришлось возвращаться домой, он он скончался. На престол в Касимовском ханстве заступил его сын Данияр.

В последующем Казанскую династию в Касимове сменила Крымская, затем Большеордынская, Казахская и наконец Сибирская. Власть от отца к сыну переходила не всегда. Кто будет управлять Касимовским царством - решали в Москве.

* * *

В 1995 г. на экраны страны вышел фильм «Мусульманин», где главную роль сыграл Евгений Миронов. Его герой, будучи солдатом, попал в Афганистане в плен, принял ислам и вернулся домой. В родной деревне он чужак, ибо стал мусульманином. Соседи относятся к правоверному настороженно. Николай изгой и даже с родным братом отношения крайне сложные.

Самое удивительное, Владимир Хотиненко снимал свой фильм в деревне Урдово Касимовского района, где в прежние времена проживало большое количество татар. Для реки Оки ислам в историческом плане чужеродной религией не является.

Более того, один афганец на Рязанщине уже был. В Касимове на старом татарском кладбище есть мавзолей Афган-Мухаммеда. В историческом плане он не сыграл какой-либо роли, но известен тем, что его усыпальница не была разрушена.

Я давно хотел попасть в Касимов, но всё никак не получалось. И вот я беру билет на автобус, бронирую гостиницу, договариваюсь в Краеведческом музее об экскурсии — и еду в Касимов вместе с другом.

Музей расположен в бывшем доме купцов Алянчиковых. Роскошное здание с видом на Оку имеет три этажа и находится в центре города на Соборной площади.

По легенде купцы Алянчиковы получили прозвище, которое стало фамилией от последней ханши Фатимы-Султан.

 Фатима-Сеитовна, желая повеличаться, разъезжала по городу в богатой, раззолоченной колымаге, запряженной «черными людишками». Однажды несколько человек, которым пришла очередь впрягаться в хомуты, взбунтовались, наотрез отказавшись стать ханскими «лошадьми». Ханша побранила их: «Экие вы аляны!» (ленивые, упрямые). Но с тех пор на людях не ездила. По преданию, от этих «алянов» произошел купеческий род Алянчиковых…

Зайдём же наконец в их дом, ставший музеем.

В назначенное время нас уже ждала научный сотрудник. Спросив, что нас более всего интересует, она построила экскурсию соответствующим образом.

Основание города относят к 1152 году, когда в летописях упоминается Городец Мещёрский (располагался несколько ниже по течению, при впадении Бабенки в Оку). По повелению князя Юрия Долгорукого он был превращён в пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества.

В 1376 году городок оказался сожжён и разорён в результате монгольского набега, однако вскоре недалеко от прежнего места возник новый город.

Про татар в древних летописях ничего не говорится. Тема возникает в 1445 г. после пленения князя Василия.

Касимовские татары верой и правдой служили Московскому царю, сопровождали Ивана Грозного в 1552 г. в походе на Казань.

В следующем веке ситуация поменялась. Касимов оказался поделён на три, формально на 2 части. Московский воевода правил на своей стороне, плюс была Ямская слобода, подчинявшаяся Москве. Хан и беки распоряжались Татарской слободой и Старым посадом. Этот период изобилует историческими документами, в которых воевода и хан жалуются царю друг на друга.

В 1614 г. Касимов получил в управление Арслан — внук сибирского хана Кучума.

В 1598 г. после разгрома Сибирского ханства Арслан ребёнком попал в русский плен и его сослали в Касимов. В 1603/04 г. Арслан был на приеме у Бориса Годунова. В мае 1612 г. выступил на стороне Минина и князя Пожарского.

И вот столь правильного татарина новоиспечённый царь Михаил Романов ставит на управление Касимовским ханством. К этому моменту расклад сил в государстве меняется. Москва, пережив смуту и набрав силу, уже не заинтересована в татарах, которые под боком исповедуют ислам. Басурман решено крестить.

Для этих целей изготовили множество деревянных скульптур, где восточного вида женщины оплакивали распятого Христа. Одна такая чудом сохранившаяся композиция присутствует в музее.
 
Татары всеми силами отстаивали веру предков. Оплотом ислама сделался хан Арслан. Посыпались жалобы, что хан на рынке хулиганит, басурманит новокрещёных татар и портит русских девок.

В 1616, 1617 и 1623 гг. Арслан приезжал в Москву на прием к царю Михаилу Фёдоровичу.

Однако, увы, по указу от 16 (26) октября 1621 г. власть хана была значительно стеснена, право судить служилых татар — князей, мурз и простых казаков, а также взимать судебные пошлины, прежде принадлежавшее ему, перешло к касимовскому воеводе. При этом самих воевод, за время правления Арслана, сменилось десять.

Примерно в 1626 г. после смерти Арслана Касимовский престол получил его двухлетний сын Сейд-Бурхан, на котором Москва разыграла классический сценарий. Когда царевич подрос, ему пообещали дать в жёны царевну, чтобы он мог претендовать на Московский престол. Условие ставилось одно — принять православие.

В конце 1653 г. царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, что не помешало остаться касимовским правителем. Это было грубым нарушением порядка, согласно которому правителем мог быть только мусульманин.

Царевну в жёны не дали, пришлось жениться на боярыне. Василий Арсланович прожил не долго. На Касимовское царство Москва поставила его мать Фатиму-Султан.

По происхождению она являлась сейдом и вела родословную от пророка Мухаммеда. Фатима-Султан (урождённая Шакулова) правила с 1679 по 1681 год. После её смерти Москва Касимовское ханство упразднила.

Дворец, где жила правительница, давным давно разобран. Из её дома сохранился один единственный стул.

С ликвидацией ханства Москва усилила религиозное давление. Кто остался верен исламу, всех записали государственными крестьянами. Позднее при Екатерине Второй только две семьи, позаботившись за ранее о документах, сумели доказать своё знатное происхождение. Отметим, русские земледельцы имели статус крестьян крепостных.

В 1778 г. Касимовский край вошёл в состав Рязанской губернии.

Минуя второй музейный зал, посвящённый истории уездного города, переместимся в третий. Здесь рассказывается о жизни крестьян, как русских, так и татар. Жизненный уклад первых и вторых был примерно одинаков.

А вот в одежде существовали отличия. Русский национальный костюм сразу понятен. Здесь доминируют красно-белые цвета. Мужчины носили рубаху навыпуск, опоясывая её поясом. Голову женщины покрывал головной убор — сорока. Длинные юбки закрывали ноги. Во втором варианте использовали сарафан.

Татарские купцы на старых чёрно-белых фото легко отличимы по особым шапочкам. Что касается женщин, судя по музейным экспонатам, они были настоящими модницами.

Девушки носили особый головной убор. Замужние поверх оного покрывали голову платком. Ну, а что касается обуви, своими узорчатыми сапогами татарские девки русских конкуренток явно перещеголяли…

Почвы в уезде малоплодородные. Средний урожай зерновых составлял 50–60 пудов с гектара. Основной с/х культурой являлась озимая рожь.

Касимовский уезд занимал в губернии ведущее место по производству мебели, оконных рам, сундуков, транспортного и с/х инвентаря, кулей, корзин, кожаной и валяльной обуви, гончарных изделий. Славились касимовские колокольчики, гармонь-касимовка, вырковская свистулька.

Чёткой градации не существовало, и тем не менее русские работали всё больше с деревом, а татары с кожей и мехом.

В город на заработки уходило более 40% мужского населения. Татары нанимались дворниками и официантами, кто умел работать с кожей, трудились сапожниками.

Смешанные браки являлись редкостью, и тем не менее столкновений на национальной почве практически не было. В этом плане интересны воспоминания уроженца татарской деревни К.Симакова

«Каюм Симаков Вспоминания о былом (из истории города Касимова и деревни Тебеньково) часть 1 В краю родном, задумчивом и нежным. г. Касимов 2015…»

Война. Она происходила у нас с алёшинскими мальчиками у речки Макаровки — на естественной границе владений деревень Тебеньково и Алёшино. Поводом и началом объявления войны бывало оскорбление наших национальных чувств. Кто-то из нас, мальчиков, сходит в Алёшино, например в лавку к дедушке Егору, сапожнику Костину или половить рыбку в Макаровке.

Уличив такой момент, алёшинские мальчики и провоцировали нас на войну с ними: загнув полу одежды в свиное ухо, они хрюкали по-свинячьи и дразнили:

«Татарин лопоухий, покушай свиное ухо.»

Конечно, такое кощунство над чувством праведного мусульманина никак не могло оставаться без наказания. И мы объявляли им войну. Набивали в карманы своих рубашек яблоки и шли воинственно по свей территории, отыскивая противника в кустах по ту сторону границы. Мы задирались разными оскорбительными возгласами. Долго искать не приходилось, у них терпение быстро кончалось; они выскакивали из хорошо замаскированных мест и начинали кидать в нас картошкой, мы — яблоками. Пока идёт война, малыши снабжают нас орудием. Кончается у нас запас, противник прекращает войну, предлагает мир. Война прекращена. Мы идём гордо, считая себя победителями. А наши добротные яблоки — отличный трофей для противника… Вот уж воистину так, как говориться, голь на выдумку хитра: ведь у них садов не было, а у нас не хватало смекалки разгадать их хитрость."

Краеведческий музей занимает несколько залов. Однако мы, дабы не уходить от темы, познакомимся с Татарским кварталом.

Город, словно специально, разграничен оврагами на части. Успенским оврагом направляемся к старой мечети. До революции в низинке располагались кожевенные заводы, принадлежавшие русским и татарским купцам.

Экскурсовод подвела нас к заброшенному участку у подножия горки. Среди некошеной травы возвышался фасад — это всё, что осталось от дома знатного татарского купца. По словам гида, место выкупил некий инвестор и планирует построить бутик-отель и виртуальный музей Касимовского царства. Как это будет выглядеть, понять сложно. В любом случае, начинания застопорились.

Позже я видел старую фотографию, где на месте руин стоял хороший крепкий каменно-деревянный каменный дом. Увы, здания как люди, у каждого своя судьба…

Поднявшись на Татарскую гору, попадаешь в другой мир. Здесь много старых дореволюционных домов крепких и основательных, где каждый кирпич уложен так, что любо дорого посмотреть. Последующие годы наложили отпечаток, и тем не менее в настоящем, даже если строение деревянное, фундамент старинный.

Отличие русского дома от татарского - татары не украшали окна резными наличниками.

Одна из главных достопримечательностей города — Ханская мечеть (мечеть Касим-хана). Её точный возраст неизвестен. По легенде мечеть возведена в XV веке царевичем Касимом. По значимости Ханская мечеть в России на третьем месте после Дербентской и Бахчисарайской.

От древней постройки остался только каменный минарет. Если в Аравии, как и в большинстве мусульманских стран, изящные минареты тянутся в небо подобно свечкам, то касимовский напоминает башню. Создаётся впечатление, что здесь ранее находилась крепость, от которой осталась ладья-башня, ставшая минаретом.

Здание первой мечети было разрушено в 1722 г. по приказу Петра Первого. По легенде, Пётр, приняв её за церковь, перекрестился, после чего повелел снести.

В 1768 г. матушка Екатерина разрешила татарам на старом фундаменте поставить новую мечеть, но только в один этаж. В 1835 г. касимовские мусульмане надстроили второй.
 
Глядя на обустроенные скамейки, которые поставили в начале 90-х, невольно представляешь, как правоверные собираются здесь по праздникам: мужчины, покрыв голову национальными шапочками, перебирают чётки, а от татарских лебёдушек, в национальных костюмах, попросту отвести глаз…

С 1939 года внутри здания Краеведческий музей. В ноябре 2013 года по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть была передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России. Что будет дальше? Останется ли музей? Неизвестно. В настоящем демонстрационный зал соседствует с молитвенным.

По исламскому поверью, входить в мечеть нужно правой ногой, выходить левой — в этом случае всё будет хорошо.

Широкая парадная лестница ведёт на второй этаж, где посетителя встречает стенд с доспехами татарского воина. Шлем, щит и сабля принадлежали человеку знатному. Касимовские татары участвовали в каждом походе Московского царя. Однако здесь по дизайну мы видим — их знать свою восточную составляющую не теряла, а наоборот старалась подчеркнуть.

Экспозиция, знакомящая с культурой и бытом касимовских татар, занимает один зал. Национальная одежда, мебель, украшения и старые фотографии, дополняя друг друга, помогают воссоздать картинку прошлого.

В своё время мне очень плотно приходилось общаться с татарами, я даже жил в татарской семье. Из моих наблюдений: казанские татары считают себя самыми крутыми, так как они сохранили культуру, не поддавшись русскому влиянию, крымские с подобным не согласны, пальму первенства они оставляют за собой. Горьковских и мещерских те и другие называли — мешер.

Кто более, а кто менее крут, судить не берусь. Касимовские татары принимали самое активное участие в религиозной жизни Российского мусульманства. При их непосредственном участии была построена Петербургская кафедральная соборная мечеть, а также Тверская соборная мечеть

Уроженцы Татарской слободы разъехались по свету. В наше время сюда часто приезжают внуки и правнуки тех, кто родился в Касимове.

Вроде как русские и татары жили рядом, но отличия в быту и в культуре существовали. Например, русские не держали в домах теркеш — чехол для пиалушки.

Невольно восхищаешься, когда видишь фрагмент полотенца, либо вышивку тамбурным швом на дамской сумочке.
 
На стенде, где рассказывается о религиозной жизни, заинтересовал жетон паломника. Российское правительство до Революции выдавало жетоны тем, кто совершал хадж. Подобных раритетов в России почти не осталось.

Касимовские татары внешне от своих земляков рязанцев если и отличались, то не сильно. В татарском этногенезе участвовали славяне и угро-фины, как и наоборот. Глядя на фотографию купца Вергазова с сыном, невольно вспоминаешь богиню сцены и королеву кадра — Ренату Литвинову.

Рената Муратовна, по отцу Вергазова, ведёт родословную из касимовских татар. По соседству с музейным залом расположен молитвенный. Туристов туда не пускают.

После музея решаем подняться на минарет. Переступаем по древним плитам, на каждой ступеньке чувствуя соприкосновение с историей. Винтовая душа до сих пор жива. Она молчит, но её плиты и стены помнят многое.

Сверху открываются потрясающие виды на Оку, на сливающийся с горизонтом противоположный берег и на сам город. К мечети примыкают квадратные усадьбы. В прежние времена там жили татарские купцы и промышленники.

Касательно минарета, я какой-то связи с исламом на его верхушке не почувствовал. Снизу он напомнил оборонительную башню, и примерно такие же впечатления я получил и сверху.

Недалеко от минарета текие Шах-Али хана. Мавзолей-усыпальница поделен на две части. В большей покоится Шах-Али, его супруга и отдельные родственники. Маленькая комнатка необходима для поминовения, для чтения Корана.

Спустившись, первым делом мы осмотрели текие. Точнее, изучить мавзолей должным образом не получилось. Усыпальница огорожена забором, и на воротах замок. Уникальный памятник архитектуры годы стороной не обошли, но винить в разрушении только советское время неправильно.

Член Императорской Академии наук П. С. Паллас, оказавшись в Касимове в 1768 году, сообщал что это — ''худо застроенный город'', весь почти деревянный, но зато здесь ''много водится стерлядей в Оке''. Он стал свидетелем того, как разрушали обветшавший ханский дворец и его ''большие, многими готскими фигурами и арабскими надписями украшенные ворота''.

Использование богатого декора в виде ''готских фигур'', нетрадиционного для татарской культуры и появившегося во времена царевича Сеид — Бургана (Василия Арслановича) свидетельствовало о влиянии вкусов московского двора, тяготевшего к нарядному стилю барокко.

Тут нужно объяснить: Шах-Али (1505 — 1566) касимовский хан, которого трижды приглашали в Казань, откуда далее выгоняли. Возвращаясь в Касимов, он вновь занимал трон.

В 1552 г. опасавшемуся переворота Шаху-Али из Казани пришлось бежать. Он переправился в Свияжск, где далее подсказал Ивану Грозному, как взять город. Для Москвы подобное стало настоящим подарком. Теоретически, этим можно объяснить возведение мавзолея.

После падения Казани, Иван Грозный насильно выдал замуж за Шах-Али бывшую правительницу Казани Сююмбике. Она до этого дважды была замужем за двумя казанскими ханами, плюс, какое-то время правила сама. По легенде, третьего мужа Сююмбике не любила, считая его предателем и пыталась умертвить.

Как жилось царице в Касимове, доподлинно неизвестно. Ногайские послы сюда приезжали, Сююмбике видели, но до аудиенции их не допускали.

В Казани есть башня Сююмбике, с которой, согласно легенде, царевна выбросилась и погибла. Увы, нет, после Казани она жила в Касимове, где и скончалась. По словам краеведов, её дворец располагался рядом с усыпальницей мужа. Теперь на этом месте жилой дом. Касимовцы Сююмбике помнят и планируют поставить ей памятник.

А вот кавказцы в Касимове не прижились. После Русско-Кавказской войны сюда ссылали черкесов. Об их пребывании в городе что-либо знают только профессиональные историки.

Ещё одной интересной достопримечательностью Касимова является бывший родильный дом. Здание построено в татарском стиле, и принадлежало богатому татарскому купцу А.Кастрову.

После Революции его национализировали и оно стало родильным домом. Многие касимовцы появились на свет именно здесь. В настоящем городские власти не знают, как со зданием распорядиться.

К концу 17-ого века русские занимали в Касимове четыре части города (слободы и пасады), у татар было две. Однако тот факт что татар записали в государственные крестьяне дал целый ряд преимуществ. Свою возможность они не упустили, сделавшись промышленниками и купцами.

Среди касимовских татар во все времена был высокий процент людей с высшим образованием. Уроженка Касимова Сара Шакулова (1887 — 1964) стала в России первой женщиной мусульманкой, заслужившей звание профессора.

До 1917 г. в городе существовало 5 театральных трупп, три из которых являлись татарскими. Мы даже подходили к обычному на вид дому, где вплоть до 20-х прошлого века существовал татарский театр.

Наша экскурсия давным-давно закончилась, однако мы, разговорившись с экскурсоводом, на часы попросту не смотрели.
 Вероника Витальевна живёт в Касимове с шести лет. В детстве часто ходила через Татарскую слободу, где татарский язык являлся делом вполне привычным.

В настоящем ситуация изменилась, на лавке возле домов татарские бабушки уже не сидят.

Зато в городе до сих пор функционирует мечеть. Её принято называть новой, хотя построена более 100 лет назад. Пять раз в день мула к молитве свою немногочисленную паству не призывает, но, по словам местных, по пятницам его намаз слышен. Я же, придя к мечети в четверг вечером, как и в пятницу утром, застал закрытые двери.

К моему большому сожалению, в Золотое кольцо России Касимов не входит. Жаль! Касимов городок интересный.

Здесь есть на что посмотреть, и если вы любите историю — вам определённо надо сюда приехать.
 
Будем надеяться, городские власти свою вотчину приведут-таки в порядок, после чего турпоток обязательно вырастет.

* * *

Вернёмся к сухой истории, где всё крайне запутано. Считается, что все тюрки мусульмане, но это не совсем так. Южнославянский народ болгары изначально был сформирован тюрками — булгарами.

Первое упоминание о чувашах относится к 1521 году. Чуваши входили в состав выбравшей ислам Булгарии, но сами учение Пророка не приняли. Долгое время чуваши оставались язычниками. По мнению исследователей, окончательно крестить чувашей удалось только к концу 18-ого века.

Итак, главный вопрос, не дающий покоя российским историкам, как на земле Рязанской появились татары? Споры не утихают более двух веков, и точного ответа никто не даёт. Даже Галина Старовойтова занималась изучением касимовских татар, позже избрав вместо науки политику.

Вспомним сухие строки летописи. После переворота в Золотой Орде хан Махмет ушёл в Крым, где ожидал получить поддержку единоверцев. С Крымом не вышло. Махмет направился к границам Московии и занял Белёв. Он что не понимал, куда идёт, не зная будет от местного населения поддержка или нет? В последующем Махмет обосновался не где-то, а в Казани, на земле принявшей ислам за пять веков до этого!

Историки часто рисуют Русь, которая граничила с Диким полем. А что представляло собой Дикое поле? Там что, реально никто не жил? Мы знаем, как распространялось среди язычников христианство.

А что ислам стоял на месте? Никакие проповедники к язычникам не ходили, и ислам своих территорий увеличить не желал? Из современной действительности мы все видим, как религии стремятся всеми силами расширить зону влияния.

В 1990-ые годы, когда такое понятие как заграница было чем-то абсолютно диковинным, в Касимов зачастили арабы. Они предлагали местной молодёжи, принять ислам и отправиться на учёбу в Каир. Благодаря одному такому местному парню, который окончил Исламское медресе в Каире, удалось расшифровать надписи на плитах сложенных в усыпальнице Шах-Али хана. Первоначальное их месторасположение было нарушено и часть плит была разломана.

Учёба вроде как хорошее дело, однако, начиная с нулевых, за подобными студентами стала наблюдать ФСБ. Думаю, не зря. Поездив по миру, я даже здесь в Касимове убедился — в этой жизни не всё так просто. Был момент, о котором я попросту не хочу писать…

На заре рождения Русь соседствовала с самыми разными народами, которых позже вобрала в себя, сделав русскими. Недалеко от Касимова находится Муром, где жила мурома. Отголоски ислама к муроме проникали, пророк Мухаммад был встроен в религиозную систему. С принятием христианства мурома потеряла самобытность.

Культура касимовских татар сохранилась за счёт веры, которой придал силу административный ресурс. Я видел в музее карту, где вокруг Касимова обозначались названия деревень на русском и на татарском.

Если бы Россия приняла ислам, и он стал государственной религией, мы бы в настоящем изучали осколки христианства. А что касается народа, если народ куда-то переселяется, подобное так или иначе отражается в истории.

Иван Грозный это уже другая эпоха, и тем не менее вспомним, как в 1563 году по воле царя состоялось массовое переселение татар на ярославскую землю. Город Романов на двести лет был полностью отдан во владение татарским мурзам.

Государство проводило политику христианизации татар. Указом от 13 декабря 1760 года романовские татары, отказавшиеся принять православие, были переселены в слободу около Костромы (в так называемую Чёрную деревню). За время пребывания татарских мурз Романов приобрёл мусульманский вид, на окраине города было построено несколько мечетей, но после переселения стойких в вере татар в окрестности Костромы все мечети в Романове были разобраны.
 С переселением татар связывают развитие овцеводства, давшего известную породу романовская овца.

В летописях нет записей о полчищах тюрков, пришедших в Мещёру и там осевших. В этом случае работает принцип домино: татары кого-то потеснили, эти других, те третьих. Когда подобное происходит неподконтрольно, возникает конфликт, начинается война за территорию — нашествие Батыя это в корне другое.

Моё мнение, татары на берегах Оки жили испокон веков.

Р. S. Хочется поблагодарить сотрудников музея за бережное отношение к нашей истории!